Контрольная работа по «Инновационный менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Инновационный менеджмент – принцип управления разработкой и внедрением инноваций, основанной на применении, присущих менеджменту функциях и принципах. Задачей инновационного менеджмента является сохранение или увеличение конкурентоспособности предприятия, увеличение рыночной доли, выход на новые целевые рынки, продление жизненного цикла товара, создание имиджа гибкой инновационной компании.
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Содержание понятия «инновация»………………………………………4
1.1 Классификация инноваций………………………………………6
1.2 жизненный цикл инноваций…………………………………….11
2 Задача………………………………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………….………16
Список литературы………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

инн мен!!!!!!!!!!!!.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Архангельский филиал Финуниверситета

     
 

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Инновационный менеджмент»

Вариант № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2012

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….3

1 Содержание понятия «инновация»………………………………………4

1.1 Классификация инноваций………………………………………6

1.2 жизненный цикл инноваций…………………………………….11

2 Задача………………………………………………………………………14

Заключение ………………………………………………………….………16

Список литературы………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Инновационный менеджмент – принцип управления разработкой и внедрением инноваций, основанной на применении, присущих менеджменту функциях и принципах. Задачей инновационного менеджмента является сохранение или увеличение конкурентоспособности предприятия, увеличение рыночной доли, выход на новые целевые рынки, продление жизненного цикла товара, создание имиджа гибкой инновационной компании.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в  новую технику или технологию, в новые формы организации  производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п.

Инновационный процесс  – непрерывный процесс развития предприятия, который обеспечивает его выживание в рыночных условиях.             

Инновационный цикл – выполнение комплекса работ по одной инновации.                                                                                                                                           

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.                                                                                   

Разработка, внедрение  в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

 

1 Содержание понятия «инновация». Основные характеристики

(критерии) инноваций

 

        Инновации и инновационная деятельность  традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия "инновация" более широк. Сфера инноваций не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации.

Инновация выступает  в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный  в новый или усовершенствованный  продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы  к удовлетворению социальных потребностей.                                                                               

Термин "инновация", в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.                                                      

К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет  целью привлечь потребителя, удовлетворить  его потребности и одновременно принести доход предпринимателю.

Принято считать, что  понятие «нововведение» является русским  вариантом английского слова. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или, в нашем  понимании этого слова, «введение  новшеств».

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение», в буквальном смысле «введение нового», означает процесс использования новшества.

Общеизвестно, что переход  от одного качества к другому требует  затрат ресурсов (энергии, времени, финансов ). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновацию) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.

В условиях рынка как  системы экономических отношений  купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена, основными факторами инновационной деятельности выступают новшества.

Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции - рынок капитала, нововведения - рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями в  широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов  продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. [1]

Различаются технологические  инновации, продукт-инновация и процесс-инновация.

Технологические инновации - это деятельность предприятия, связанная с разработкой и освоением новых технологических процессов.

Продукт-инновация включает разработку и внедрение новых  или усовершенствованных продуктов. При этом предприятие стремится  к производству принципиально новой  продукции, для которой предполагаемая область применения (или использования), функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, а также

 состав применяемых  материалов и компонентов - новые  или в значительной степени отличающиеся по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией. Такие инновации, как правило, основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании новых применений действующих технологий.

Процесс-инновация предполагает разработку и освоение новых или существенно улучшенных производственных методов, включающих применение нового более современного производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности.

Процесс-инновация может также представлять собой новые или усовершенствованные методы производства, уже реализованные в производственной практике других предприятий и распространяемые путем технологического обмена (лицензии, ноу-хау, консультации).

1.1 Классификация инноваций

Инновации классифицируются по следующим признакам:

  • значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
  • направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
  • место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
  • глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
  • разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
  • масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
  • место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
  • характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
  • степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
  • время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
  • причина возникновения (реактивные, стратегические);
  • область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные).[2]

По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым явлениям.  

Также, по типу новизны для рынка  инновации делятся на:

- новые для отрасли в мире;

- новые для отрасли в стране;

- новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

- инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

- инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;

В теории инновационного менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных  продуктов и классификацию инноваций, учитывающую развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

Основу общей (традиционной) классификации инноваций и инновационных продуктов составляют следующие признаки.

Как источник идеи для инновации могут выступать:

- открытие, научная идея, научная теория, явление;

- изобретение, ряд изобретений, лицензии;

- рационализаторские предложения.

Вид новшества:

- продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;

- технологии, метода, способа;

- материала, вещества;

- живых организмов, растений;

- постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;

- информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы;

- услуги.

По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:

- научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

- технические или продуктовые, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

- технологические, которые возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

- информационно-коммуникационные, которые ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;

Информация о работе Контрольная работа по «Инновационный менеджмент»