Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:21, реферат
В современном российском обществе чрезвычайно высок интерес к проекту и проектированию, а в образовании – к «проектному обучению». Это общеизвестный факт, не нуждающийся в подтверждении, но очень любопытно и мало понятно другое – почему этот интерес столь велик и случайно ли он возник именно в наше время.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………….4
МЕТОД ПРОЕКТА………………………………………………………….............5
ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ…………………………………...............9
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ……………………………………………13
ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..17
выявление и постановка проблемы исследования
формулирование гипотезы;
планирование и разработка исследовательских действий;
сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;
анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;
подготовка выступления;
презентация проекта;
переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;
внесение корректив в работу и оформление отчета.
Прикладные проекты направлены
на создание конкретных продуктов деятельности:
договор о сотрудничестве, правила
поведения в экстремальных
Информационные проекты предполагают сбор информации о каком-либо процессе или объекте; при этом используются различные источники (СМИ, литература, базы данных, Интернет, анкетирование, интервью и др.). Производится анализ данных, их обобщение и представление в виде статьи, реферата, доклада, компьютерной презентации и т.п. Например, «Мобильная связь в моем городе», «Выпускники нашей школы - известные люди нашей страны, «История географических названий нашего района» и др.
По предметно-содержательной
области проекты
Межпредметные проекты предполагают использование материалов из смежных предметов, например, гуманитарных: «Maксім Багдановiч у люстэркy гісторыі» Системные проекты – требуют обращения к широкому спектру областей науки и культуры: «Беларуская геральдатыка», «Што мы захаваем для нашчадкаў»и др.
Учебные проекты еще принято различать по характеру управления: – в непосредственных проектах – учащиеся имеют возможность общения с учителем «здесь сейчас», в сетевых (телекоммуникационных) – ученики связываются с организаторами· проектной деятельности посредством сети Интернет (E-mail, ICQ)
Выбор типа проекта осуществляется с учетом предполагаемой для исследования темы, готовности учащихся к проектной деятельности, наличия необходимых ресурсов и т.п.
В проектном обучении можно установить порядок действий, который в большей или меньшей степени анализируется при выполнении уче6ных проектов различных типов. В таблице 4.2 предлагается один из вариантов последовательности проектных действий учителя и учащихся (по В.В. Гузееву).
Таблица 4.2. Этапы работы учителя и учащихся
Стадии работы над проектом |
Содержание работы на этой стадии |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Подготовка |
Определение темы и целей проекта |
Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей |
Планирование |
Определение источников информации; определение её сбора и анализа |
Вырабатывает план действий. Формулирует задачи |
Предлагает идеи, высказывает предложения |
Исследование |
Сбор информации. Интервью, опросы, наблюдения, эксперементы |
Выполняет исследования, решая промежуточные задачи |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
Анализ и обобщение |
Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов |
Анализирует информацию, обобщает результаты |
Наблюдает, советует |
Представление проекта |
Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчёты |
Отчитывается, обсуждают |
Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участника |
Оценка результатов и процесса. Коллективное обсуждение и самооценка.
Как и любая другая технологии, метод проектов имеет целый ряд ограничений, наличие которых препятствует его широкому распространению.
Большинство из этих ограничений
не являются непреодолимыми. В процессе
освоения педагогом метода проектов,
накопления учителем и учащимися
опыта его применения актуальность
перечисленных ограничений
Выделяют ряд профессиональных качеств учителя и способности учащихся, без которых невозможна успешная организация проектного обучения. Эти качества далее перечислены в последовательности, которая соответствует их ранговому месту, т.е., чем чаще качество упоминалось учителями, тем выше оно расположено в списке:
Отдельно было отмечено,
что педагог, организующий проектное
обучение, должен обладать широкой
научной эрудицией, владеть функциональной
грамотностью: правовой, экологической,
экономической, информационной. Это
обусловлено разнообразием
Соглашаясь с данным списком, отметим, что успех проектного обучения зависит также от профессиональной направленности педагога: на себя, на учебную программу или на детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт применения проектного обучения позволяет отметить рост креативности школьников, усиление и появление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам.
Итак, нами рассмотрены составляющие
начальной профессиональной подготовки
учащихся, формирование которой обусловлено
спецификой проектного обучения. В
проектном обучении формируются
важные профессионально-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Интерактивные методы обучение. Проектное обучение