Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:21, реферат
В современном российском обществе чрезвычайно высок интерес к проекту и проектированию, а в образовании – к «проектному обучению». Это общеизвестный факт, не нуждающийся в подтверждении, но очень любопытно и мало понятно другое – почему этот интерес столь велик и случайно ли он возник именно в наше время.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………….4
МЕТОД ПРОЕКТА………………………………………………………….............5
ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ…………………………………...............9
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ……………………………………………13
ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Реферат
По дисциплине
Инновационные технологии в образовании
Тема
Интерактивные методы обучение. Проектное обучение
Выполнила : студентка 25 группы ФТП
Кайгородова С. Н.
Проверил: Гилёва Е. А.
Новосибирск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..17
ВВЕДЕНИЕ
В современном российском обществе чрезвычайно высок интерес к проекту и проектированию, а в образовании – к «проектному обучению». Это общеизвестный факт, не нуждающийся в подтверждении, но очень любопытно и мало понятно другое – почему этот интерес столь велик и случайно ли он возник именно в наше время.
Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое. В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют:
Проектное обучение часто
называют методом проектов. У его
истоков находился
В нашей стране несколько позднее была популярна, разновидность данного метода - бригадно-лабораторный способ обучения учащихся. В 1931 г. в Постановлении ЦК ВКП (б) этот метод осужден, поскольку применялся недостаточно продуманно, а его значение абсолютизировалось.
В последнее десятилетие метод проектов становится все более популярным, как за рубежом, так и в Беларуси, что объясняется, с одной стороны, его направленностью на развитие способностей, познавательных потребностей и мотивов учащихся, а с другой стороны, он представляет хорошие возможности для творческой самореализации учителя.
Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект (от лат. projectus, буквально - брошенный вперед) - 1) совокупность документов, расчетов, чертежей для создания какого-либо сооружения или изделия, 2) предварительный текст какого-либо документа (например, договора), 3) замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта. Под методом (от греч. methodos . .,- путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных, и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами.
В проектном обучении меняется
роль учителя, который становится разработчиком
«фабулы» проекта организатором
деятельности учащихся и их консультантом.
Педагог реализует учебный
1. Создает проблемную
ситуацию, которая позволяет
2. Представляет школьникам возможность для выбора темы проекта, а также возможность индивидуально или в кооперации с другими планировать работу, реализовывать свой проект.
3. Организует распределение подтем по группам, ролей и функций в группе. Эти роли могут быть следующими: организатор, теоретик, программист, сценарист, «интернетчик», видеооператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и т.п. Наличие ролей не исключает, а наоборот подразумевает сотрудничество ребят в проектной группе, а также с другими группами.
4. Способствует проявлению
у учащихся поисковой
5.Лоддерживает и поощряет
использование учащимися
6.Консультирует учащихся на всех этапах работы.
7 Организует подведение итогов промежуточных этапов работы.
8. Представляет ребятам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними.
9. Организует праздничную
по форме и серьезную по
содержанию презентацию всеми
участниками проекта их
Теперь представляется целесообразным сравнить проектное обучение с традиционной практикой подготовки учащимися докладов и рефератов (см. табл.)
Признаки для сравнения |
Подгатовка докладов и рефератов |
Проектное обучение |
Целевая установка у учащихся |
Получить хорошую отметку |
Проявить свои способности, сделать важное дело |
Организационные формы работы |
Индивидуальная |
Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы |
Источники информации |
Как правило один – два источника |
Различные источники из разных областей |
Предметная область |
Один учебный предмет |
Содержание полипредметно |
Характер работы по содержанию |
реферирование |
Сочетание теоретических и практических методов исследования |
Презентация или защита работы |
Не обязательна |
обязательна |
Как видим, проектное обучение - это качественная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии. Мы имеем дело с проектным обучением, если:
учитель ориентируется не
только на получение учащимися предметных
знаний, но и на развитие их мыслительных,
творческих и коммуникативных
учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;
участники проекта сами организуют себя на деле и осуществляют поисковую деятельность;
отбирают необходимые средства для осуществления проекта;
учитель выводит педагогический процесс за стены школы в окружающий мир;
участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;
учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;
учитель создает условия для коррекции работы над проектом;
учитель организует экспертизу проектов;
учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;
ученики анализируют свою работу над проектом.
В образовательной практике применяются разнообразные типы учебных проектов, которые можно классифицировать по различным основаниям (см. таблицу).
Учебные проекты:
По масштабу |
По продолжительности |
По характеру деятельности участников |
По предметной содержательной области |
По характеру управления |
Групповые |
Краткосрочные |
Исследовательские |
Предметные |
Непосредственные |
Общешкольные |
Средней продолжительности |
Прикладные |
Межпредметные |
Сетевые |
Региональные |
Долгосрочные |
информационные |
Системные |
|
Международные |
По масштабу применения проекты дифференцируются на групповые (над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется внеклассной работе); общешкольные, когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения (например, учащиеся работают над проектом «100-летний юбилей нашей школы»: здесь всем найдется дело по душе); региональные - например, многие школы одного региона, скажем города или сельского района участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта); международные, осуществление которых возможно только с помощью глобальной сети Интернет (по содержанию эти проекты носят экологический или поликультурный характер).
Продолжительность проектов может быть вес различной: от одного урока (лучше сдвоенного) нескольких месяцев. На уроках применяются, как правило, краткосрочные проекты, во внеурочное время продолжительные. Возможно и такое сочетание: установочное занятие (запуск проекта) происходит на уроке, затем учащиеся в течение достаточно длительного времени ни работают вне учебных занятий, защита проекта вновь организуется на уроке.
Проекты различают также по характеру деятельности учащихся. Исследовательские - предполагают познавательный поиск учащихся, направленный на решен творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Пример такого проекта: «Исследование влияния телевидения на активность избирателей». Исследовательская деятельность при этом состоит из основных этапов, характерных научного исследования:
Информация о работе Интерактивные методы обучение. Проектное обучение