Инновационный процесс и его основные стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика - это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Инновационный процесс……………………………………………………..4
1.1 Основные этапы инновационного процесса……………………………..7
1.2 Основные понятия, принципы,
классификация………………………………………………………….10
1.3 Виды инновационного процесса………………………………………….15
1.4 Технология управления инновационным
процессом, сущность, значение……………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Курсовая Инновационный менеджмент.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность:

    • советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;
    • отделения и центральные службы развития новых продуктов, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки новой продукции и её внедрение;
    • проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования и разработку новой продукции от идеи до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. В случае успешного внедрения инновации такие группы зачастую становятся ядром новых дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;
    • отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;
    • центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке путем расширения объема продаж. Такие подразделения являются хозяйственно самостоятельными. Причем материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке;
    • венчурные структуры выступают зачастую в качестве дочерних компаний крупных корпораций, либо как самостоятельные предприятия. Они разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные с повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью;
    • специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие;
    • аналитические группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.

Характерной тенденцией развития инновационной деятельности является поиск предприятиями интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках:

    • отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;
    • инновационных центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма;
    • финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений.

В современных условиях успешному научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые структуры и т.п., где связи строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Как правило, динамично развивающиеся ФПГ включают специализированные инновационные структуры, такие как научно-исследовательские технологические центры, лаборатории и т.д. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе венчурные структуры. Благодаря этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью.

Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия в целом не влияет на эффективность инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:

    • наличие больших материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления дорогостоящих нововведений;
    • возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний;
    • возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;
    • меньшая вероятность банкротства в случае неудачи некоторых инноваций.

Роль мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:

    • возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность и нетрадиционные подходы;
    • возможность деятельности в тех областях, где крупным предприятиям результаты представляются неперспективными, ограниченными или слишком рискованными при незначительных масштабах прибыли в случае успеха;
    • фактическое отсутствие бюрократического руководства.

Необходимость поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов в производство, доведение их до рынка способствуют объединению преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка крупными предприятиями лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или поглощение компаний, освоивших новый продукт или технологию, привлечение мелких высокотехнологичных предприятий в качестве поставщиков и субподрядчиков.

 

 

 

Список литературы:

 

 

    1. Афонин И.В. «Инновационный менеджмент» 2005г.
    2. Дорофеев В.Д. «Инновационный менеджмент» 2003г.
    3. Уткин Э.А. «Инновационный менеджмент» 1996г.
    4. Хучек М. «Инновации на предприятиях и их внедрение» 1996г.
    5. Переодическое издание Вопросы экономики.
    6. Фатхутдинов Р.А. Инновационных менеджмент = Innovatory management: учебник для студентов вузов по специальности и направлению “менеджмент”. – М.:- Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1998
    7. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: - Ростинтэр, 1996
    8. Яковец Ю.В. «Инновационный менеджмент», М: ИНФРА-М.: 2000г.
    9. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой  З.П., Саломатина Н.А. М.: ИНФРА-М, 2000.
    10. Инновационный менеджмент/Под ред. С.Д.Ильенковой.-   М.:ЮНИТИ,2003
    11. Веснин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект,2003
    12. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Таганрог: ТРТУ, 1998. - 218 с.
    13. Инновационный менеджмент./ Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 320с.
    14. Инновационный менеджмент. Справочное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное./Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2003. – 512с.
    15. Ионов М. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности.// Экономист. – 1992, № 5
    16. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. - СПб: ГИЭА, 2003. – 286с.
    17. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304с.
    18. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент.// Деловая информация . – 1997, № 2, 3, 5

 

 

 

 


Информация о работе Инновационный процесс и его основные стадии