Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:13, реферат
Для начала следует определить хоть какие-то ориентиры, которые возможно носят спорный характер, но дают возможность найти точку отсчета в разговоре об инновационном поле и потенциале отечественного образования. Вводный текс будет сопровожден вопросами, которые определят рамки и направление дискуссии.
Введение 2
1.Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс 4
2.Виды современных инновационных технологий в сфере образования 11
3.Этапы (фазы) нововведенческой работы в обра зовательном учреждении 15
Заключение 18
Список литературы 20
· в обучении;
· в воспитании;
· в управлении;
· в переподготовке кадров.
На основании этой типологии можно описать инновационное поле отечественного образования, а, следовательно, определить и вид предлагаемой инновации, решив, по крайней мере, вопрос о ее подлинности.
Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:
1. Организация
занятий (без разрушения
- создание
гомогенных классов с правом
перехода в классы иного
- создание профильных классов;
- методики
коллективных учебных занятий
с созданием ситуации
- игровые методики (викторины, диспуты).
Организация
занятий (с разрушением классно-
- метод проектов,
- школа – парк,
- создание
схем сетевого взаимодействия (может,
проходит как с разрушением,
так и без разрушения классно-
- индивидуальные образовательные траектории;
- тьютерство.
2. Представление
и передача содержания
- опорные сигналы;
- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;
- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;
- создание компьютеризированных курсов;
- технологии созданные на основе принципа полного усвоения;
- метод погружения;
- выделение
как профильного национального,
- программное обучение;
- проблемное обучение;
- организация
исследовательской
3. Методы
оценивания образовательного
- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);
- рейтинговая оценка;
- создание портфолио.
Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:
- создание различных вариантов школы полного дня;
- создание
психолого-педагогических
- создание
гувернерской службы внутри
- создание
детско-родительских
- создание
развернутой системы
- создание
систем дополнительной
Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности:
- маркетинговые исследования в практике школ;
- создание
систем автоматизации
- создание проблемных групп и кафедр внутри школы;
- создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;
- создание
сетевого взаимодействия и
- введение ваучеров в системе повышения квалификации.
Следует
также констатировать, что большинство
инноваций, которые сегодня широко
реализуются Министерством
- нормативно-подушевое финансирование;
- перевод образовательный учреждений в статус АНО;
- реформирование системы оплаты труда.
Под инновациями в подготовке и переподготовке кадров образования следует рассматривать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования:
- дистанционное обучение;
- создание сетевых структур;
- тьютерство;
- создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы) [2].
Анализируя
состояние инновационной
С.Д. Поляковым разработана модель нововведенческой работы в образовательном учреждении, включающая в себя че тыре фазы.
Фаза первая - поиск новых идей - состоит из нескольких этапов.
Фаза вторая - формирование нововведения - также со стоит из трех этапов.
Фаза третья - реализация нововведения.
1. Управленческие ресурсы.
Для реализации масштабного нововведения необходимо либо увеличение управленческих ресурсов, либо принятие кем-то из руководителей дополнительной ответственности, либо принятие новой должности. На данном этапе важным фактором, определяющим его успешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в эксперименте напрямую.
2. Инновационное обучение.
Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом. В этом процессе немаловажную роль играет авто ритет руководителя.
Фаза четвертая - закрепление новшества.
На данной фазе новшество касается уже всех слоев лед-коллектива, включая и те, кто настроен по отношению к нему отрицательно. Поэтому сейчас у руководителя двоякая задача решение не только организационных проблем, но и создание благоприятного психологического климата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот - системы к новшеству. Для смягчения этих процессов, для превращения инноваций в оптимальную традицию требуется, с одной стороны, психокоррекционная работа с педагогами и детьми, с другой закрепление обновленного образа учебного заведения в созна нии педагогического и ученического коллектива.
Рассмотренная нами модель описывает инновационные процессы преимущественно с позиций руководителей организации, заинтересованных во внедрении новшества, т.е. - внедрение «сверху». Но такая модель не является единственно возможной: существует и другой взгляд на инновационные процессы - не как на развиваемые, а как на саморазвивающиеся. Выглядит это, примерно, так. В процессе обострения каких-либо проблем образовательного учреждения в коллективе на первый план выступают носители инновационных идей, при благоприятных обстоятельствах они становятся объектом интереса коллег. Энтузиасты начинают апробировать новое в своей работе, выявляется группа учителей-проводников нового, иногда вступающая в конфликт с теми, кто этого нового не приемлет. В такой ситуации возможны два варианта: победа «авангарда» или наоборот, его поражение. При позитивном варианте в общественном мнении побеждает убежденность ценности и своевременности нововведения.
Два описанных выше варианта инновационных процессов отнюдь не являются противоречивыми, а могут и дополнять друг друга, но, по-нашему мнению, существует определенная закономерность: чем более стратифицирована структура власти и влияния в организации, тем сложнее внедрить инновационные ноу-хау «снизу». Соответственно - чем выше уровень централизации управления в организации, тем ниже инновационная активность.
В процессе планирования любой нововведенческой деятельности руководителям образовательных учреждений надлежит учитывать следующее: цели и задачи развития образования вытекают из реальных проблем социума. Начинать путь к новому качественному состоянию образовательного учреждения следует с изучения сложившейся в нем социально-образовательной ситуации. Планирование работы, поиск образовательно-воспитательной модели, максимально соответствующей условиям деятельности образовательного учреждения, построение экспериментально апробированных сценариев инновационной политики должно производиться с учетом специфических социокультурных условий микрорайона, запросов и образовательных потребностей учащихся. Лишь при соблюдении этих условий инновационное учебное заведение может стать центром образовательно-воспитательной работы, способствующим развитию самобытности человека и социально- культурного становления личности [1, 87-89].
Заключение.
Ни одна
сфера человеческой деятельности, а
сфера образования в первую очередь,
не может быть свободна от глобальных
эволюционных и революционных процессов,
происходящих в политической, экономической,
культурной, образовательной, технологической,
информационной и других средах, в
которых развивается любой
В России существует несоответствие между высоким интеллектуальным потенциалом страны и очень низкими темпами ее развития, она нуждается в качественном рывке на пути изменения технологий, науки, производства и бизнеса.
Информация о работе Инновационные технологии в сфере образования