Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:35, доклад
Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
Таким образом, необходим процесс: инвестиции -- разработка -- процесс внедрения -- получение качественного улучшения
Инновация -- это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» -- «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
Таким образом, необходим процесс: инвестиции -- разработка -- процесс внедрения -- получение качественного улучшения.
Понятие инновация относится
как к радикальным, так и постепенным
(инкрементальным) изменениям в продуктах,
процессах и стратегии
Инновация -- это такой процесс или результат процесса, в котором:
§ используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности
§ обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
§ обеспечивается выпуск товаров
и/или услуг, по своему качеству, соответствующих
или превышающих мировой
достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.
2. Виды инноваций
Технологические -- получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
Социальные (процессные) -- процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
§ Продуктовые.
§ Организационные.
§ Маркетинговые.
3. Классификация инноваций
Для управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
а) новые для отрасли в мире;
б) новые для отрасли в стране;
в) новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:
а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
б) инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
а) радикальные (базовые);
б) улучшающие;
в) модификационные (частные).
Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:
1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления.
Известна классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев:
1. Распространенности (единичные и диффузные);
2. Места в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые);
3. Преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения3);
4. Охвата ожидаемой доли рынка (локальные, системные и стратегические);
5. Инновационного потенциала
и степени новизны (
Четвертое и пятое деления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, а также интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
С.Д. Ильенкова справедливо отмечает, что выдающееся инновационное исследование было выполнено в 20-х гг. ушедшего века российским ученым Н.Д. Кондратьевым - автором теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических коротких (продолжительность 3-3,5 года), торгово-промышленных (средних) циклов (7-11 лет), больших циклов (48-55 лет).
Концепция больших циклов
Н.Д. Кондратьева состоит из следующих
основных частей: эмпирическое доказательство
«большой модели цикла», некоторые
эмпирически установленные
Для обоснования больших
циклов им проанализирован обширный
фактический материал - статистические
данные четырех ведущих
инновация управление стратегия информационный
3.1Общая (традиционная) классификация
инноваций и инновационных
Основу ее составляют следующие признаки.
1. Как источник идеи для инновации могут выступать:
а) открытие, научная идея, научная теория, явление;
б) изобретение, ряд изобретений, лицензии;
в) рационализаторские предложения;
в) прочие ситуации.
2. Вид новшества.
Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать форму:
а) продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
б) технологии, метода, способа; в) материала, вещества;
г) живых организмов, растений;
д) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
е) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.; ж) услуги;
з) прочих решений.
3. По областям применения
в научно-производственном
- научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
- технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
- технологические возникают
при применении улучшенных, более
совершенных способов
- информационно-
- маркетинговые, которые
ведут к изменениям в
- логистические, ведут
к изменениям в сфере
- организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
- социально-экономические,
правовые и другие, которые изменяют
социальные, экономические и правовые
условия функционирования
4. По областям применения в сферах обслуживания:
а) образование;
б) питание;
в) спорт и молодежь;
г) культура и шоу;
д) здравоохранение;
е) правовое обслуживание и охрана;
ж) туризм;
з) торговля;
и) финансовое обслуживание;
к) другие.
5. По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:
а) мировой новизны;
б) отечественной новизны;
в) отраслевой новизны;
г) новые для фирмы;
д) расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;
е) обновленные товары и услуги;
ж) товары и услуги с измененным позиционированием;
з) с сокращенными издержками (производственные инновации).
6. Масштабы распространения инноваций:
а) транснациональные;
б) народнохозяйственные и федеральные;
в) региональные;
г) муниципальные;
д) в рамках объединений и ассоциаций;
е) в рамках организации;
ж) в рамках подразделения.
7. Широта воздействия инноваций:
а) глобальное, мировое;
б) народнохозяйственное, национальное;
в) отраслевое;
г) локальное.
8. Темпы осуществления инноваций:
а) быстрые, нарастающие;
б) замедленные, равномерные;
в) медленные, затухающие.
9. Стадии жизненного цикла
инноваций, с которых
а) исследования;
б) разработки;
в) промышленное производство;
г) маркетинг;
д) логистика;
е) диффузия;
ж) рутинизация;
з) сервисная поддержка.
10. По глубине вносимых изменений выделяют инновации:
а) радикальные или базовые;
б) улучшающие;
в) модификационные или частные.
11. По преемственности:
а) открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
б) закрывающие, инновации закрывающие ряд отраслей;
в) замещяющие;
г) отменяющие;
д) ретровведения.
3.2 Классификация инноваций,
учитывающая развитие
Эволюция инновационных стратегий и инновационного бизнеса согласно концепции К. Кристенсена предполагает периодическую смену «подрывных» и поддерживающих технологических инноваций и их приложений - инновационных продуктов и услуг.
«Подрывные» технологии - те которые идут на смену устоявшимся и развитым технологиям. Они ведут с собой новые продукты и новые услуги, которые сменяют прежние. Так, на смену мини-компьютерам пришли персональные компьютеры, на смену универсальные магазинов пришли сети дисконтных магазинов, на смену метало-литейным комбинатам пришли сталелитейные мини-заводы, на смену тросовым экскаваторам пришли телескопические экскаваторы. «Подрывные» инновации, стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес.
4. Применение информационных технологий в туризме
Несмотря на быстрое развитие информационных технологий, телекоммуникаций и электронной торговли, большинство туристских организаций только в середине 1990-х гг. стали активно использовать Интернет в своей деятельности.
Интернет позволяет туристским организациям, без больших затрат получить доступ к большим группам потребителей с целью передачи конкретной информации о предлагае-мых продуктах и об организации их продаж; надежно распространять полную и подробную информацию о своей деятельности; быстро и эффективно принимать заявки клиентов и производить бронирование необходимых услуг; сократить расходы на производство и распространение печатной продукции; ускорить и упростить взаимодействие с партнерами на рынке.
В момент продажи туристская услуга - не более чем информационный продукт об услугах, которые будут предоставлены клиенту. Сейчас конкурентная борьба среди участников туристского рынка кроме цены и качества обслуживания разворачивается вокруг доверия клиента к предоставляемой ему информации.
Традиционно поставщики туристских услуг (гостиницы, рестораны, транспортные компании, музеи и др.) взаимодействовали с клиентами через посредников: туроператоров, турагентства, гостиничные сети, компьютеризированные сети бронирования. Сегодня появились виртуальные посредники - сайты гостиниц, авиакомпаний, туристских фирм. Это позволяет туристу непосредственно, без участия туристских фирм, получать информацию и заказывать услуги в любом сочетании производителей и посредников.
Из общей массы приобретаемых через Интернет услуг три четверти приходится на Соединенные Штаты, где свыше 60 % туристов используют Интернет для поиска подходящих туров. Результаты проводимых исследований подтверждают, что в туристской отрасли спрос сильно зависит от стоимости и оперативный поиск необходимой информации часто играет решающую роль, поэтому все больше потребителей предпочитают поиск и заказ билетов и отелей именно в сети Интернет любому другому источнику информации. В 2004 г. объем продаж туристских услуг в США с использованием онлайновых технологий значительно возрос и составил 54 млрд долл. США, или 23 % всех сделок. Наибольший доход принесла онлайновая продажа авиабилетов - 23,3 млрд долл. США, на втором месте - бронирование мест в отелях (11,6 млрд долл. США). Объем сетевых услуг растет как в крупных виртуальных турагентствах, так и на сайтах туроператоров. Согласно исследованиям, разработка и внедрение новых онлайновых технологий приведет к дальнейшему увеличению количества бронирований туристских услуг в Интернете, а объем продаж через веб-сайты туроператоров к 2009 г. может составить 60 % (в 2006 г. 56 %).