Инновационный процесс и его основные стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика - это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Инновационный процесс……………………………………………………..4
1.1 Основные этапы инновационного процесса……………………………..7
1.2 Основные понятия, принципы,
классификация………………………………………………………….10
1.3 Виды инновационного процесса………………………………………….15
1.4 Технология управления инновационным
процессом, сущность, значение……………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Курсовая Инновационный менеджмент.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

 

Институт туризма и международных экономических отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: «Инновационный процесс и его основные стадии»

 

    

 

 

 

 

 

 

 Выполнил: Студент группы 0611.2, курс 4,

вечерней формы обучения, специальности 08507.65 «Менеджмент» Султанов Роман Климентьевич

   
 

Руководитель: Тимощенко Евгений Анатольевич


 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

1 Инновационный процесс……………………………………………………..4

    1. Основные этапы инновационного процесса……………………………..7
    2. Основные понятия, принципы,

      классификация………………………………………………………….10

1.3 Виды инновационного процесса………………………………………….15

1.4 Технология управления инновационным

      процессом, сущность, значение……………………………………….16

 

Список литературы…………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика - это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции.

Научно-техническая политика охватывает все структурные звенья, определяющие научно-технический прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском принципиально новой продукции, продукции, новой для данного предприятия, но имеющейся на рынке, а также совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационный процесс

 

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

  • во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
  • во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

 

 

 

 

 

Рис.   1.  Инновационный процесс

 

Генерация идеи


 

 

Анализ потребностей                                                     Проверка технической

      рынка                                                                          осуществимости


 

 

Создание опытного образца


 

 

 

Комплексные испытания

и совершенствование

технических характеристик


 

 

 

Зондирование рынка


 

 

 

Организация широкомасштабного                                       Широкомасштабный

     производства                                                                     маркетинг


 

 

 

Рыночная экспансия

 

 

Важное направление в изучении инновационных процессов - выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.

 

 

 

Таблица: Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов

 

Группа факторов

Факторы, препятствующие иннова-ционной деятельности

Факторы, способствующие инновационной деятельности

Экономические, технологические

  • недостаток средств для финансирования инновационных проектов
  • слабость материально- и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей
  • доминирование интересов текущего производства
  • наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий
  • наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры
  • материальное поощрение за инновационную деятельность

Политичес-кие, правовые

  • ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства
  • законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность
  • государственная поддержка инноваций

Организационно-управленческие

  • устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации
  • ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий
  • жесткость в планировании
  • ориентация на сложившиеся рынки
  • ориентация на краткосрочную окупаемость
  • сложность согласования интересов участников инновационных процессов
  • гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок
  • децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп

Социально-психологические, культурные

  • сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций
  • боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу
  • сопротивление всему новому, что поступает извне
  • моральное поощрение, общественное признание
  • обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда
  • нормальный психологический климат в трудовом коллективе

 

 

 

1.1 Основные этапы инновационного процесса

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

·          во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;

·          во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.*

Большинство прогрессивных новвоведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним из важных результатов инновационной деятельности.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование.

Отсутствие любого из компонентов приведет к нарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования.

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания как новшества, так и нововведения. Этапы создания новшества включают следующие стадии:

*           фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;

*           прикладные исследования и экспериментальные модели;

*           экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;

*           первичное освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным производством, поставка продукции;

*           потребление и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового.

Представленный таким образом инновационный процесс в полной мере отражает жизненный цикл нового продукта. Жизненный цикл - стадийность процесса, единство его начала и конца.

Применительно к нововведению, как процесса переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя стадии:

*           зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества;

*           освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;

*           диффузия - распространение, тиражирование и многогранное повторение на других объектах;

*           рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Нововведение как процесс, не может считаться полностью завершенным на одной из этих стадий. С другой стороны жизненный цикл может прекратиться на стадии использования, если не сомкнется с нововведением.

Таким образом, оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием инновационного процесса и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс её коммерциализации.

 

 

 

 

1.2  Основные понятия, принципы, классификации.

Инновации (нововведения) представляют собой количественные и качественные изменения технической базы производства и механизма управления предприятием, направленные на производство новой или улучшенной продукции, на внедрение и использование новых видов оборудования, новых форм организации производства, сбыта и новых методов управления. Это не только технический, но и экономический и социальный термин. Новые знания не равнозначны инновации, они предшествуют ей, и только будучи примененными на практике они превращаются в инновации. Предприятие, внедряющее инновацию, всегда рискует. В случае успешного внедрения инновации оно получает вознаграждение за риск в виде возросшей прибыли. По мере процесса распространения инновации прибыли предприятия, первым внедрившего её, начинают сокращаться.

Конкурентная экономическая среда играет решающую роль в активизации инновационных процессов в рамках частных предприятий. Этим преодолевается тенденция к застою, характерная для крупных компаний. Конкуренция заставляет их идти на риск инноваций, чтобы удержать свои позиции. В случае недостаточного внимания к инновационной деятельности предприятие может лишиться своих рынков и понести финансовые потери.

Информация о работе Инновационный процесс и его основные стадии