Интеллектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение роли и защиты интеллектуальной собственности, как элемента общей стратегии. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
-раскрыть понятие интеллектуальной собственности,
-рассмотреть виды инновационной деятельности,
-определить механизм защиты интеллектуальной собственности, как в России, так и в международном плане.

Содержание работы

Введение 4
1. Сущность и обьекты интеллектуальной собственности 7
1.1 Понятие интеллектуальной собственности 7
1.2 Виды интеллектуальной собственности 7
2.Правовой механизм защиты объектов интеллектуальной собственности 11
2.1Законодательство в России в сфере интеллектуальной собственности 11
2.2 Защита интеллектуальной собственности 13
2.3 Формы передачи объектов интеллектуальной собственности, лицензионные соглашения 16
2.4 Критика интеллектуальной собственности 19
3. Международная защита интеллектуальной собственности 21
3.1Способы защиты интеллектуальной собственности в международном плане 21
Заключение 25
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях практическое применение и широкое  распространение результатов научно-технической  и исследовательской деятельности, оформленных в виде объектов интеллектуальной (преимущественно – промышленной) собственности выступает необходимым фактором экономического развития страны. Актуальность инновационной активности в настоящее время существенно возросла и определяет положение страны на экономической и политической карте мира. Макроэкономическая роль нововведений заключается в изменении характера расширенного воспроизводства, в переводе национального хозяйства на более современную интенсивную модель развития. Отличительные признаки современного конкурентоспособного хозяйствующего субъекта в существенной мере предполагают:

а) активизацию собственных  научно-исследовательских работ  либо приобретение прав на ключевые для  данной отрасли изобретения, ноу-хау  и иные научно-технические достижения;

б) защиту интеллектуальной собственности как нематериального актива предприятия;

в) использование законодательно предусмотренных средств для  закрепления исключительных прав на результаты творческой деятельности и  интеллектуального труда, воплощенные  в конечной продукции.

Интеллектуальная собственность постепенно, но неотвратимо становится главным стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность национальной экономики. Формирующаяся экономика знаний породила новую среду конкуренции, в которой идет борьба за исключительные права на новые идеи и изобретения. Во всем мире непрерывно растут наукоемкость выпускаемой продукции и стоимость технологических разработок. В таких условиях рыночный успех предприятия все больше базируется на новом знании, а интеллектуальная собственность становится главным фактором процветания любой страны мира, а в новых условиях – и скорости преодоления глобального кризиса.

Реализация программ по модернизации российских предприятий, основанных на инновационных достижениях, предполагает создание благоприятных условий для структурных преобразований в сфере коммерциализации научных знаний. Это требует интеграции производителя и прогрессивной научной мысли. Результатом такого союза выступают принципиально новые образцы продукции, обладающие более высокой потребительской ценностью. При этом существенно повышаются затраты на разработку нового продукта и сокращается длительность его жизненного цикла. Но вместе с тем, техническая сложность сделает их на определённый период времени защищёнными от конкуренции со стороны менее инновационно активных или не столь удачливых в научном поиске конкурентов.

Целью данной работы является определение роли и защиты интеллектуальной собственности, как элемента общей  стратегии.

Для достижения указанной  цели были поставлены и решены следующие задачи:

-раскрыть понятие  интеллектуальной собственности, 

-рассмотреть виды  инновационной деятельности,

-определить механизм  защиты интеллектуальной собственности,  как в России, так и в международном  плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и обьекты интеллектуальной собственности

1.1  Понятие интеллектуальной собственности

 

Термин «интеллектуальная  собственность» эпизодически употреблялся теоретиками — юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое  употребление вошел лишь во второй половине XX века, в связи с учреждением в 1967 году в Женеве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно учредительным документам ВОИС, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и научным произведениям;
  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
  • научным открытиям;
  • промышленным образцам;
  • защите против недобросовестной конкуренции;
  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

А также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям, новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам.

К «интеллектуальной собственности» часто причисляют законы о недобросовестной конкуренции и о коммерческой тайне, хотя они и не представляют по своей конструкции исключительных прав.

В юриспруденции, словосочетание «интеллектуальная собственность» является единым термином, входящие в него слова не подлежат толкованию по отдельности. В частности, «интеллектуальная собственность» является самостоятельным правовым режимом (точнее даже — группой режимов), а не представляет собой, вопреки распространенному заблуждению, частный случай права собственности. [1; 3]

 

 

1.2 Виды  интеллектуальной собственности

 

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Оно распространяется на произведения как выпущенные, так и не выпущенные в свет, но выраженные в какой либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора (рукопись, чертёж, изображение, публичное произнесение или исполнение и т.д.)

 Для получения авторского  права не нужно выполнять каких-либо  формальностей. Это право возникает, как только произведение получит объективную форму (например, автор запишет на листке бумаги сочинённое им произведение). Никакой регистрации произведения не требуется, кроме подтверждения даты публикации (произнесения) текста.

Группа исключительных прав, созданная во второй половине XX- начале XXI веков, по образцу авторского права, для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Содержание смежных прав существенно отличается в разных странах. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания.

Право товарных знаков — система норм, которые устанавливают охрану обозначений (словесных, изобразительных, комбинированных или иных), служащих для индивидуализации товаров или услуг. Географические указания происхождения товара.

Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного  знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в  тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах.

Правообладатель товарного  знака может контролировать не любое  использование своего товарного  знака, а лишь использование его  в гражданском обороте, в частности:

  • на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;
  • при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания);
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях к продаже товаров;
  • в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Не подлежат контролю со стороны правообладателя такие виды использования товарного знака, как:

1. упоминание его в  нерекламных целях;

2.использование на  товарах, которые уже были введены  в оборот самим правообладателем  или с его согласия (например, при пользовании купленным товаром,  на котором изображён товарный знак или при дальнейшей перепродаже такого товара);

3.использование в личных  целях;

4.другие виды использования,  не связанные с введением товаров  (услуг) в гражданский оборот.

Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.

Встречаются, особенно в последнее время, новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Посмотрите, например, на кредитную карточку, вы увидите маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака. [1;464]

Примеры, которые помогут понять, какие товарные знаки являются:

Словесными — «Apple» для компьютеров; Deutsche Bank для банка.

Произвольными или вымышленными обозначениями  — Coca-Cola, Nikon, Sony, NIKE, Easy Jet.

Именами — Ford, Peugeot, Hilton (отель).

Слоганами — «Летай мной» для  авиалинии.

Содержащими элементы — трёхлучевая  звезда для Mercedes-Benz, статуэтка богини («Дух экстаза») для Rolls-Royce.

Цифры — одеколон 4711.

Буквы — GM, FIAT, VW, KLM.

Картинки или символы — Lacoste (маленький крокодил).

Звуками — мелодия сотового телефона Nokia.

В качестве промышленного образца может охраняться новое и оригинальное художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

Права на промышленные образцы являются промежуточной формой между авторским  и патентным правом. Форма их охраны в разных странах может значительно  различаться.

Патентное право — система норм, которые устанавливают охрану изобретений, промышленных образцов путем выдачи патентов.

Сам термин «патентное право» лишь совсем недавно был возвращен в российское законодательство. В течение длительного времени в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, изобретения и другие технические новшества охранялись в основном не патентами, а авторскими свидетельствами. Последние не предоставляли их обладателям исключительного права на использование созданных разработок, а лишь гарантировали им личные права и право на получение вознаграждения от пользователей. Поэтому совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникавшие в рассматриваемой области, именовалась не патентным, а изобретательским правом. В настоящее время в связи с восстановлением в России общепринятой системы охраны технических новшеств можно вновь с полным основанием говорить о российском патентном праве.

Патентное право предусматривает  либо заявительскую, либо авторскую  системы патентования. При заявительской  системе патент выдаётся любому первому  заявителю на его имя, будь то автор, либо законный преемник автора, либо лицо, присвоившее изобретение действительного автора. При авторской системе патент может получить лишь автор либо правопреемник, причем имя автора должно быть названо в заявочной документации и в патенте.

Как и авторское право, патентное право имеет дело с  охраной и использованием нематериальных благ, являющихся продуктами интеллектуального творчества. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как и произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторским правом, представляют собой результаты мыслительной деятельности, идеальные решения тех или иных технических или художественно-конструкторских задач. Лишь впоследствии, в ходе их внедрения, они воплощаются в конкретные устройства, механизм, процессы, вещества и т. п., наряду со сходством, сравниваемые объекты имеют и существенные различия между собой. Если в произведениях науки, литературы и искусства основная ценность и предмет правовой охраны — их художественная форма и язык, которые отражают их оригинальность, то в объектах патентного права ценность представляет, прежде всего, само содержание тех решений, которые придуманы изобретателями. Именно они и становятся предметом охраны патентного права. В отличие от формы авторского произведения, которая фактически неповторима и может быть лишь заимствована, решение в виде устройства, способа, вещества, штамма или внешнею вида изделия может быть разработано другими лицами совершенно независимо от первого его создателя. В этой связи охрана технических или художественно-конструкторских решений, являющаяся основной функцией патентного права, строится на несколько иных началах и принципах.[2;584]

Информация о работе Интеллектуальная собственность