Интерактивные методы обучение. Проектное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:21, реферат

Описание работы

В современном российском обществе чрезвычайно высок интерес к проекту и проектированию, а в образовании – к «проектному обучению». Это общеизвестный факт, не нуждающийся в подтверждении, но очень любопытно и мало понятно другое – почему этот интерес столь велик и случайно ли он возник именно в наше время.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………….4
МЕТОД ПРОЕКТА………………………………………………………….............5
ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ…………………………………...............9
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ……………………………………………13
ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..17

Файлы: 1 файл

Проектное обучение (2).docx

— 40.44 Кб (Скачать файл)

выявление и постановка проблемы исследования

формулирование гипотезы;

планирование и разработка исследовательских действий;

сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;

анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;

подготовка выступления;

презентация проекта;

переосмысление результатов  в ходе ответов на вопросы и  выступлений оппонентов;

внесение корректив в  работу и оформление отчета.

Прикладные проекты направлены на создание конкретных продуктов деятельности: договор о сотрудничестве, правила  поведения в экстремальных условиях (например, в походе), словарь молодежной лексики, сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства  школьного двора, проект модернизации. кабинета физики в школе и др. для подобных проектов характерно очень четкое определение частей общей работы, этапов деятельности, поэтапное обсуждение промежyтoчных результатов и координация работы соисполнителей, тщательное оформление полученных результатов.

Информационные проекты  предполагают сбор информации о каком-либо процессе или объекте; при этом используются различные источники (СМИ, литература, базы данных, Интернет, анкетирование, интервью и др.). Производится анализ данных, их обобщение и представление  в виде статьи, реферата, доклада, компьютерной презентации и т.п. Например, «Мобильная связь в моем городе», «Выпускники  нашей школы - известные люди нашей  страны, «История географических названий нашего района» и др.

По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на предметные, межпредметные и системные. Для выполнения предметного проекта достаточно знаний и умений, формируемых при изучении одного предмета. Например, «Цветные картины на поверхности вертикальной мыльной пленки», «Оценка качества йодированной соли».

Межпредметные проекты предполагают использование материалов из смежных предметов, например, гуманитарных: «Maксім Багдановiч у люстэркy гісторыі» Системные проекты – требуют обращения к широкому спектру областей науки и культуры: «Беларуская геральдатыка», «Што мы захаваем для нашчадкаў»и др.

Учебные проекты еще принято  различать по характеру управления: – в непосредственных проектах –  учащиеся имеют возможность общения  с учителем «здесь сейчас», в сетевых (телекоммуникационных) – ученики связываются с организаторами· проектной деятельности посредством сети Интернет (E-mail, ICQ)

Выбор типа проекта осуществляется с учетом предполагаемой для исследования темы, готовности учащихся к проектной  деятельности, наличия необходимых  ресурсов и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

В проектном обучении можно  установить порядок действий, который  в большей или меньшей степени  анализируется при выполнении уче6ных  проектов различных типов. В таблице 4.2 предлагается один из вариантов последовательности проектных действий учителя и  учащихся (по В.В. Гузееву).

Таблица 4.2. Этапы работы учителя и учащихся

Стадии работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка 

Определение темы и целей  проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование 

Определение источников информации; определение её сбора и анализа

Вырабатывает план действий. Формулирует задачи

Предлагает идеи, высказывает  предложения

Исследование 

Сбор информации. Интервью, опросы, наблюдения, эксперементы

Выполняет исследования, решая  промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Анализ и обобщение 

Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов

Анализирует информацию, обобщает результаты

Наблюдает, советует

Представление проекта 

Возможные формы представления  результатов: устный, письменный отчёты

Отчитывается, обсуждают

Слушает, задаёт вопросы  в роли рядового участника


 

Оценка результатов и  процесса. Коллективное обсуждение и самооценка.

  1. ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Как и любая другая технологии, метод проектов имеет целый ряд  ограничений, наличие которых препятствует его широкому распространению.

  • Низкая мотивация учителей и неподготовленность многих из них к применению данной технологии.
  • Недостаточный уровень сформированности исследовательских умений у учащихся.
  • Недостаточный уровень коммуникативных способностей учащихся.
  • Слабая информационная и лабораторная база многих учебных заведений. Отсутствие выхода в Интернет.
  • Перегрузка учебных программ, которая не позволяет педагогу найти время для применения проектного обучения.
  • Слабая методическая поддержка в настоящее время опубликовано мало разработок учебных занятий в рамках технологии проектного обучения.

Большинство из этих ограничений  не являются непреодолимыми. В процессе освоения педагогом метода проектов, накопления учителем и учащимися  опыта его применения актуальность перечисленных ограничений снижается.

Выделяют ряд профессиональных качеств учителя и способности учащихся, без которых невозможна успешная организация проектного обучения. Эти качества далее перечислены в последовательности, которая соответствует их ранговому месту, т.е., чем чаще качество упоминалось учителями, тем выше оно расположено в списке:

  1. Ощущение педагогом внутренней свободы.
  2. Умение организовать самоопределение учеников на работу над проектом.
  3. Умение организовать выдвижение учениками гипотез.
  4. Умение анализировать и корректировать ученические предложения.
  5. Умение придумывать темы проектов, фантазировать.
  6. Умение создавать обстановку психологического комфорта и разрешать конфликты
  7. Умение сотрудничать с учениками
  8. Умение организовывать рефлексивную деятельность учащихся.
  9. Владение технологией проектного обучения
  10. Личный опыт проектной деятельности.

Отдельно было отмечено, что педагог, организующий проектное  обучение, должен обладать широкой  научной эрудицией, владеть функциональной грамотностью: правовой, экологической, экономической, информационной. Это  обусловлено разнообразием тематики проектов и их межпредметным характером.

Соглашаясь с данным списком, отметим, что успех проектного обучения зависит также от профессиональной направленности педагога: на себя, на учебную  программу или на детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт применения проектного обучения позволяет отметить рост креативности школьников, усиление и появление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам. 

Итак, нами рассмотрены составляющие начальной профессиональной подготовки учащихся, формирование которой обусловлено  спецификой проектного обучения. В  проектном обучении формируются  важные профессионально-ориентированные  умения учащихся (гностические, проектировочные, коммуникативные, организаторские). Их особенностью выступает не столько  овладение ими как совокупностью  операций и действий, сколько перенос  и творческое применение в решении  задач проектной деятельности. Рефлексия  по поводу педагогической деятельности, ее продукта и собственного авторства  в нем способствует профессионально-творческой самореализации школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. / Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологии. – 2006. – Т. 1. – 816 с.
  2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В.Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с
  3. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод. пособ. / С.П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с

 

 


Информация о работе Интерактивные методы обучение. Проектное обучение