Инновационный характер развития фирмы в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Инновационный бизнес – это любая целенаправленная профессионально-инновационная деятельность, занимающаяся научными исследованиями и разработками во всех сферах народного хозяйства. Объектом и предметом, которой выступают инновационные исследования, результаты которых представляют собой интеллектуально-информационные и материально-вещественные продукты, являющиеся результатами.
Инновационная деятельность является фактически единственным средством, обеспечивающим поддержание уровня конкурентоспособности любой экономической системы. Инновационная деятельность направлена на создание производства новых или не достающих товаров (услуг).

Файлы: 1 файл

Курсовая переделка.docx

— 109.10 Кб (Скачать файл)

Введение

 

    Инновационный бизнес – это любая целенаправленная профессионально-инновационная деятельность, занимающаяся научными исследованиями и разработками во всех сферах народного хозяйства. Объектом и предметом, которой выступают инновационные исследования, результаты которых представляют собой интеллектуально-информационные и материально-вещественные продукты, являющиеся результатами.

    Инновационная деятельность является фактически единственным средством, обеспечивающим поддержание уровня конкурентоспособности любой экономической системы. Инновационная деятельность направлена на создание производства новых или не достающих товаров (услуг). Инновации имеют для предприятия огромное значение, т. к. именно они определяют его потенциал развития на долгосрочную перспективу.

Проблемы/задачи инновационного бизнеса на микро- и макроэкономическом уровнях:

  • разработка новых моделей бизнеса и менеджмента и их апробация в действующих, а главным образом, в создающихся фирмах;
  • осмысление феноменов этой эпохи и экономики (включая анализ кризисных явлений последних лет, наблюдаемых в High-tech секторе);
  • интеграция российского инновационного бизнеса в авангард новой глобальной экономики;
  • разработка модернизированных концепций, инновационного дизайна и моделей инновационного менеджмента;
  • разработка и корректировка стратегий инновационной политики на государственном и региональном уровнях, а также стратегий и тактики информатизации;

     Результат решения этих проблем и задач приведет к синергетическому эффекту, гарантированности, защищенности и оптимальности функционирования организационных структур.

Любая производственная система функционирует в условиях определенной внешней среды –  совокупности элементов, изменение  свойств которых влияет на систему, а так же тех объектов, чьи свойства меняются в результате изменения  поведения системы. Внешняя среда  производственной системы включает в себя поставщиков покупателей, государственные и местные органы власти, налоговые органы и т.д. Все  эти факторы предполагают достижение предприятием определенного технико-организационного уровня развития.

Изменение технико-организационного уровня проявляется  в использовании трех элементов: труда, средств труда и предметов труда. Следовательно, мероприятия, приводящие к изменению технико-организационного уровня развития предприятия, меняют процесс производства. Чтобы определить факторы, влияющие на изменение процесса производства и развития предприятия, необходимо осуществить анализ деятельности предприятия.

Экономический анализ преследует следующие цели:

  1. получить объективную оценку деятельности организации преимущественно в виде показателей и аналитических выборок;
  2. поиск скрытых возможностей или резервов развития предприятия. Эти резервы позволяют оценить перспективы развития предприятия, а так же используются в процессе планирования и прогнозирования деятельности организации.

Основной целью анализа экономической  деятельности предприятия так же является возможность дать управленческому  персоналу объективные данные и  аналитический инструментарий для  получения объективной оценки деятельности организации и управления этой деятельностью. Таким образом, анализ выступает  как один из элементов управления и позволяет получить обобщенную оценку основных результатов деятельности предприятия. В число важнейших задач анализа хозяйственной деятельности предприятия входят:

  1. исследование экономических явлений в организации и факторов, их обусловивших;
  2. повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов, контроль за их выполнением;
  3. определение экономической эффективности использования труда, материальных и финансовых ресурсов, оценка эффективности деятельности предприятия;
  4. выявление и измерение внутрихозяйственных резервов на всех стадиях производственного процесса;
  5. изучение и обобщение передового опыта, испытание управленческих решений.

Предметом экономического анализа  является хозяйственная деятельность предприятия, хозяйственные явления  и процессы, а так же причинно-следственные связи экономических процессов и явлений.         Объектом экономического анализа выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия как совокупность производственных отношений, рассматриваемая во взаимосвязи с технико-организационными, социальными и природными условиями хозяйственной деятельности.

Таким образом, экономический анализ является системным, так как рассматривает предприятие  в целом, научным, так как использует математические модели, и прогностическим, так как направлен на будущее (на его основе осуществляется прогнозирование  и планирование).

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и роль инноваций в современных условиях

 

     Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в большей мере зависит не от имеющихся ресурсов, а от инновационного характера производства. Тенденция мирового развития выявила радикальные перемены, вызванные взрывом новшеств в области техники и технологий. Успешность внедрения во внешнюю высокотехнологичную рыночную среду определяется наличием в компании инновационного менеджмента, представители которого могут быстро реагировать на непрерывные изменения. В мировой литературе слово инновация является синонимом таких русских слов как нововведение или новшество. Имеется несколько подходов к определению сути инновации. Это может быть результат творческой деятельности в виде продукта, технологии, метода и тому подобное. В то же время это может быть процесс замены старых подходов, принципов, изделий и технологий новыми, с отличными от старых потребительскими свойствами. Если в результате применения в организации какого-либо нововведения в ней изменяются привычные стереотипы деятельности, то это есть проявление инновационной деятельности. Воплощение научно-технического потенциала в новые продукты и технологии — тоже инновация. Инновации возникают не только в сфере высоких технологий с участием изобретателя или предпринимателя, они могут возникнуть и при создании или реализации низких технологий, продуктов или услуг.

    В условиях рынка важнейшим признаком инновации выступает новизна потребительских свойств, а техническая новизна играет второстепенную роль.

    Определяя стратегию своего развития и выживания в конкурентной борьбе, фирма должна все время держать в поле своего внимания один из определяющих вопросов стратегического плана — разработка новых продуктов и инновации. Для того, чтобы поддерживать высокие темпы развития компании и уровень ее доходности есть единственный способ — это непрерывное внедрение новшеств. Однако необходимо помнить, что способность компании к инновационной деятельности, к умению быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке и в окружающей фирму среде, определяется не только соответствующими знаниями. Она подкрепляется постоянным обучением персонала, изменениями организационной структуры и своеобразной организационной культурой, которой должны следовать все работники фирмы от топ менеджмента до рядового сотрудника.

    В инновационной организации слабо выражена формализация поведения, специалисты, объединенные в функциональные подразделения, одновременно принимают участие в проектных группах, деятельность которых регулируется менеджерами-интеграторами. Инновационная организация должна избегать бюрократической структуры управления, жесткого разделения труда, высоко формализованного поведения, опоры на системы планирования и контроля. В инновационной организации информационные процессы и процессы принятия решений протекают гибко и неформально, не соблюдается единоначалие и, в случае необходимости, возможно прерывание властных полномочий. В литературных источниках инновационную организацию часто называют — адхократия.

При изучении инновационного менеджмента необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства: отношение менеджеров к инновациям и степень зрелости компании по отношению  к нововведениям; признание инновации  в качестве приоритетной области  деятельности; необходимость постоянной оценки трудностей, возникающих на пути внедрения новшеств, и поиск  способов их преодоления.

    В литературе вы не найдете единственного определения термина инновация. Так Питер Дойль определяет термин инновация в менеджменте как создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные. Если в результате изменений внешней рыночной среды у потребителей появляются новые потребности или новые способы удовлетворения существующих потребностей, то для соответствующих организаций создаются благоприятные возможности для инноваций. Изменения же внешней среды происходят непрерывно и из-за перемен в уровне и образе жизни людей, изменений технологий и веяний моды. Вместе с этими изменениями появляются и новые потребности. Появляется необходимость в новых знаниях и возможность реализации новых решений, которые могут удовлетворить новые потребности потенциальных потребителей. Новые знания позволяют не только совершенствовать продукты и услуги, но и снижать их себестоимость и улучшать их качество. При этом расширяются рынки сбыта, увеличиваются объемы продаж, что способствует росту компаний, повышению их конкурентоспособности и реализации их потенциала. Менеджеры должны постоянно анализировать и оценивать те изменения, которые происходят вокруг, оценивать смысл происходящих перемен, выделять главные экономические и технологические изменения и их значение для потребителей, конкурентов и своей компании.

    Следует обратить внимание, что инновация вначале материализуется в виде новой продукции, услуге, технологии или организации труда, а затем уже коммерциализуется, превращаясь в источник дохода. Кроме того, понятия новшество и нововведение имеют определенные различия. Первоначально возникает новшество в виде изобретения или нового метода.

Если  это новшество используется, то появляется нововведение, а когда оно используется в широком масштабе, то становится инновацией. Следовательно, инновация  должна обладать новизной, удовлетворять  спросу потребителей на рынке и должна приносить прибыль производителю.

 

 

2. Задачи и функции инноваций 

 

 

    Главной и решающей целью инновационного менеджмента является обеспечение успешного функционирования организации путем осуществления инновационных процессов, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Инновационный менеджмент призван осуществить  гармонизацию развития организации, то есть согласованное функционирование всех ее подразделений и систем в  соответствии с изменениями, происходящими  во внешней среде.

    Цель организации – удовлетворение потребностей потребителя, а прибыль выступает как результат осуществления инновационной деятельности. Для обеспечения гармонизации необходимо создать в организации систему внутрифирменного управления инновациями, предназначенную для решения следующих задач:

• выработка стратегической концепции  инновационной деятельности;

• определение направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

• создание организационной структуры  управления инновациями;

• планирование производства и сбыта  инновационной продукции;

• эффективное использование кадрового  и ресурсного потенциала;

• контроль исполнения работ и  принятых решений;

• создание творческой атмосферы  и мотивации интеллектуального  труда

    Гармонизация с внешней средой предусматривает учет существующих в ней ограничений и решает следующие задачи:

- формирование стратегических и тактических целей инновационной деятельности организации с учетом тенденций развития научно-технического прогресса;

- проведение маркетинговых исследований; оценка и использование опыта и достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций).

В практике управления выделяют две группы функций  инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие.

Основные функции — это формирование целей, планирование, организация и контроль.

Обеспечивающие функции включают в себя те управленческие процессы, которые способствуют эффективному осуществлению основных функций.

Среди них  можно выделить: социально-психологические  функции — делегирование полномочий, мотивация труда; процессуальные функции  — принятие решений и коммуникации. Осуществление инновационных идей зависит от эффективности принятых управленческих решений, поэтому менеджеры  обязаны выработать четкую последовательность действий, связанных с их выработкой и реализацией. Совокупность таких  действий и их выполнение составляют содержание процессуальной функции  принятия решений. Функция коммуникации заключается в получении, переработке  и передаче информации для осуществления  инновации.

    В инновационном процессе имеют дело с новой информацией, поэтому функция коммуникации весьма важна, имеет свою специфику и требует создания в организации специальных информационных структур. Процесс управления начинается с формирования системы целей и задач инновационной деятельности на определенный период времени. Процесс формирования целей является одним из важнейших разделов инновационного менеджмента, так как при этом обеспечивается единая направленность усилий всех членов организации. Под целью будем понимать желаемое состояние инновационной системы в конце планируемого периода, выраженное совокупностью ее характеристик. С одной стороны цель есть результат прогнозов и оценки сложившейся ситуации, а с другой стороны она является ограничением для планируемых инновационных мероприятий. Необходимо скоординировать цели различных уровней организации и различных сфер ее деятельности с имеющимися и доступными ресурсами. Обоснованное определение пропорций инновационной деятельности в соответствии с выбранными целями развития, имеющимися возможностями ресурсного обеспечения и прогнозируемым спросом на рынке называется планированием. Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности организации вызывается усложнением инновационных проектов, их вероятностным характером, специализацией и кооперацией в инновационной сфере.

    В системе инновационного менеджмента планирование выполняет следующие основные задачи:

структурирует цели и доводит их до исполнителей;

формирует программы мероприятий  для достижения поставленных целей;

обеспечивает взаимосвязь отдельных  целей, мероприятий и исполнителей;

определяет материальные, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые  для реализации инновационных программ; оценивает и регулирует ход работ.

Организация инноваций составляет одну из важнейших  функций инновационного менеджмента, которую выполняют руководители всех уровней. Она заключается в  распределении всех ресурсов, необходимых  для выполнения плана и достижения целей организации.

Информация о работе Инновационный характер развития фирмы в современных условиях