Интерактивные методы обучение. Проектное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:21, реферат

Описание работы

В современном российском обществе чрезвычайно высок интерес к проекту и проектированию, а в образовании – к «проектному обучению». Это общеизвестный факт, не нуждающийся в подтверждении, но очень любопытно и мало понятно другое – почему этот интерес столь велик и случайно ли он возник именно в наше время.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………….4
МЕТОД ПРОЕКТА………………………………………………………….............5
ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ…………………………………...............9
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ……………………………………………13
ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..17

Файлы: 1 файл

Проектное обучение (2).docx

— 40.44 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФГБОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

Реферат

По дисциплине

Инновационные технологии в  образовании

Тема 

Интерактивные методы обучение. Проектное обучение

 

 

 

 

Выполнила : студентка 25 группы ФТП

Кайгородова С. Н.

Проверил: Гилёва Е. А.

 

Новосибирск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

  1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………….4
  2. МЕТОД ПРОЕКТА………………………………………………………….............5
  3. ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ…………………………………...............9
  4. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ……………………………………………13
  5. ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном российском обществе чрезвычайно высок интерес  к проекту и проектированию, а  в образовании – к «проектному  обучению». Это общеизвестный факт, не нуждающийся в подтверждении, но очень любопытно и мало понятно другое – почему этот интерес столь  велик и случайно ли он возник именно в наше время. 

      Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое. В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют:

  • - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
  • - предварительный текст какого-либо документа;
  • - какой-либо замысел или план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Проектное обучение часто  называют методом проектов. У его  истоков находился основоположник прагматической педагогики Дж. Дьюи. Он предложил реформу школьной системы. Школа должна peшать практические задачи, которые предлагает сама повседневная жизнь. Принципы дидактической системы, которую он реализовывал в своей школе: 1) учет интересов детей; 2) учение через деятельность; 3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей; 4) сотрудничество участников педагогического процесса; 5) свободное творчество. Эти принципы во многом характеризуют проектное обучение, родоначальником которого считают ученика Дж. Дьюи В.Х. Килпатрика. На его учебных занятиях учащиеся искали выход из различных жизненных ситуаций и попутно приобретали необходимые знания. При этом обязательно систематизированной учебной программы им отрицалась.

В нашей стране несколько  позднее была популярна, разновидность  данного метода - бригадно-лабораторный способ обучения учащихся. В 1931 г. в  Постановлении ЦК ВКП (б) этот метод  осужден, поскольку применялся недостаточно продуманно, а его значение абсолютизировалось.

В последнее десятилетие  метод проектов становится все более  популярным, как за рубежом, так и  в Беларуси, что объясняется, с  одной стороны, его направленностью  на развитие способностей, познавательных потребностей и мотивов учащихся, а с другой стороны, он представляет хорошие возможности для творческой самореализации учителя.

Чтобы понять сущность данного  метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект (от лат. projectus, буквально - брошенный вперед) - 1) совокупность документов, расчетов, чертежей для создания какого-либо сооружения или изделия, 2) предварительный текст какого-либо документа (например, договора), 3) замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта. Под методом (от греч. methodos . .,- путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

 

 

 

 

  1. МЕТОД ПРОЕКТА

 Метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных, и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами.

  • Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности·находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.
  • Принцип кооперации. В процессе работы над·проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечен консультантов из различных сфер деятельности.
  • Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый школьник, работая над проектом, им хорошие возможности применить уже имеющихся у него собственный опыт и знания.
  • Принцип учета индивидуальности учащихся: интересы, темп работы, уровень облученности.
  • Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы партнеров в разработке проекта, источники и способов получения информации, методы исследования, формы представления результата. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации познавательной активности.
  • Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знание практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект им, прагматическую направленность на результат.
  • Принцип трудной цели. Этот·принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

В проектном обучении меняется роль учителя, который становится разработчиком  «фабулы» проекта организатором  деятельности учащихся и их консультантом. Педагог реализует учебный процесс  не·в·логике предмета, а в логике той деятельности, которую осуществляет ученик и которая для него имеет  личный смысл. Успешная реализация технологии проектного обучения возможна, если учитель  организует соответствующие педагогические условия.

1. Создает проблемную  ситуацию, которая позволяет сформулировать  актуальную и интересную учащимся  тему для изучения и исследования, например: «Тепловая карта школы»  учащиеся исследуют выбранными  ими самими методами тепловые  потери школьного здания и  предлагают пути уменьшения энергетических  потери; «лучший способ успешно  подготовиться к вступительному  экзамену по предмету» (учащиеся  в результате разработки проекта  на основе анализа значительного  массива информации могут предложить  наилучший в данных условиях  вариант подготовки к экзаменам).

2. Представляет школьникам возможность для выбора темы проекта, а также возможность индивидуально или в кооперации с другими планировать работу, реализовывать свой проект.

3. Организует распределение  подтем по группам, ролей и функций в группе. Эти роли могут быть следующими: организатор, теоретик, программист, сценарист, «интернетчик», видеооператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и т.п. Наличие ролей не исключает, а наоборот подразумевает сотрудничество ребят в проектной группе, а также с другими группами.

4. Способствует проявлению  у учащихся поисковой активности  в их исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное  представление об ожидаемом результате.

5.Лоддерживает и поощряет  использование учащимися различных  направлений поиска информации, различных методов исследования.

6.Консультирует учащихся  на всех этапах работы.

7 Организует подведение итогов промежуточных этапов работы.

8. Представляет ребятам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними.

9. Организует праздничную  по форме и серьезную по  содержанию презентацию всеми  участниками проекта их образовательных·продуктов. 

Теперь представляется целесообразным сравнить проектное обучение с традиционной практикой подготовки учащимися  докладов и рефератов (см. табл.)

Признаки для сравнения

Подгатовка докладов и рефератов

     Проектное обучение

Целевая установка  у учащихся

Получить хорошую отметку

Проявить свои способности, сделать важное дело

Организационные формы работы

Индивидуальная

Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы

Источники информации

Как правило один – два источника

Различные источники из разных областей

Предметная область

Один учебный предмет

Содержание полипредметно

Характер работы по содержанию

реферирование

Сочетание теоретических  и практических методов исследования

Презентация или  защита работы

Не обязательна

обязательна


 

Как видим, проектное обучение - это качественная образовательная  практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив  отличительные черты этой образовательной технологии. Мы имеем дело с проектным обучением, если:

учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;

учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и  прогнозируют результаты работы;

участники проекта сами организуют себя на деле и осуществляют поисковую  деятельность;

отбирают необходимые  средства для осуществления проекта;

учитель выводит педагогический процесс за стены школы в окружающий мир;

участники проекта информируют  друг друга о ходе работы над проектом;

учитель консультирует ребят  на всех этапах работы над проектом;

учитель создает условия  для коррекции работы над проектом;

учитель организует экспертизу проектов;

учитель организует публичную  защиту проектов, а ученики готовят  проект к презентации, представляют и защищают его;

ученики анализируют свою работу над проектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

 

В образовательной практике применяются разнообразные типы учебных проектов, которые можно  классифицировать по различным основаниям (см. таблицу).

Учебные проекты:

По масштабу

По продолжительности

По характеру деятельности участников

По предметной содержательной области

По характеру управления

Групповые

Краткосрочные

Исследовательские

Предметные 

Непосредственные 

Общешкольные 

Средней продолжительности 

Прикладные 

Межпредметные

Сетевые

Региональные 

Долгосрочные 

информационные

Системные

 

Международные

       

 

По масштабу применения проекты  дифференцируются на групповые (над  проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять  учащиеся различных возрастов, что  используется внеклассной работе); общешкольные, когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения (например, учащиеся работают над проектом «100-летний юбилей нашей школы»: здесь всем найдется дело по душе); региональные - например, многие школы одного региона, скажем города или сельского района участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта); международные, осуществление которых возможно только с помощью глобальной сети Интернет (по содержанию эти проекты носят экологический или поликультурный характер).

Продолжительность проектов может быть вес различной: от одного урока (лучше сдвоенного) нескольких месяцев. На уроках применяются, как  правило, краткосрочные проекты, во внеурочное время продолжительные. Возможно и такое сочетание: установочное занятие (запуск проекта) происходит на уроке, затем учащиеся в течение  достаточно длительного времени  ни работают вне учебных занятий, защита проекта вновь организуется на уроке.

Проекты различают также  по характеру деятельности учащихся. Исследовательские - предполагают познавательный поиск учащихся, направленный на решен творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Пример такого проекта: «Исследование влияния телевидения на активность избирателей». Исследовательская деятельность при этом состоит из основных этапов, характерных научного исследования:

Информация о работе Интерактивные методы обучение. Проектное обучение