Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:17, контрольная работа
Точно так же как и материальный ресурс, ИС можно купить, продать и арендовать. Так же как и материальный ресурс, ее могут утерять или уничтожить при неосторожном или невнимательном уходе. Ее можно застраховать или использовать в качестве залога. Она может появиться на свет в результате моментальной вспышки вдохновения или многих лет усердного кропотливого труда. Она может исчезнуть в одно мгновение или существовать вечно.
Промышленные образцы защищаютс
Патент защищает владельца, как от полного копирования промышленного образца, так и от имитации, т.е. попыток внести небольшие изменения, сохранив сущность (например, использование при производстве одежды более дешевой фурнитуры и тканей).
Заявитель, согласно отечественному законодательству, может выбирать форму юридической охраны нового и оригинального дизайна изделия – по нормам авторского права, или в соответствии с Патентным законом РФ, или одновременно по авторскому и патентному праву. Это позволит в случае нарушений определить наиболее эффективную форму преследования нарушителя. Авторское право, получаемое явочным порядком, защищает объект только от копирования и эффективно обеспечивает охрану образцов, являющихся прежде всего произведениями дизайна (мебель, высококлассная модная одежда), так как какие-либо незначительные изменения резко ухудшают эстетическую привлекательность образца. Патентное законодательство предоставляет владельцу исключительные права, т.е. право «исключать» из хозяйственной деятельности своих конкурентов, но при этом требуется проведение экспертизы. Патентное право эффективно для объектов долгосрочного использования, совмещающих оригинальный дизайн с научно-техническими решения.
Товарные знаки и знаки обслуживания
Товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.
Товарный знак – это символ, предназначенный в первую очередь для идентификации производителя, указывающий, кто несет ответственность за предлагаемые населению товары. Одинаковые товары могут изготавливаться разными производителями и распространяться разными продавцами и все они могут использовать свои товарные знаки. Конкурирующие товары будут различаться единственно по товарным знакам. Чтобы это работало на практике, товарные знаки должны быть не только разными, но и должны обладать высокими различительными свойствами.
История товарных знаков насчитывает тысячелетия. Первое практическое использование товарного знака связано с именами Уильяма Проктора и Джеймса Гембла. До 1880 г. мыло производилось в домашних условиях или покупалось на вес, т.е. продавец отрезал кусок мыла подобно тому, как это делается с маслом. Технология производства мыла была крайне несовершенна, и качество продукта отличалось от партии к партии. Уильяму Проктору и Джеймсу Гемблу удалось создать технологию, обеспечивающую получение мыла постоянного качества. Американская компания «Procter & Gamble» выбрала для производимого ими мыла наименование «Ivory», которое и было зарегистрировано как товарный знак. Этот товарный знак не только идентифицировал производителя, но и использовался и используется до настоящего времени в рекламных целях как символ высокого качества и чистоты.
Товарные знаки могут быть самыми разнообразными: одна оригинально изображенная буква или цифра, целая фраза или лозунг, эмблема, виньетка (табл.2). Некоторые товарные знаки являются неотъемлемой частью товара, например, особый вид кромки ткани или особая форма горлышка бутылки. Этот последний пример важен, поскольку он показывает, что товарные знаки могут быть трехмерными.
Виды товарных знаков
Таблица 2
Слова |
“Apple”,”Волга”,”Microsoft” |
Произвольные обозначения |
“Coca-cola”, ”Xerox”, ”Блиндональтс” |
Имена |
“Ford”, ”Mercedes” |
Лозунги |
“Невозможное возможно”,”Есть идея .Есть Икея” |
Конструкции |
Звезда на автомобилях “Mercedes-Benz” |
Числа |
“777” для игровых автоматов |
Сочетания букв |
BMW,KFC, |
Рисунки и символы |
Символ компании MIchlen, Микки-Маус и т.д. |
Объемные товарные знаки |
Оригинальные виды упаковки (бутылки, флаконы духов и т.д.) |
Товарный знак выполняет следующие функции:
• является ориентиром при выборе того или иного товара, так как выбор основывается на таких ожидаемых свойствах товара, как размер, цвет, аромат, вкус, долговечность, эффективность в эксплуатации, т.е. определенном его качестве;
• дает возможность изготовителям товаров распознать свои товары, когда они уже перешли в распоряжение других владельцев, например, магазинов, которые их продают;
• позволяет органам, отвечающим за контроль качества товаров, распознать их владельцев; в случае использования одинаковых или трудно различимых фирменных наименований товарный знак позволяет отличить товары одного производителя от похожих товаров другого производителя;
• выполняет рекламную функцию. Владелец товарного знака может ставить рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации. Закон не устанавливает в этом отношении каких-либо требований, предоставляя владельцу товарного знака свободу выбора, тем более, что применение предупредительной маркировки не является обязательным. Но любой выбор должен отвечать следующим условиям: предупредительная маркировка должна указывать на то, что обозначение является товарным знаком, и данный товарный знак зарегистрирован в России.
Закон устанавливает определенные требования к товарному знаку, основными из которых являются следующие:
- товарный знак должен
состоять из обозначений,
- он не может представлять собой герб, флаг и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, официальные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
- не должен состоять
из обозначений, являющихся
- не может представлять собой обозначение, указывающее на вид, качество, свойства, назначение, ценность товара, а также на место и время его производства или сбыта;
- ни в целом, ни
в своих элементах обозначение
не должно вводить в
Как любая собственность, интеллектуальная собственность имеет стоимость. При отсутствии эффективного рынка технологий (со многими покупателями, многими продавцами и свободным доступом к информации о ценах) определение рыночной стоимости конкретной технологии представляет собой сложную задачу. Существует несколько методов, которые подходят для оценки интеллектуальной собственности. Чаще всего для определения стоимости интеллектуальной собственности используются следующие:
Законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности включает в себя тысячи нормативных правовых актов различных уровней, основная направленность которых – как можно более полно учитывать взаимный интерес праводержателей, общества и государства к результатам интеллектуальной деятельности. Выделяются следующие крупные направления развития законодательства в данной области:
• регулирование отношений по общим вопросам интеллектуальной собственности;
• регулирование отношений об авторском праве и смежных правах;
• законодательство об охране промышленной собственности;
• регулирование отношений, связанных с охраной прав на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара;
• регулирование отношений, связанных с охраной прав на открытия, селекционные достижения, рационализаторские предложения, разработкой программ для ЭВМ, баз данных, топологии интегральных микросхем, прав на служебную и коммерческую тайну;
• регулирование отношений, связанных с защитой против недобросовестной конкуренции;
• регулирование отношений, связанных с деятельностью государственных органов, иных учреждений и организаций в области интеллектуальной собственности и государственной политики по ее охране.
В настоящее время в России в области правовой охраны интеллектуальной собственности существуют достаточно сложные проблемы:
• отсутствует обобщающий нормативный правовой акт, посвященный интеллектуальной собственности и определяющий само понятие «интеллектуальная собственность»;
• Гражданский кодекс РФ не содержит необходимого обозначения объектов интеллектуальной собственности и связанных с ними прав физических и юридических лиц;
• остается крайне неразвитым законодательство о защите против недобросовестной конкуренции;
• отсутствует сама концепция государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности;
• остаются без должного правового регулирования законодательством РФ отдельные вопросы, касающиеся таких объектов, как фирменное наименование, открытия, рационализаторские предложения.
В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией РФ (ст.44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Закон «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г. № 53-53-1);
• Патентный закон РФ (от 23 сентября 1992 г. № 3518-1);
• Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (от 23 сентября 1992 г. № 3526-1);
• Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992 г.);
• Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992 г. № 35-20-1);
• Закон «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);
• Федеральный Закон об информации, информатизации и защите информации (1992 г.).
В условиях неразвитости рыночных отношений, характерных для нашей страны, реализация основных положений Патентного закона РФ весьма затруднительна, поскольку основу этого закона составляет немецкая система, созданная в условиях капиталистического способа производства и конкуренции. Кроме того, бывшим Законом СССР об изобретениях предусматривался максимальный срок проведения экспертизы 13 месяцев с даты подачи заявки. По действующему закону РФ заявитель получает право ходатайствовать о ее проведении, по существу, в течение трех лет с даты подачи заявки. При этом срок никак не регламентирован. Это ставит заявителя перед достаточно сложными проблемами, так как действие его исключительных прав формально исчисляется с даты подачи заявки на изобретение, а реально использовать свои права он сможет лишь после выдачи ему патента, что может составить длительный период. Поэтому реальный срок обладания исключительными правами на изобретение составит не 20 лет, как определено Законом, а значительно меньший отрезок времени.
Негарантированное правовой охраны изобретения в течение длительного рассмотрения заявки в Патентном ведомстве ставит заявителя перед необходимостью либо форсировать рискованное вложение ресурсов в освоение изобретения, либо ждать выдачи патента.
Недоработки в системе
правового обеспечения научно-
Резко снизилась экономическая
заинтересованность у изобретателей
вследствие высокого уровня затрат на
оформление заявок на изобретение и отсутствия
гарантии их возмещения. Это привело к
снижению общего количества заявок на
признание новшества изобретением и, как
следствие, изобретений. Закон СССР в этом
плане предоставлял большие льготы: изобретатель
освобождался от пошлин, а Государственный
фонд изобретений способствовал внедрению
изобретений в производство. В связи с
переходом на патентную форму охраны изобретения
по существующему положению патентообладателем
может быть частное лицо. Автору изобретения
далеко не всегда выгодно быть патентообладателем,
особенно если он не располагает достаточными
финансовыми средствами на оплату расходов
для получения и поддержания патента,
зарубежного патентования, организации
собственного производства. В такой ситуации
автор изобретения уступает свои права
патентообладателя какой-либо фирме. На
формирующемся в стране рынке интеллектуальной
продукции покупателями зачастую выступают
зарубежные фирмы, что при уже,
существующей «утечке умов» приводит
к подрыву научно-технического потенциала
страны.