Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:13, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть экономическое стимулирование инновационного процесса.
Задачи исследования:
рассмотреть задачи экономического стимулирования инновационного процесса;
исследовать государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности;
проанализировать особенности финансирования инновационного процесса;
выявить инструменты налогового регулирования инновационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА………………………………………………..…………………..5
1.1. Задачи экономического стимулирования инновационного процесса….5
1.2. Государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности…………………………………………………………………...9
1.3. Финансирование инновационного процесса…………………………..14
1.4. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
АННОТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................28
Кроме того, трансфер инновационных знаний и форме ноу-хау происходит без смены собственника, в отличие от продажи товаров и услуг. Если одна компания продает другой определенное ноу-хау, то первая остается при этом собственником идеи, а вторая становится им. Данный фактор также может снизить активность генераторов идей. Помимо этого, первичная коммерциализация новой идеи приводит к ее копированию конкурентами, что снижает возможность получения сверхприбылей для фирмы-новатора. Чем более сложным и комплексным является ноу-хау, тем продолжительнее период монополии на него.
Для решения изложенных проблем необходимо вмешательство государства в инновационную деятельность частного сектора. В качестве основных инструментов при этом используется установление прав на интеллектуальную собственность (патентное и лицензионное право), а также прямое и косвенное стимулирование инновационной активности фирм [6, c. 189].
Кроме этих общих
ограничений рыночного
В конечном итоге сама специфика государственного стимулирования должна определяться особенностью различных стадий инновационного процесса. Для этого в самом инновационном процессе необходимо выделять особые виды научной деятельности, которые в соответствии с задачами, целями, объектами и результатами, основными элементами структуры (организация, сроки, способы определения издержек) подразделяются на:
От того, какая часть инновационного процесса в промышленном предприятии или научно-исследовательской организации попадает в тот или иной вид исследований или разработок, должны зависеть размеры государственных субсидий и дотаций, виды и размеры льгот по налогообложению.
Основным источником финансирования фундаментальных исследований должно выступать непосредственно само государство, и его затраты на этот вид работ необходимо постоянно увеличивать, ведь проведение таких исследований не может представлять практического интереса для коммерсанта по самой сути характеристики этого вида инновационной деятельности. Необходимость стабильной государственной поддержки развития данной сферы исследований определяется и ее тесной связью с общим и специальным образованием. Уровень и качество образования находятся в прямой зависимости от того, в каком состоянии в каждой конкретной стране находится сфера фундаментальных исследований.
В отношении прикладных исследований роль государственного стимулирования и финансирования должна несколько сокращаться, так как такие исследования проводятся уже для достижения конкретно поставленных научных целей или решения определенных практических проблем, а результаты исследований уже имеют коммерческое значение, то есть могут быть с прибылью реализованы на рынке потребителю. Наряду с высокой степенью риска важным фактором, обусловливающим необходимость государственного финансирования и стимулирования прикладных исследований, выступает величина расходов.
В рамках третьего
вида инновационной деятельности —
опытно-конструкторских
1.3. Финансирование инновационного процесса
Финансирование является важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и, в конечном счете, успех инновационной деятельности.
Различают две формы финансирования инноваций - прямое и косвенное. Первое, состоит из непосредственных прямых источников, второе - из косвенных.
К прямым источникам финансирования относятся:
Сюда можно отнести и другие источники (страховые фонды, целевые благотворительные поступления и др.)
К косвенным источникам финансовой поддержки инноваций относятся:
Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.
В целом законодательным путем закреплено положение о том, что ассигнования на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 3 % от расходной части годового федерального бюджета.
Прямые бюджетные
ассигнования осуществляются на основе
сочетания двух форм прямой поддержки:
в форме базового финансирования
научной организации и в форме
конкурсного распределения
Применение базового финансирования имеет своей задачей сохранение современной материально-технической базы, а также высококвалифицированных и творческих кадров организации. Этот принцип распространяется как на научные организации, нацеленные на обеспечение государственных (национальных) приоритетов, так и на организации, обладающие высоким научным авторитетом, но переживающие период структурной перестройки, формирования новой тематики работ в области фундаментальных исследований [7, c. 125].
Более приоритетной
является форма распределения бюджетных
средств на основе параллельных конкурсных
исследований и разработок по наиболее
важным проблемам науки и техники
- форма конкурсного
Возможна
двоякая форма проведения конкурсов
на получение государственных
Во-первых, практика выделения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае на предварительном этапе из круга претендентов на получение госзаказа выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное решение, которой и выделяется госзаказ.
Во-вторых, практика выполнения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае несколько исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения выбирается наиболее эффективное решение. Поэтому данный вариант размещения госзаказ может быть назван конкурсом решений [8, c. 164].
Форма госзаказа на основе конкурса предложений является более экономной с точки зрения расходования денежных средств, вместе с тем отбор единственного из поступивших предложений по решению стоящих проблем может и не оказаться оптимальным в силу его предварительного характера.
Форма госзаказа на основе конкурса готовых решений позволит выбрать наиболее эффективное решение и за счет, полученных от его реализации доходов, покрыть затраты на оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим государственный заказ.
При этом в отечественной практике находит применение порядок финансирования проектов с выделением госбюджетных средств по этапам с нарастающим итогом. Государство стремится свести к минимуму степень риска и неопределенности, характерных для инновационных процессов. Поэтому на начальном этапе, сумма выделяемых средств, как правило, минимальна, а если по мере реализации проекта или программы будут получены обнадеживающие результаты, сумма ассигнований возрастает.
Еще одним
способ снижения риска является поиск
заказчика, непосредственно
По мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль.
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, предназначенных для реализации конкретных целей (социального, экономического, научно-технического, технологического, экологического характера) и для финансирования потребностей, не предусмотренных в бюджетах разного уровня. В настоящее время они являются важным звеном финансовой системы и, в частности, системы финансирования инноваций.
Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в начале 1990-х годов на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 года [2, c. 176].
Государство
активно использует имеющиеся в
его распоряжении полномочия исполнительной
власти, создавая внебюджетные фонды,
определяя порядок их формирования
и учета, направления и контроль
за расходованием средств, государство
в то же время не контролирует осуществление
научных и инновационных
Контроль
за деятельностью фонда
Кредитование
инвестиционных и инновационных
программ осуществляется на льготных
условиях с компенсацией соответствующей
разницы кредитным
Государственные внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы, обладают рядом особенностей:
Информация о работе Экономическое стимулирование инновационного процесса