Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:24, реферат
В Республике Казахстан предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
Введение
Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3. Примеры инноваций в мире путешествий
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3. Примеры инноваций в мире путешествий
Заключение
Список литературы
Введение
В Республике Казахстан предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.
Туризм является одной из ведущих
и наиболее динамичных отраслей экономики
и за быстрые темпы он признан
экономическим феноменом
Туризм, являясь в настоящее
время глобальным социально-экономическим
явлением, функционирующим в условиях
порой весьма жесткой конкуренции,
характеризуется большой
Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И такой отраслью является туризм.
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инноваций
Инновации и
инновационная деятельность традиционно
представляются как направление
научно-технического прогресса (высокотехнологичной
его составляющей) и как процесс,
связанный с внедрением результатов
научных исследований и разработок
в практику. Однако смысл и содержание
понятия «инновация» более
Термин «инновация» (от анг. innovation-нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные автор, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс.
Так, в современном словаре иностранных слов (в соответствии со сводом международных стандартов «Руководство Фраскати») инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
В оксфордском толковом словаре понятие «инновация» разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами».
Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.
Нововведения (инновации)
возможны во всех сферах деятельности
человека. Исходя из многовариантных
возможностей, инновации различаются
по сфере приложения, масштабам распространения
и по характеру. По сфере приложения
инновации подразделяются на научно-технические,
организационно-экономические, социально-культурные
и государственно-правовые. По масштабам
распространения различают
Основные функции инноваций:
- они вовлекают
в производство новые
- повышают уровень
жизни каждого человека и
- помогают привести
в соответствие структуру
- являются результатом
применения творческих
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
Изучение тенденций
и закономерностей комплексного
освоения инноваций, планирование положительных
результатов и управление ими
– сложная методологическая проблема
в сфере туризма, связанная прежде
всего с классификацией нововведений.
В качестве значимых для определения
сути инноваций в туризме выделяют
следующие классификационные
- источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);
- вид инновации
(аттракторы, инфраструктура туризма,
турпродукт, способы и средства
распределения турпродукта/
- степень новизны (улучщающие, прорывные);
- широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);
- инвестиционное
наполнение (некапиталоемкие,
Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому – успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня позиционирует себя как родина Российского Деда Мороза и переживает настоящий туристский бум.
Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении [3, стр. 122].
К основным принципам инноваций в туризме относят:
1. Принцип научности,
заключающийся в использовании
научных знаний и методов для
реализации инноваций,
2. Принцип системности.
Разрабатываемая стратегия
3. Принцип соответствия
инновации потребностям
4. Принцип позитивности
результатов, состоящий в
5. Принцип имманентности
инвестиционным процессам. Для
проведения необходимых
6. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества.
7. Принцип связности.
Процесс нововведения
8. Принцип безопасности.
Любое нововведение должно
2. Инновационная деятельность в туризме
Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.
Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:
- выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;
- использование новой техники и технологии в производстве традиционных продуктов;
- использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример – путешествия туристов на космических кораблях;
- изменения
в организации производства и
потребления традиционного
- выявление и использование новых рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи).
Основу инновационной
деятельности во всех секторах экономики
составляет реализация достижений научно-технического
прогресса. Сказанное в полной мере
относится и к сфере социально-
Научно-техническая
революция не только стала материальной
основой формирования массового
туризма. Она оказала огромное влияние
на инновационную деятельность в
социально-культурный сервис и туризм
через высокие технологии, к числу
которых относятся новые
Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.
Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.
Таким образом, инновационная
деятельность в сфере туризма
направлена на создание нового или
изменение существующего
3. Примеры инноваций в мире путешествий
В список семи высокотехнологичных новинок, которые могут изменить, усилить впечатления и придать новый импульс путешествиям по версии компании CNN, вошли автомобили без водителей, голографические 3D-дисплеи, сверхзвуковые самолеты, голографический персонал в аэропортах.