Инновационные технологии в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:13, реферат

Описание работы

Для начала следует определить хоть какие-то ориентиры, которые возможно носят спорный характер, но дают возможность найти точку отсчета в разговоре об инновационном поле и потенциале отечественного образования. Вводный текс будет сопровожден вопросами, которые определят рамки и направление дискуссии.

Содержание работы

Введение 2
1.Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс 4
2.Виды современных инновационных технологий в сфере образования 11
3.Этапы (фазы) нововведенческой работы в обра зовательном учреждении 15
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

план.docx

— 45.28 Кб (Скачать файл)
>

·      в обучении;

    ·      в воспитании;

    ·      в управлении;

    ·      в переподготовке кадров.

На основании  этой типологии можно описать  инновационное поле отечественного образования, а, следовательно, определить и вид предлагаемой инновации, решив, по крайней мере, вопрос о ее подлинности.

Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация  занятий (без разрушения классно-урочной  системы)

- создание  гомогенных классов с правом  перехода в классы иного уровня;

- создание  профильных классов;

- методики  коллективных учебных занятий  с созданием ситуации взаимообучения;

- игровые  методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной  системы):

- метод  проектов,

- школа  – парк,

- создание  схем сетевого взаимодействия (может,  проходит как с разрушением,  так и без разрушения классно-урочной  системы).

- индивидуальные  образовательные траектории;

- тьютерство.

2. Представление  и передача содержания образования  

- опорные  сигналы;

- организация  межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- построение  учебного процесса по областям  человеческой деятельности или  историческим эпохам;

- создание  компьютеризированных курсов;

- технологии созданные на основе принципа полного усвоения;

- метод  погружения;

- выделение  как профильного национального,  культурного или культурологического  аспекта образования; 

- программное  обучение;

- проблемное  обучение;

- организация  исследовательской деятельности  с получением новых для учащихся  знаний.

3. Методы  оценивания образовательного результата:

- расширение  бальной шкалы (для фиксации  творческого продвижения);

- рейтинговая  оценка;

- создание  портфолио.

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:

- создание  различных вариантов школы полного дня;

- создание  психолого-педагогических центров  и подразделений школ;

- создание  гувернерской службы внутри школы;

- создание  детско-родительских объединений  вокруг школы;

- создание  развернутой системы дополнительного  образования внутри школы;

- создание  систем дополнительной мотивации  к общественно-полезной деятельности. 

Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности:

- маркетинговые  исследования в практике школ;

- создание  систем автоматизации школьного  управления;

- создание  проблемных групп и кафедр  внутри школы; 

- создание  попечительских и управляющих  советов с реальными функциями;

- создание  сетевого взаимодействия и структуры  взаимодействия школ (как правило,  на селе);

- введение  ваучеров в системе повышения  квалификации.

Следует также констатировать, что большинство  инноваций, которые сегодня широко реализуются Министерством образования, относились в большей степени  не к содержанию образовательному процесса, а принципам его управления. К  таким инновациям можно отнести:

- нормативно-подушевое финансирование;

- перевод  образовательный учреждений в  статус АНО;

- реформирование  системы оплаты труда. 

Под инновациями в подготовке и переподготовке кадров образования следует рассматривать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования:

- дистанционное  обучение;

- создание  сетевых структур;

- тьютерство;

- создание  интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы) [2].

 

3.Этапы (фазы) нововведенческой работы в обра зовательном учреждении

Анализируя  состояние инновационной деятельности в образовательных учреждениях, необходимо отметить тот факт, что  учителя и администрация, ранее  не имевшие свободы творчества, увидели  в современной ситуации свою главнейшую задачу в овладении этой свободой. В связи с этим возникла настоятельная  необходимость осмысления и создания управленческой внутришкольной системы.

С.Д. Поляковым  разработана модель нововведенческой работы в образовательном учреждении, включающая в себя че тыре фазы.

Фаза  первая - поиск новых идей - состоит  из нескольких этапов.

  1. Создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвященных развитию инновационных процессов в образовании; анализ полученной информации.
  2. Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения, возможно, с помощью консалтинговой службы.

Фаза  вторая - формирование нововведения - также  со стоит из трех этапов.

  1. Анализ и проектирование. Формулирование нововведен-ческих идей и возможностей учебного заведения, проекти рование хода работы.
  2. Апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей.
  3. Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.

Фаза  третья - реализация нововведения.

1. Управленческие  ресурсы.

Для реализации масштабного нововведения необходимо либо увеличение управленческих ресурсов, либо принятие кем-то из руководителей  дополнительной ответственности, либо принятие новой должности. На данном этапе важным фактором, определяющим его успешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в эксперименте напрямую.

2. Инновационное  обучение.

Необходимо  освоение инновационных технологий всем коллективом. В этом процессе немаловажную роль играет авто ритет руководителя.

Фаза  четвертая - закрепление новшества.

На данной фазе новшество касается уже всех слоев лед-коллектива, включая и те, кто настроен по отношению к нему отрицательно. Поэтому сейчас у руководителя двоякая задача решение не только организационных проблем, но и создание благоприятного психологического климата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот - системы к новшеству. Для смягчения этих процессов, для превращения инноваций в оптимальную традицию требуется, с одной стороны, психокоррекционная работа с педагогами и детьми, с другой закрепление обновленного образа учебного заведения в созна нии педагогического и ученического коллектива.

Рассмотренная нами модель описывает инновационные  процессы преимущественно с позиций  руководителей организации, заинтересованных во внедрении новшества, т.е. - внедрение  «сверху». Но такая модель не является единственно возможной: существует и другой взгляд на инновационные процессы - не как на развиваемые, а как на саморазвивающиеся. Выглядит это, примерно, так. В процессе обострения каких-либо проблем образовательного учреждения в коллективе на первый план выступают носители инновационных идей, при благоприятных обстоятельствах они становятся объектом интереса коллег. Энтузиасты начинают апробировать новое в своей работе, выявляется группа учителей-проводников нового, иногда вступающая в конфликт с теми, кто этого нового не приемлет. В такой ситуации возможны два варианта: победа «авангарда» или наоборот, его поражение. При позитивном варианте в общественном мнении побеждает убежденность ценности и своевременности нововведения.

Два описанных  выше варианта инновационных процессов  отнюдь не являются противоречивыми, а  могут и дополнять друг друга, но, по-нашему мнению, существует определенная закономерность: чем более стратифицирована структура власти и влияния в  организации, тем сложнее внедрить инновационные ноу-хау «снизу». Соответственно - чем выше уровень централизации  управления в организации, тем ниже инновационная активность.

В процессе планирования любой нововведенческой деятельности руководителям образовательных учреждений надлежит учитывать следующее: цели и задачи развития образования вытекают из реальных проблем социума. Начинать путь к новому качественному состоянию образовательного учреждения следует с изучения сложившейся в нем социально-образовательной ситуации. Планирование работы, поиск образовательно-воспитательной модели, максимально соответствующей условиям деятельности образовательного учреждения, построение экспериментально апробированных сценариев инновационной политики должно производиться с учетом специфических социокультурных условий микрорайона, запросов и образовательных потребностей учащихся. Лишь при соблюдении этих условий инновационное учебное заведение может стать центром образовательно-воспитательной работы, способствующим развитию самобытности человека и социально- культурного становления личности [1, 87-89].

 

Заключение.

Ни одна сфера человеческой деятельности, а  сфера образования в первую очередь, не может быть свободна от глобальных эволюционных и революционных процессов, происходящих в политической, экономической, культурной, образовательной, технологической, информационной и других средах, в  которых развивается любой социум. К концу 20 столетия в мире во всех средах, тесно взаимосвязанных между  собой и, в глобальном масштабе обеспечивающих человеческую жизнедеятельность, произошли  коренные изменения. В экономической  среде всех развитых стран осуществился переход от сырьевых источников дохода к интеллектуальным ресурсам. Деньги, как инструмент в геоэкономическом сегменте отодвинулись на второй план и уступили место технологиям, что в свою очередь повлекло за собой стремительное развитие технологической среды. С начала 90-х годов технологии «high-tech» начали занимать лидирующие позиции во многих отраслях производства, однако уже сегодня они, опираясь на бурное развитие информационной среды, все отчетливее уступают место технологиям «high-hume» - технологиям создания технологий. В связи, с чем сейчас  в мире отмечается ощутимая зависимость общества от состояния своей информационной структуры.  Все эти процессы привели к тому, что современное развитое общество является обществом образования.

В России существует несоответствие между высоким интеллектуальным потенциалом страны и очень низкими темпами ее развития, она нуждается в качественном рывке на пути  изменения технологий, науки, производства и бизнеса.

Информация о работе Инновационные технологии в сфере образования