Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:39, курсовая работа
Более правильным представляется определить сущность инновации как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
- первичное освоение, подготовка
производства, запуск и управление
освоенным производством,
- потребление и устаревание,
необходимая ликвидация
Представленный таким образом инновационный процесс в полной мере отражает жизненный цикл нового продукта. Жизненный цикл - стадийность процесса, единство его начала и конца.
Применительно к нововведению, как процесса переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя стадии:
зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества;
освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
диффузия - распространение, тиражирование и многогранное повторение на других объектах;
рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
Нововведение как процесс, не может считаться полностью завершенным на одной из этих стадий. С другой стороны жизненный цикл может прекратиться на стадии использования, если не сомкнется с нововведением.
Таким образом, оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием инновационного процесса и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс её коммерциализации. 7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
Инновационный процесс в силу своей специфики объединяет науку, технику, производство, предпринимательство, финансовый сектор, маркетинг и менеджмент. В инновационном процессе решаются разнообразные в качественном отношении задачи, а также могут быть достигнуты существенно дифференцированные экономические результаты.
В связи с переходом к рыночной организации экономики принципиально изменились условия деятельности предприятий. Для того, чтобы стать полноправным субъектом рыночной системы, предприятию необходимо самостоятельно осуществлять поиск источников финансирования, выбор эффективных технологий, способных обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции, анализ рынков сбыта, установление связей с новыми поставщиками и многое другое, то есть осуществлять «новые комбинации» с целью наиболее эффективного использования ресурсов. Отечественные предприятия не имеют достаточного опыта инновационной деятельности в условиях рыночных отношений. Поэтому в последние время особую значимость приобрели проблемы, связанные с регулированием инновационных процессов на микро- и макроуровнях, эффективностью использования прямых и косвенных методов государственного регулирования инновационной деятельности.Однако требуют уточнения и дальнейших исследований некоторые теоретические аспекты категории «инновация», в частности, с точки зрения предмета экономической теории, научные подходы к формированию национальной инновационной системы.
Инновации становятся объектом рыночного обращения в силу того, что являются результатом специфического знания, обеспечивающего временную монополию, а вместе с тем и условием для возмещения затрат и получения прибыли. С возникновением юридического понятия «интеллектуальная собственность» и приобретением авторских прав существенно преобразуется роль разработчиков инноваций, в том числе государства как института, влияющего на систему организации науки - важнейшего источника инновации.
Рассмотрев взгляды на категорию инновации различных исследователей, нами предлагается следующее определение инновации, которое, на наш взгляд, соответствует современным требованиям отечественной науки. Инновация - это конечный результат инновационного процесса, обладающий «полезным инновационным эффектом», осуществленный на основе государственной поддержки и рыночного механизма конкуренции.8
Актуальная задача текущего периода - обеспечение стабильного экономического развития, происходящего в сложных политических, экономических условиях, вызванных целым рядом факторов. В экономике республики наметились позитивные тенденции, постепенно преодолеваются трудности, вызванные разрывом межхозяйственных связей, кризисом неплатежей, преобладанием бартерного товарообмена, толлинговых операций, снижением платежеспособного спроса на отечественную продукцию.Работа с документами по инновационной деятельности, поступающими от предприятий, министерств и ведомств, а также анализ публикаций и периодической печати показали необходимость установления единого толкования терминов "инновация" и "инновационная деятельность", поскольку восприятие этих понятий влияет на принимаемые управленческие решения и последующие действия, которые связаны с организацией производственной деятельности, финансированием с вопросами налогооблаженгия, учетом затрат на выполнение мероприятий, защитой интеллектуальной собственности.
Из литературных источников выявлено множество вариантов трактовки термина "инновация".
Инновация - конечный результат интеллектуального творческого труда, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги), либо нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.
Инновация - это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.
Инновация - процесс внедрения нового изделия, вещества, процесса, технологии, услуги.
Инновация - (новообразование, нововведение) результат совокупной интеллектуальной и производительной деятельности, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса.
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Множественность определений термина "инновация" и различное его толкование могут создавать проблемы юридического плана, отражаться на вопросах финансирования, учета, отчетности по инновационной деятельности.
Необходимо особо выделить связь инновации с наукой. Во многих источниках литературы, в том числе отечественных, инновация интерпретируется как прямое следствие научно-исследовательского процесса. Однако опыт развитых стран, ориентирующих свою экономику на инновационный путь развития, свидетельствует, что инновация является результатом не только научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, даже в случаях весьма высокой степени использования их результатов. Инновационный процесс, то есть сама инновация возникает на предприятиях (и у других потребителей) благодаря чисто научным достижениям, а также в процессе контактов товаропроизводителей с клиентами, поставщиками и конкурентами, т.е. на основе информации, касающейся конъюнктуры рынка.
В этой связи знания, необходимые
для развития инноваций, отличаются
от знаний, формируемых в ходе научного
процесса. Эти отличия основаны на
комплексе взаимосвязанных
Инновационная деятельность
- вид деятельности, связанный с
трансформацией идей (обычно результатов
научных исследований и разработок
либо научно-технических достижений)
в новый или
1) инструментальная подготовка
и организация производства
(приобретение производственного оборудования
и инструмента, изменения в них, а также
в процедурах, методах и стандартах производства
и
контроля качества, необходимых для изготовления
нового продукта или
применения нового технологического процесса);
2) пуск производства и предпроизводственные разработки (модификации продукта и технологического процесса, переподготовка персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкций);
3) маркетинг новых продуктов
(виды деятельности, связанные с
выпуском новой продукции на рынок, включая
предварительные исследования рынка,
адаптацию продукта к различным рынкам; рекламную
кампанию, но исключая создание сетей
распространения для реализации на рынке);
4) приобретение неовеществленной
технологии со стороны (патенты, лицензии,
ноу-хау, торговые марки, конструкции,
модели и услуги
технологического содержания);
5) приобретение овеществленной
технологии (машины и оборудование,
по своему технологическому
6) производственное
для создания концепции, разработки производства
и маркетинга новых
продуктов и процессов.) Оно может быть
частью первоначальной концепции продукта
или процесса, то есть научных исследований
и разработок,
но может быть также связано с инструментальной
подготовкой, организацией производства
и его пуском, маркетингом новых продуктов.Инновационная
деятельность направлена на внедрение
новых идей, научных знаний, технологий
и видов продукции в различные области
производства и сферы управления обществом,
результаты которой используются для
экономического роста и конкурентоспособности.
Экономическая наука различает пять типов инновации:
1. Введение нового продукта
2. Введение нового метода производства
3. Создание нового рынка
4. Освоение нового источника
поставки сырья или
5. Реорганизация системы управления.
В приведенном перечне 1,
2 и 4 пункты подразумевают создание
новой промышленной или иной продукции
и технологических процессов, а
также значительные технологические
изменения продуктов и
Продуктовые инновации охватывают процессы внедрения новых или усовершенствованных продуктов, определяемые как радикальная продуктовая инновация, когда функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают продукт от ранее выпускающегося. Важным обстоятельством является последующее возможное влияние инновации на конъюнктуру соответствующей области рынка в части формирования спроса и предложения на новый вид товаров или услуг. Инновация может считаться реализованной, если она используется в производственном процессе, обладает конкурентными преимуществами и устойчивым спросом на рынке.
Процессные инновации - это новые технологии производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства применительно к новым технологиям. Как правило, процессные инновации сопровождаются продуктовыми инновациями, и активное развитие процессных инноваций приводит к развитию технологического уклада.
Анализ существующих классификаций инноваций позволил нам дополнительно выделить следующие виды:
• по источнику появления:
инновация «наращивания» - создание
новых продуктов и процессов собственным
научно-техническим потенциалом; инновация
«имитации» или «заимствования» - освоение
зарубежных инноваций с последующей модификацией,
адаптацией к условиям страны;
• по типу продукта: общественный; смешанный (клубный); частный;
• по виду эффективности: инновации,
обладающие экономическим
эффектом; инновации с социальным эффектом;
инновации, обладающие
экологическим эффектом; инновации, обладающие
научно-техническим
эффектом.
Таким образом, инновационная
экономика и инновационная