Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:13, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть экономическое стимулирование инновационного процесса.
Задачи исследования:
рассмотреть задачи экономического стимулирования инновационного процесса;
исследовать государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности;
проанализировать особенности финансирования инновационного процесса;
выявить инструменты налогового регулирования инновационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА………………………………………………..…………………..5
1.1. Задачи экономического стимулирования инновационного процесса….5
1.2. Государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности…………………………………………………………………...9
1.3. Финансирование инновационного процесса…………………………..14
1.4. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
АННОТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................28
Внебюджетные фоны освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин [2, c. 93].
К перспективным источникам финансирования относят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование.
Лизинг - это особая форма аренды, связанная с передачей в пользование машин, оборудования, иных материальных средств и имущества. В широком значении под лизингом следует понимать весь комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду (включает договор лизинга, договор купли-продажи, договор займа).
Фактически, лизинг - это нечто среднее между арендой и кредитом, рассрочкой и прокатом. Существенной особенностью этой формы предпринимательской деятельности является разделение функций собственности, а именно - отделение использования имущества от владения им.
Лизинг как источник финансирования имеет ряд отличительных особенностей:
Выделяют финансовый и оперативный лизинг:
Венчурное финансирование можно представить как источник долгосрочных инвестиций, предоставляемых обычно на 5-7 лет вновь создающимся или функционирующим в составе крупных корпораций организациям для их модернизации и расширения.
Венчурный капитал представляет собой товарищество с ограниченной ответственностью, формируемое за счет личных средств состоятельных партнеров, средств пенсионных и благотворительных фондов, страховых организаций, свободных средств крупных корпораций.
Основной принцип деятельности заключается в финансировании сравнительно небольших и несвязанных между собой проектов в расчете на окупаемость инвестиций с высокой нормой прибыли на инвестированный капитал без каких-либо гарантий или обеспечения. По этой причине такое финансирование носит название рискованного, так как инвесторы берут на себя все риски, характерные для ссудного капитала. Венчурное финансирование осуществляется в расчете не на процент и не на регулярные доходы на инвестированный капитал, а на развитие самих рисковых организаций и их инноваций, доход от повышения цены акций или массового выпуска новых акций успешных инновационных организаций и размещение их через фондовые биржи.
1.4. Инструменты
налогового регулирования
Как показала практика, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации.
Экономическая
специфика научных и
Очевидно, что
довольно значимой проблемой для
научных и инновационных
В мировой
практике инструмент налоговых льгот
не рассматривается
Как показывает
зарубежный опыт, между уровнем налогообложения
и склонностью к
Учитывая складывавшиеся в отечественной инновационной практике в течение многих лет условия, базовыми структурными единицами национальной инновационной системы выступают следующие организации: вузы, НИИ (отраслевые и академические), рационализаторы, организации — потребители инновационной продукции, венчурные компании, малые инновационные предприятия, кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.
Действующим
налоговым законодательством
Однако позитивная идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью налогового кредита не оказала действенного влияния на инвестиционную деятельность организаций в форме капитальных вложений. Так, по состоянию на 1 января 2007 г. всего лишь пять организаций получили инвестиционный налоговый кредит на сумму 219,5 млн. руб., из которых более 97% были предоставлены за счет региональных и местных средств. Причины такого неиспользования механизма инвестиционного налогового кредитования заключаются в основном в условиях его предоставления. В частности, налогоплательщиков не вполне устраивают сроки предоставления данного кредита, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам. В получении инвестиционного налогового кредита имеется серьезное ограничение: при проведении НИОКР или технического перевооружения производства кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного этой организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей. Такие условия препятствуют развитию этой формы инвестирования в экономику [6, c. 305].
Фактически инвестор может получить данный кредит только при проведении технического перевооружения собственного производства. В таких проектах срок предоставления кредита в пределах до пяти лет слишком мал: за подобный период капитальные затраты подобного характера не всегда могут окупиться. Сроки предоставления данного налогового кредита должны устанавливаться в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта.
В связи с
этим целесообразно пересмотреть цели
кредита, условия его предоставления.
Кроме того, желательно расширить
сферу применения инвестиционного
налогового кредита, который должен
выдаваться организациям сферы материального
производства на реализацию любых инвестиционных
проектов. При этом основным условием
предоставления данного кредита
должно быть наличие у инвестора
собственных финансовых средств, а
также участие в проекте
Одновременно следовало бы расширить и перечень федеральных налогов, за счет которых может быть выдан инвестиционный налоговый кредит.
Освобождение налогоплательщика на определенный период времени получило название налоговых каникул. Российское налоговое законодательство имело опыт предоставления налоговых каникул в части налога на прибыль (малым предприятиям) и налога на имущество организаций. Такая льгота действовала до принятия второй части НК РФ [1].
Среди прочих мер налогового стимулирования инновационной деятельности нередко высказывается мнение о необходимости введения нового специального налогового режима.
Эта мера позволила
бы осуществить комплексное
В рамках указанного специального налогового режима предлагается освободить научные и инновационные организации от уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добавленную стоимость (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России), налога на имущество организаций и земельного налога. Представляется целесообразным вместо этих пяти налогов установить для данной категории налогоплательщиков единый налог, уплачиваемый с полученных организацией доходов по ставке 6% [5, c. 24].
По мнению
ряда российских экономистов, основной
проблемой в области
Объективно
максимальная эффективность инновационных
вложений может обеспечиваться только
при условии их доступности широкому
кругу субъектов рынка. Предоставляя
льготы банкам, осуществляющим кредитование
организаций инновационного типа, необходимо
создать преимущества в порядке
налогообложения как доходов, полученных
от осуществления такой
В настоящее
время в государственной
Для того чтобы инновационные предприятия чаще прибегали к страховой защите, необходимы не только более активные действия со стороны страховых организаций, но также содействие со стороны органов государственной власти и управления России: государство могло бы выступить дополнительным гарантом для страховщика при страховании инвестиционных и инновационных рисков [4, c. 31].
И так, можно подвести итоги, и отметить, что существует необходимость стимулирования инновационной деятельности, и это связано с возрастающим значением инноваций для стабилизации социально-экономического развития общества, и укрепления национальной безопасности, а также, необходимость стимулирования нововведений в переходной экономике России порождена кризисными тенденциями в науке, производстве и потребностью выхода из экономической депрессии.
Инновационная
деятельность – это сложная динамическая
система действия и взаимодействия
различных методов, факторов, органов
управления, занимающихся научными исследованиями,
созданием новых видов
Массовое устаревание основных производственных фондов диктует необходимость их ускоренного обновления на новых технологических уровнях. Сохранение технологического отставания может повлечь тяжелые последствия внешнеполитического характера, ослабление международного авторитета и снижение политического влияния, что для России совершенно неприемлемо. Это еще один немаловажный фактор развития инновационной сферы.
Для развития инновационной деятельности необходимо финансирование, которое является важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и, в конечном счете, успех инновационной деятельности.
Различают две формы финансирования инноваций - прямое и косвенное.
Выделяя средства
из бюджета, государство обладает реальной
возможностью ускорять инновационные
процессы, ориентировать их в нужном
направлении и способствовать общему
повышению эффективности
Система мотивации инновационного поведения предусматривает решение нескольких взаимодополняющих задач. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых внедрение инноваций стало бы выгодно и доступно предприятиям реального сектора экономики. Это может быть реализовано путем развития системы косвенного финансирования, налоговых льгот и преференций, введения норм ускоренной амортизации оборудования и т. п. С другой стороны, требуется постоянно совершенствовать систему нормативов и стандартов (технических и экологических), что делало бы использование устаревшей техники невозможным или невыгодным.
Очевидно, что
довольно значимой проблемой для
научных и инновационных
В мировой
практике инструмент налоговых льгот
не рассматривается
Информация о работе Экономическое стимулирование инновационного процесса