Подчеркнём единство трёх составляющих
инновационного процесса: создание, освоение
и применение новшеств. Именно такой
трёхсоставный инновационный процесс
и является чаще всего объектом изучения
в педагогической инноватике, в отличие,
например, от дидактики, где объектом научного
исследования выступает процесс обучения.
Другое системное понятие - инновационная
деятельность - комплекс принимаемых
мер по обеспечению инновационного
процесса на том или ином уровне
образования, а также сам процесс.
К основным функциям инновационной
деятельности относятся изменения
компонентов педагогического процесса:
смысла, целей, содержания образования,
форм, методов, технологий, средств
обучения, системы управлении и т.п.
Инноватика пришла в педагогику из культурологии,
лингвистики, экономики. В инноватике
заложен внедренческий вектор, характеризующий
традиционное и часто критикуемое соотношение
науки и практики (наука разрабатывает
и внедряет в практику).
Опираясь на вышесказанное, под педагогической
инноватикой мы будем понимать науку,
изучающую природу, закономерности возникновения
и развития педагогических инноваций,
их связи с традициями прошлого и будущего
в отношении субъектов образования.
Инновационные изменения идут сегодня
по таким направлениям, как формирование
нового содержания образования; разработка
и реализация новых технологий обучения;
применение методов, приемов, средств
освоения новых программ; создание
условий для самоопределения
личности в процессе обучения; изменение
в образе деятельности и стиле
мышления как преподавателей, так и учащихся,
изменение взаимоотношений между ними,
создание и развитие творческих инновационных
коллективов, школ.
Исследования инновационных процессов
в образовании выявили ряд
теоретико-методологических проблем:
соотношение традиций и инноваций,
содержание и этапы инновационного
цикла, отношение к инновациям разных
субъектов образования, управление
инновациями, подготовка кадров, основания
для критериев оценки нового в
образовании и др. Эти проблемы
нуждаются в осмыслении уже другого
уровня – методологического. Обоснование
методологических основ педагогической
инноватики не менее актуально, чем создание
самой инноватики. Педагогическая инноватика
является особым направлением методологических
исследований.
Педагогическая инноватика и её методологический
аппарат могут являться действенным средством
анализа, обоснования и проектирования
модернизации образования. Научное обеспечение
этого глобального инновационного процесса
нуждается в разработке. Многие новшества,
такие, как образовательные стандарты
общего среднего образования, новая структура
школы, единый госэкзамен и др. еще не проработаны
в инновационно-педагогическом смысле,
отсутствует целостность и системность
в процессах освоения и применения заявленных
новшеств.
Растёт потребность в новом
теоретическом осмыслении сущности
управления инновационными процессами
в образовательном учреждении, разработке
педагогических условий, обеспечивающих
непрерывное инновационное движение.
Немаловажно и то, что инновационные
процессы нуждаются в специальной
подготовке кадров - педагогов, администраторов,
менеджеров образования, компетентных
в сфере педагогических инноваций.
Стратегия инновационной деятельности
должна определять рамки, в которых
действует организация. Разграничителями
здесь становятся факторы внешней среды
(технологические, политико-правовые,
экономико-социальные). Они же предоставляют
организации определённые границы для
функционирования. Следовательно, основой
стратегического инновационного планирования
является анализ жизненного цикла технологий,
продуктов и рынков. Инновационное предприятие
может сконцентрировать усилия на выявлении
технологических возможностей для себя
в рамках существующих на рынке технологий
либо разрабатывать нечто кардинально
новое. Найдя инновационные возможности,
можно приступать к стратегическому планированию
инновационной деятельности в организации.
Стратегическое управление инновационной
деятельностью - это такое управление
организацией, которое опираясь на научно-технический
потенциал, ориентирует ее инновационную
деятельность на запросы потребителей.
Процесс формирования инновационных
стратегий – наиболее ответственный
этап разработки механизма управления
нововведениями. Однако на сегодняшний
день этот процесс не разработан в
достаточной мере ни методологически,
ни практически.
Методология инновационной деятельности
– это система методов, с помощью
которых вырабатывается стратегия
нововведений, включая систему необходимых
факторов, условий, приёмов, рычагов, механизмов.
- Роль инноваций в развитии школы
Специалист в области
педагогической инноватики академик В.И.
Загвязинский, исследовавший, в частности,
жизненные циклы разных инновационных
процессов, отмечает, что очень часто,
получив положительные результаты от
освоения новшества, педагоги необоснованно
стремятся его универсализировать, распространить
на все сферы педагогической практики,
что нередко кончается неудачей и приводит
к разочарованию, охлаждению к инновационной
деятельности.
Управленческая структура
предполагает взаимодействие четырёх
видов управленческих действий: планирование
- организация - руководство - контроль.
Как правило, инновационный процесс
в школе планируется в виде концепции
новой школы или - наиболее полно - в виде
программы развития школы, затем организуются
деятельность коллектива школы по реализации
этой программы и контроль над её результатами.
Особое внимание следует обратить на то,
что инновационный процесс в какой-то
момент может быть стихийным (неуправляемым)
и существовать за счёт внутренней саморегуляции
(то есть всех элементов приведённой структуры
как бы нет; могут быть самоорганизация,
саморегулирование, самоконтроль). Однако
отсутствие управления такой сложной
системой, как инновационный процесс в
школе, быстро приведёт к его затуханию.
Поэтому наличие управленческой структуры
является стабилизирующим и поддерживающим
этот процесс фактором, что, разумеется,
не исключает элементов самоуправления,
саморегуляции в нём.
Каждый компонент этой
структуры имеет своё строение. Так,
планирование (сводящееся фактически
к подготовке программы развития
школы) включает проблемно ориентировочный
анализ деятельности школы, формирование
концепции новой школы и стратегии
её реализации, целеполагание и разработку
операционного плана действий.
Влияние инновационных
изменений на здоровье учащихся должно
прослеживаться руководителями школ особенно
тщательно.
Учебная нагрузка, режим
занятий определяются Уставом школы
на основе согласований с органами
здравоохранения. Расписание занятий
должно включать достаточно продолжительный
перерыв, необходимый для питания
школьников. Выбирая и самостоятельно
разрабатывая варианты нового содержания
и технологий образования, коллектив
и руководитель школы обязаны
учитывать недельную загруженность
учащихся уроками.
Школьные нововведения
всегда затрагивают интересы населения,
условия труда и занятости
педагогов. Некоторые школы отходят
от традиционного построения учебного
года: меняют сроки изучения учебных
курсов, экзаменов, выделяют дни и
даже недели для самостоятельных
занятий, переносят, иногда удлиняют время
каникул.
Такого же согласования
требуют и другие новшества: введение
новых профильных курсов; сокращение
времени на изучение отдельных предметов
и их интеграция; дифференциация образования;
изменения в условиях набора учащихся;
создание элитарных учебных заведений
и других новых типов и видов
школ.
После того, как всесторонне
проанализирована ситуация в школе,
определены, какие результаты работы
школы необходимо улучшить, естественно,
возникает потребность в обоснованном
выборе идей, с помощью которых
это можно было бы сделать наилучшим
образом. Выбор идей неизбежен потому,
что для достижения одних и
тех же целей, тех или иных результатов
могут быть отобраны разные нововведения,
каждое из которых имеет свои сильные
и слабые стороны. Казалось бы, такая
логика размышлений очевидна, однако
в реальной практике она часто
не выдерживается. Вместо обоснованного
подхода к выбору идей мы видим:
стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так “бешено“ развиваются, что не успевают нормально функционировать);
стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно - многочисленные ошибки);
стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;
отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;
готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.
Нетрудно понять, что
все эти подходы к нововведениям
в школе чреваты серьёзными издержками,
такими, как колоссальные перегрузки
детей и учителей, снижение успеваемости
по тем предметам, которые не охвачены
“экспериментальной“ работой, поскольку
освоение неактуальной, неоптимальной
чужой идеи, да ещё освоение неграмотное
отнимает у учителей, охваченных этой
деятельностью, все силы и время,
что неизбежно приводит к дестабилизации
педагогического процесса.
Выбор идей реализуется
путём их обсуждения, продумывания
группой компетентных лиц – экспертов
(это наиболее зрелые и прогрессивные
работники школы, приглашённые специалисты).
Он включает сравнительную оценку идей
по ряду параметров и является творческим
актом. Оценка идей может осуществляться
как с помощью мысленного экспериментирования,
так и на основе разработки проектов
деятельности предполагаемых участников
преобразования.
Необходимо продумывать
весь организационный механизм выбора
идей, включающий сбор предложений
учителей, детей и родителей с
помощью собеседования и анкетирования,
выявление предпочтений всех групп
людей, участвующих в инновационном
процессе, обсуждение отобранных инноваций
на заседаниях методобъединений, творческих
микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости
– на заседании педсовета. Идти в достижении
цели руководитель должен не только и
не столько от себя, сколько от других
- исполнителей, реализаторов будущих
нововведений. Очень важно, чтобы именно
они сами участвовали в поиске, оценивали
и выбирали новые идеи для освоения. Иначе
их работа не будет иметь нужной мотивировки
и не будет никакого обновления в способах
управления инновациями в школе.
Анализ специальной
литературы и опыта деятельности
школ свидетельствует о недостаточной
интенсивности применения педагогических
новшеств в практике работы учебных заведений.
Можно выделить как минимум две причины
нереализованности педагогических инноваций.
Первая причина состоит в том, что инновация,
как правило, не проходит необходимой
профессиональной экспертизы и апробации.
Второй причиной является то, что внедрение
педагогических нововведений предварительно
не подготовлено ни в организационном,
ни в техническом, ни, самое главное, в
личностном, психологическом отношении.
Чёткое представление
о содержании и параметрах педагогических
инноваций, владение методикой их применения
позволяют как отдельным учителям,
так и руководителям учебных
заведений объективно оценивать
и прогнозировать их внедрение. Торопливость
во внедрении инноваций не раз приводила
школу к тому, что рекомендованное, чаще
сверху, нововведение по прошествии некоторого
(непродолжительного) времени забывалось
или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин
подобной ситуации является отсутствие
в школах инновационной среды
– определённой морально-психологической
обстановки, подкреплённой комплексом
мер организационного, методического,
психологического характера, обеспечивающих
введение инноваций в образовательный
процесс школы. Отсутствие такой инновационной
среды проявляется в методической неподготовленности
учителей, в их слабой информированности
по существу педагогических нововведений.
Наличие благоприятной инновационной
среды в педагогическом коллективе снижает
коэффициент «сопротивления» учителей
нововведениям, помогает преодолеть стереотипы
профессиональной деятельности. Инновационная
среда находит реальное отражение в отношении
учителей к педагогике.
Глава2.
Инновационные методики обучения и современная
технология управления в школе
2.1 Новые педагогические
методики
Инновации в сфере образования
направлены на формирование личности,
ее способности к научно-технической
и инновационной деятельности, на
обновление содержания образовательного
процесса.
Каждая педагогическая эпоха породила
свое поколение технологий. Первое
поколение образовательных технологий
представляло собой традиционные методики;
технологиями второго и третьего
поколений были модульно-блочные
и цельно-блочные системы обучения;
к четвертому поколению образовательных
технологий относится интегральная
технология.