Иннвационно-строительный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Среди факторов, которые определяют актуальность общей проблемы совершенствования системы и процессов управления, надо выделить особую роль строительной отрасли в удовлетворении базовых потребностей людей и общества в целом. В системе национальной экономики России особое место занимает строительство, т.к. оно является одной из структурообразующих отраслей сферы материального производства, с которой связано решение проблем экономического и социального развития страны, регионов, предприятий и населения. Именно состояние развития строительства во многом определяет направление и темпы рыночных преобразований.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 37.44 Кб (Скачать файл)
  1. Характеристика явления

Среди факторов, которые определяют актуальность общей проблемы совершенствования системы и процессов управления,  надо выделить особую роль строительной отрасли в удовлетворении базовых потребностей людей и общества в целом. В системе национальной экономики России особое место занимает строительство, т.к. оно является одной из структурообразующих отраслей сферы материального производства, с которой связано решение проблем экономического и социального развития страны, регионов, предприятий и населения. Именно состояние развития строительства во многом определяет направление и темпы рыночных преобразований.

Все эти обстоятельства определяют необходимость использования инновационного потенциала  хозяйствующих субъектов строительного комплекса с целью повышения эффективности функционирования отрасли в целом. В современных условиях высокую конкурентоспособность экономических систем и стабильный экономический рост, прежде всего, обеспечивают факторы, стимулирующие появление и распространение новых технологий. Поэтому успешное развитие предприятий (организаций), регионов и целых государств возможно только при использовании современных концепций инновационного развития. Радикальное повышение роли инноваций на этапе перехода российской экономики к устойчивому развитию предопределяет активизацию инновационной деятельности предприятий,  как наиболее приоритетного направления.

Под инновациями, или инновационной деятельностью чаще всего понимается создание  и внедрение предприятиями и организациями продуктов и производственных процессов, являющихся  новыми для этих фирм. Однако все чаще рассматриваются  и нетехнологические инновации, в частности, институциональные, социальные, образовательные инновации и организационные [2, 5]

Инновационное предприятие (организация) - это предприятие (организация), осуществляющее инновационную деятельность, разрабатывающее, производящее и реализующее востребованную на рынке, конкурентоспособную продукцию (товары, работы, услуги), обладающую следующим набором признаков:

  • наличие продаж инновационной продукции;
  • наличие затрат на инновации, в том числе затрат на исследования и разработки;
  • использование объектов интеллектуальной собственности для усиления конкурентных преимуществ выпускаемой продукции [3]

Инновационный потенциал (фирмы, научного центра, страны в целом) - имеющиеся в наличии и предназначенные для достижения инновационных целей (реализации инновационной стратегии, программ, проектов) ресурсы, а также организационные структуры и технологии (механизмы) инновационной деятельности. Основными видами инновационного потенциала являются: функциональный, ресурсный, системный и проектно-организационный.

В целом под инновационным потенциалом предприятия следует понимать все его ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические. Что же касается персонала, то его инновационный потенциал связан со способностью работников вырабатывать и эффективно реализовывать как свои, так и сторонние новые идеи и проекты.

Инновационный потенциал предприятия и персонала - это, по сути, ключевой фактор будущего успеха хозяйствующих субъектов строительного  комплекса. Вопрос стратегии развития - это всегда вопрос изменений, более или менее радикальных. Непрерывный поиск перспективных идей и направлений создает необходимую базу для осуществления оптимального выбора, идет ли речь о выборе портфеля товаров (услуг) для производства (реализации) в будущем, или о прогнозной структуре активов хозяйствующих субъектов, или о перспективных методах и технологиях управления и производства (операционной деятельности).

Предприятие, которое обладает значительным инновационным потенциалом и осознано стремится его формировать и развивать, можно назвать инновационным (инновационно восприимчивым). Инновационность хозяйствующего субъекта является важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития. При этом усиливаются адаптивные способности предприятия, расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают разнообразие и вариативность продуктов и технологий. Как правило, рынок всегда меняет отношение к предприятию на более позитивное, если оно становится более интересным, разнообразным и креативным (инновационным).

Таким образом, инновационный потенциал предприятия можно рассматривать, как меру его готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленных инновационных целей. Увеличение инновационного потенциала предприятия в немалой степени будет способствовать развитию инновационной деятельности каждого конкретного региона и страны в целом.

Как известно, к факторам инновационной активности, действующим на уровне строительных предприятий, можно отнести:

  • производственные мощности предприятия;
  • финансовые ресурсы;
  • трудовой потенциал предприятия (включая эффективный менеджмент);
  • изменение стратегических целей и установок предприятия в соответствии с изменениями рынка.

Инновационная деятельность предприятий является саморегулирующимся процессом, побудительной причиной которого является желание эффективного собственника получать сверхприбыль от реализации новой конкурентоспособной продукции. Однако в настоящее время невозможно эффективно решить проблемы воспроизводства и привлечения научных кадров в сферы науки, образования и высоких технологий с помощью рыночных механизмов. Необходимо усиление роли государства, оно должно решать следующие задачи инновационной политики: определение приоритетов государственной инновационной политики; создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности; поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке; обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы; эффективное использование научно-технического потенциала.

Важнейшей характеристикой новой экономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Результаты исследований, проводившихся ОЭСР, свидетельствуют о том, что инвестиции в инновационный сектор приводят к росту ВВП в соотношении 1 к 3, инвестиции в информационно-коммуникационные технологии в соотношении 1 к 2. В развитых странах 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом[2].

Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.

К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:

  • закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;
  • закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
  • законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;
  • закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;
  • закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы «цикла».

Субъективную природу имеют те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:

  • инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;
  • денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;
  • стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;
  • поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д.

При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.

Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий [4].

К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.

В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений, центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов — внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию. Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.

Инновационный потенциал предприятия и представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [3]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.

К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

  • использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;
  • коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;
  • лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

Внутренние факторы — это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность:

  • мотивированное руководство;
  • интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;
  • высокая производительность;
  • эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;
  • непрерывное организационное обучение;
  • эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;
  • управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием[13].

Внутренние факторы в свою очередь также можно подразделить на две группы. В первую группу входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. Вторую группу образуют факторы, характеризующие «внутренние ресурсы» организации.

Первая группа факторов — это:

  • форма собственности на средства производства, определяющая характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления;
  • организационная структура, обусловливающая мобильность экономической системы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решений воздействию внешней среды;
  • «размер организаций», определяющий ее принадлежность к категории: «малые», «средние», «крупные» компании;
  • отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании,  основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.

Размер фирмы влияет на ее способность концентрировать не только финансовые, но и человеческие ресурсы для осуществления инноваций. При прочих равных условиях, чем более крупный размер имеет фирма, тем у нее больше возможностей для отвлечения части производственных ресурсов в инновационную сферу.

Вторая группа факторов включает:

  • финансовое положение компании, дающее представление о ее финансовой устойчивости, степени ее зависимости от внешних источников финансирования инноваций, ее платежеспособность и, как следствие, возможность получения кредита для реализации инновационных проектов;
  • научно-технический потенциал, характеризующий возможности организации в области НИОКР;
  • производственный потенциал, характеризующий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность;
  • кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления инноваций.
  • В качестве средства, формирующего систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды, выступает реструктуризация предприятий.

Информация о работе Иннвационно-строительный комплекс