Использование инноваций в системе работы и управления гимназией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью введения инноваций в работу школы является повышение качества образования на основе создания единой информационно-образовательной среды в школе через автоматизацию управленческой деятельности и информатизацию учебно-воспитательного процесса.
Цель исследования: Выявить методы используемых инноваций в системе работы и управления современных школ и гимназий.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-4


Глава1. Основные особенности использования инноваций в современных школах………….………………………………………….. 5-15

Понятие и характеристики инноваций в образовании……………….5-10

Роль инноваций в развитии школы………………………………….11-15


Глава2. Инновационные методики обучения и современная технология управления в школе……………………………………………………….16-22

Новые педагогические методики….………………………………….16-19

Применение инновационных форм управления……………………20-22


Заключение …………………………………………………………………23-24


Список использованной литературы………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Курсовая Инновации 2013.docx

— 70.52 Кб (Скачать файл)

Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения.

Другое системное понятие - инновационная  деятельность - комплекс принимаемых  мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной  деятельности относятся изменения  компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств  обучения, системы управлении и т.п.

Инноватика пришла в педагогику из культурологии, лингвистики, экономики. В инноватике заложен внедренческий вектор, характеризующий традиционное и часто критикуемое соотношение науки и практики (наука разрабатывает и внедряет в практику).

Опираясь на вышесказанное, под педагогической инноватикой мы будем понимать науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Инновационные изменения идут сегодня  по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств  освоения новых программ; создание условий для самоопределения  личности в процессе обучения; изменение  в образе деятельности и стиле  мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ.

Исследования инновационных процессов  в образовании выявили ряд  теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания  для критериев оценки нового в  образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении уже другого  уровня – методологического. Обоснование  методологических основ педагогической инноватики не менее актуально, чем создание самой инноватики. Педагогическая инноватика является особым направлением методологических исследований.

Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования модернизации образования. Научное обеспечение этого глобального инновационного процесса нуждается в разработке. Многие новшества, такие, как образовательные стандарты общего среднего образования, новая структура школы, единый госэкзамен и др. еще не проработаны в инновационно-педагогическом смысле, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.

Растёт потребность в новом  теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами в образовательном учреждении, разработке педагогических условий, обеспечивающих непрерывное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные  процессы нуждаются в специальной  подготовке кадров - педагогов, администраторов, менеджеров образования, компетентных в сфере педагогических инноваций.

Стратегия инновационной деятельности должна определять рамки, в которых  действует организация. Разграничителями здесь становятся факторы внешней среды (технологические, политико-правовые, экономико-социальные). Они же предоставляют организации определённые границы для функционирования. Следовательно, основой стратегического инновационного планирования является анализ жизненного цикла технологий, продуктов и рынков. Инновационное предприятие может сконцентрировать усилия на выявлении технологических возможностей для себя в рамках существующих на рынке технологий либо разрабатывать нечто кардинально новое. Найдя инновационные возможности, можно приступать к стратегическому планированию инновационной деятельности в организации.

Стратегическое управление инновационной  деятельностью - это такое управление организацией, которое опираясь на научно-технический потенциал, ориентирует ее инновационную деятельность на запросы потребителей.

Процесс формирования инновационных  стратегий – наиболее ответственный  этап разработки механизма управления нововведениями. Однако на сегодняшний  день этот процесс не разработан в  достаточной мере ни методологически, ни практически.

Методология инновационной деятельности – это система методов, с помощью  которых вырабатывается стратегия  нововведений, включая систему необходимых  факторов, условий, приёмов, рычагов, механизмов.

 

 

    1. Роль инноваций в развитии школы
Специалист в области  педагогической инноватики академик В.И. Загвязинский, исследовавший, в частности, жизненные циклы разных инновационных процессов, отмечает, что очень часто, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его универсализировать, распространить на все сферы педагогической практики, что нередко кончается неудачей и приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности.
Управленческая структура  предполагает взаимодействие четырёх  видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или - наиболее полно - в виде программы развития школы, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём.
Каждый компонент этой структуры имеет своё строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития школы) включает проблемно ориентировочный  анализ деятельности школы, формирование концепции новой школы и стратегии  её реализации, целеполагание и разработку операционного плана действий.
Влияние инновационных  изменений на здоровье учащихся должно прослеживаться руководителями школ особенно тщательно.
Учебная нагрузка, режим  занятий определяются Уставом школы  на основе согласований с органами здравоохранения. Расписание занятий  должно включать достаточно продолжительный  перерыв, необходимый для питания  школьников. Выбирая и самостоятельно разрабатывая варианты нового содержания и технологий образования, коллектив  и руководитель школы обязаны  учитывать недельную загруженность  учащихся уроками.
Школьные нововведения всегда затрагивают интересы населения, условия труда и занятости  педагогов. Некоторые школы отходят  от традиционного построения учебного года: меняют сроки изучения учебных  курсов, экзаменов, выделяют дни и  даже недели для самостоятельных  занятий, переносят, иногда удлиняют время каникул.
Такого же согласования требуют и другие новшества: введение новых профильных курсов; сокращение времени на изучение отдельных предметов  и их интеграция; дифференциация образования; изменения в условиях набора учащихся; создание элитарных учебных заведений  и других новых типов и видов  школ.
После того, как всесторонне  проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых  это можно было бы сделать наилучшим  образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и  тех же целей, тех или иных результатов  могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные  и слабые стороны. Казалось бы, такая  логика размышлений очевидна, однако в реальной практике она часто  не выдерживается. Вместо обоснованного  подхода к выбору идей мы видим:
  1. стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так “бешено“ развиваются, что не успевают нормально функционировать);
  1. стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно - многочисленные ошибки);
  1. стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;
  1. отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;
  1. готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.
Нетрудно понять, что  все эти подходы к нововведениям  в школе чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детей и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены “экспериментальной“ работой, поскольку  освоение неактуальной, неоптимальной  чужой идеи, да ещё освоение неграмотное  отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.
Выбор идей реализуется  путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц – экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные  работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.
Необходимо продумывать  весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений  учителей, детей и родителей с  помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп  людей, участвующих в инновационном  процессе, обсуждение отобранных инноваций  на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости – на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в школе.
Анализ специальной  литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной  интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.
Чёткое представление  о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных  заведений объективно оценивать  и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды  – определённой морально-психологической  обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Инновационные методики обучения и современная технология управления в школе

2.1 Новые педагогические методики

 

Инновации в сфере образования  направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической  и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные  и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных  технологий относится интегральная технология.

Информация о работе Использование инноваций в системе работы и управления гимназией