Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:41, курсовая работа
Целью данной работы является определение роли и защиты интеллектуальной собственности, как элемента общей стратегии. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
-раскрыть понятие интеллектуальной собственности,
-рассмотреть виды инновационной деятельности,
-определить механизм защиты интеллектуальной собственности, как в России, так и в международном плане.
Введение 4
1. Сущность и обьекты интеллектуальной собственности 7
1.1 Понятие интеллектуальной собственности 7
1.2 Виды интеллектуальной собственности 7
2.Правовой механизм защиты объектов интеллектуальной собственности 11
2.1Законодательство в России в сфере интеллектуальной собственности 11
2.2 Защита интеллектуальной собственности 13
2.3 Формы передачи объектов интеллектуальной собственности, лицензионные соглашения 16
2.4 Критика интеллектуальной собственности 19
3. Международная защита интеллектуальной собственности 21
3.1Способы защиты интеллектуальной собственности в международном плане 21
Заключение 25
Список использованных источников 26
4.Купля-продажа новой техники включает поставки комплектного или разрозненного оборудования и машин. Данная форма обмена позволяет покупателям быстрее осваивать передовую технику и использовать ее преимущества для получения экономического эффекта. Однако поддержание закупленной техники в современных условиях достаточно сложно ввиду ее быстрого морального старения.
5.Строительство заводов «под ключ» - форма обмена технологией, в результате которой передающая сторона берет на себя обязанности генерального подрядчика и отвечает за весь цикл строительства объекта, включая предпроектные изыскания, проектирование, предоставление лицензий, поставку комплектного оборудования, монтаж, пусконаладочные работы, техническое консультирование, организацию и управление производством. Строительство «под ключ» - высокоэффективная форма передачи технологии с точки зрения внедрений технических новшеств и ликвидации в определенных отраслях техники.
6.Совместные предприятия (СП) часто создают для осуществления какой-либо комплексной научно-технической и производственной программы. В уставный фонд СП в качестве своего вклада стороны нередко вносят изобретения, ноу-хау и другие научно-технические разработки.
Международные СП, связанные
с разработкой и
7.Производственная кооперация - вид производственно-технических связей между юридически независимыми национальными или зарубежными фирмами и компаниями. Основа кооперации - или передовая технология одного из партнеров, охраняемая патентами и содержащая ноу-хау, или приобретаемая у третьих лиц современная технология.
8.Франчайзинг («льгота, привилегия») - это особая форма контрактных отношений, основанная на продаже товаров, услуг или технологии независимых в юридическом или финансовом отношениях предприятий. По договору о франчайзинге продавец (франчайзер) предоставляет покупателю (франчайзи) право на использование своего товарного знака, фирменного наименования и других объектов интеллектуальной собственности в соответствии с концепцией франчайзера.
9.Лизинг - специфическая форма аренды машин и оборудования. Суть лизинговой операции состоит в представлении одной стороной (лизингодателем) другой стороне (лизингополучателю) товара в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение на основе лизингового договора. По договору право собственности на товар сохраняется за лизингодателем, лизингополучателю предоставляется временное право пользования товаром. Договор предусматривает оказание лизингополучателю постоянной технической помощи со стороны лизингодателя в виде обслуживания и консультаций.
10.Совместные НИОКР на коммерческой основе позволяют сотрудничающим сторонам снизить затраты на решение тех или иных научно-технических и производственных проблем. Эту форму можно применять для выполнения совместных НИОКР как до стадии решения технических проблем, так и до стадии промышленного внедрения результатов.
Рассмотренные формы передачи объектов интеллектуальной собственности осуществляются на основе использования добровольных лицензий. Однако согласно Патентному Федеральному закону предусмотрено использование и принудительных лицензий. Принудительные лицензии направлены против владельцев патентов, которые блокируют развитие своих конкурентов на основании запретов на продажу лицензий на запатентованные технические решения. В соответствии с Патентным законом при неиспользовании или недостаточном использовании патентообладателем изобретения или промышленного образца в течение четырех лет, полезной модели в течение трех лет с даты выдачи патента (свидетельства) любое лицо, в случае отказа патентообладателя от заключения лицензионного договора, может обратиться в Высшую патентную палату РФ с ходатайством о предоставлении принудительной неисключительной лицензии. [4;657]
С самого своего возникновения интеллектуальная собственность подвергалась критике, со стороны как отдельных лиц, так и организаций. Причем критике подвергались как сами исключительные права, так и объединение их в единое понятие.
Уязвимым местом интеллектуальной собственности является теория о том, что идея приходит в голову только кому-то одному. Практика показывает, что состояние науки в определенный момент времени может «подготавливать» открытие или изобретение, которое может быть сделано разными независимыми людьми примерно в одно и то же время, не зная о работах друг друга. В случае применения понятия «интеллектуальной собственности» права и возможность пользоваться судебным преследованием и денежными отчислениями за это изобретение достанутся лишь первому заявившему, что может быть весьма несправедливым. В то же время известно немало случаев (например, Попов и Маркони, Тесла и Эдисон), когда зафиксированное право интеллектуальной собственности было спорным и мало соответствовало реальному вкладу в изобретение человека.
Выступления против интеллектуальной собственности особенно усилились в 1980—1990 годах, с распространением цифровых технологий и Интернета. Фонд свободного программного обеспечения выступает за права пользователей компьютерных программ, и против чрезмерного, с его позиции, ограничения их авторскими правами и патентами. Electronic Frontier Foundation борется против нарушений различных прав и свобод — нарушений, связанных, среди прочего, с реализацией исключительных прав интеллектуальной собственности, либо совершаемых под её предлогом. С 2005 года в Европе появляются «Пиратские партии», борющиеся против интеллектуальной собственности на общеполитическом уровне.
Основная цель сегодняшней системы авторского права — дать определенным компаниям несправедливую власть над обществом, которой они пользуются для обогащения. Сегодня копирайт дает побочный эффект содействия литературе и искусству, то есть цели, ради которой он был установлен, но делает он это с высокими издержками, которые мы покрываем своей свободой как и своими деньгами. Цель по-прежнему желанна, но мы должны добиться ее при другой системе. [5]
Развитием и защитой интеллектуальной собственности во всем мире занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), основанная в 1967 году, и с 1974 года являющаяся специализированным учреждением ООН по вопросам творчества и интеллектуальной собственности
ВОИС оказывает содействие подписанию новых международных соглашений и модернизации национальных законодательств, способствует административному сотрудничеству между странами, предоставляет техническую помощь развивающимся странам и удерживает службы, которые облегчают международную защиту изобретений, знаков и промышленных образцов. При ВОИС действует центр по арбитражу и посредничеству. С 1999 года ВОИС предоставляет услуги по урегулированию споров, которые возникают при регистрации и использовании наиболее распространенных типичных названий доменов в Интернете (com, net, org). ВОИС осуществляет управление 21 соглашением, которые охватывают основные аспекты интеллектуальной собственности. Ключевыми соглашениями являются Парижская конвенция об охране промышленной собственности (1883), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886), Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации (1958), Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов(1934).
Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, далеко не все возможности, заложенные в мах права, реализуются на практике. Причинами этого являются и общий низкий уровень правопорядка в стране, и неосведомленность авторов о своих правах и способах их защиты, и отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам правовую помощь, и т. д. в последние годы в России наблюдается рост нарушений авторских и смежных прав, что связано с появлением множества частных издательств, фирм звукозаписи, видеозалов, средств массовой информации. Грубыми нарушителями указанных прав выступают также государственные радиостанции и телеканалы, в бюджетах которых даже не заложены средства, предназначенные на выплату авторского гонорара. Особенно часто и грубо нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению, практически не обращают внимания органы власти. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты, авторских и смежных прав, которыми могут воспользоваться потерпевшие, оставленные один на один с правонарушителями, приобретает особую актуальность. Субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.
При жизни автора, по общему правилу, только он сам или его уполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности. После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту их имущественных интересов. Если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения пользователю, защита нарушенных прав соответствии с п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве возлагается на последнего. Однако если это лицо не осуществляет защиту нарушенных прав, автор или его наследники могут защищать их сами. При заключении договора о передаче неисключительных право на их защиту сохраняется за автором или его наследниками, если только в самом договоре не предусмотрено иное. Имущественные права авторов и обладателей смежных прав, которые передали полномочия на управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями.
Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, установленных действующим авторским законодательством. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского или ин го договора, имеющего дело с творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора о передаче авторских и смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.
Защита авторских и смежных прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты. По общему правилу, защита авторских и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает иск, т. е. обращенное к суду требование отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей нем обязанности или о признании наличия или отсутствия прав отношения - с другой. Специальным порядком защиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты (ст. 11 ГК). Он применяется в виде исключения из общего правила, т. е. только прямо указанных в законе случаях. В настоящее время в области авторского права таких случаев не предусмотрено. Однако потерпевший может по своему усмотрению обратиться за защитой с их нарушенных прав в вышестоящий орган ответчика (если та вой имеется), в творческий союз или в антимонопольный орган. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути, сводится к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности. Наибольшую практическую значимость среди форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.
Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Закон об авторском праве предоставляет потерпевшим достаточно большой выбор способов защиты. Помимо указанных в ст. 49 Закона об авторском праве способов защиты потерпевшие могут воспользоваться и другими мерами, которые названы ст.12ГК. Кроме того, к нарушителям авторских и смежных прав могут быть применены некоторые дополнительные санкции, которые носят не гражданско-правовой, а административный характер. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве помимо возмещения убытков, взыскания незаконно полученного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд взыскивает с нарушителя штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации и уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. По решению суда могут быть конфискованы также материалы и оборудование, которые использовались для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведения или фонограмм. Как правило, потерпевший может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой Закона, либо вытекает из характера нарушенного права и совершенного нарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю нарушенного права предоставляется возможность выбора среди допустимых способов защиты. [6]