Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:29, контрольная работа
Цель данной работы заключается в разработке и применении технологий бенчмаркетинга для повышения эффективности работы фармацевтического предприятия.
1.Введение 3
2.Основная часть 5
2.1.Теоретическая часть 5
2.2. Практическая часть 11
3.Заключение 17
Список используемой литературы 19
Содержание
1.Введение 3
2.Основная часть 5
2.1.Теоретическая часть 5
2.2. Практическая часть 11
3.Заключение 17
Список используемой литературы 19
Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора.
Ныне же политика предприятия полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке. Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды.
В научной литературе, а также и на практике употребляются самые различные понятия относящиеся в той или иной степени к содержанию маркетинговых исследований: исследование рынка, исследование сбыта, исследование мотивов, исследование потенциала, маркетинговая разведка, социальные исследования, исследование лучшего опыта организации производства и путей повышения производительности на предприятиях своих партнеров и конкурентов, включая смежные отрасли (бенчмаркетинг/Benchmarking) и другие [1].
Актуальность настоящей работы. Глобальный финансовый кризис ударил по всем, но в России экономический спад оказался более глубоким, чем в большинстве стран. Российский бизнес до сих пор предпочитает торговать тем, что создано в других странах, а конкурентоспособность нашей продукции позорно низка. В создавшейся ситуации для того чтобы выжить и стать преуспевающей компанией, недостаточно только производить продукцию или предоставлять услуги, необходимо это делать лучше конкурентов, с меньшими затратами, используя последние мировые достижения в науке, технике, а так же в организации производства. Практика мирового бизнеса показала, что для достижения конкурентного преимущества необходимо изучать, знать и использовать опыт своих конкурентов, уже добившихся успехов в различных направлениях деятельности. В данной ситуации необходимо использовать методологию сравнительного анализа или бенчмаркетинга.
Цель данной работы заключается в разработке и применении технологий бенчмаркетинга для повышения эффективности работы фармацевтического предприятия.
Основными задачами контрольной работы являются:
-рассмотреть понятие и цель бенчмаркетинга;
-дать характеристику эволюции, содержанию и видам бенчмаркетинга;
- исследовать сущность и содержание бенчмаркетинга;
-
предложить процесс
Объект исследования - конкурентоспособность фармацевтического предприятия.
Предметом
исследования является изучение принципов
конкурентно-интеграционного
Термин "бенчмаркетинг" является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык. Этот термин произошел от слова "benchmark", которое означает отметку на фиксированном объекте, например, отметку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В наиболее общем смысле benchmark - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами. Бенчмаркетинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, не зависимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения [2] .
Бенчмаркетинг представляет собой искусство обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы. На рубеже 70-х гг. некоторые предприятия начали развивать теорию, в основу которой положено сравнение деятельности не только предприятий конкурентов, но и передовых фирм из других отраслей. Фирмы стали учиться квантифицировать различия в управлении предприятиями. Концепция и методы, которые они разработали позволили сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать динамику структуры и выбор стратегии деятельности предприятия.
Одним из классических является следующее определение: "Бенчмаркинг -это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной характеристики" [2].
Впервые термин "бенчмаркетинг" в прямом смысле появился в 1972 году в Институте стратегического планирования Кембриджа, (США).
Бурное развитие бенчмаркетинга происходит, начиная с середины 80-х годов. В этот период публикуются первые статьи в "Харвард Бизнес Ревью". В 1989 г. Pims проводит форум - Совет по бенчмаркетингу, на котором коллективно разрабатывается методология бенчмаркетинга и основы его применения на предприятиях. Специалисты начинают писать о типах бенчмаркинга, разрабатываются различные модели. В Центре производительности и качества (Becтингхаус) бенчмаркетинг рассматривают как процесс постоянного исследования значительного наилучших практик, которые определяют наиболее высокую характеристику конкурентоспособности [3].
Цель бенчмаркетинга состоит в том, чтобы на основе исследования надежно установить вероятность успеха предпринимательства.
Для большинства компаний бенчмаркетинг не является новым, так как он осуществлялся в рамках конкурентного анализа, хотя бенчмаркетинг является более детализированной, формализованной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа, это необходимая функция успеха любой организации.
Таким образом, бенчмаркетинг развивает анализ конкурентоспособности, который ограничивается изучением конкурентов - их продукции, затрат и технологий, характеристик, экономических и финансовых показателей, отношений с клиентами и поставщиками. Все это необходимо для поиска наиболее выгодной продукции для предприятия. Анализ конкурентоспособности позволяет выявить различия между конкурентами, но это не объясняет, как эти различия преодолеть и завоевать наилучшие позиции в бизнесе. Этому способствует бенчмаркетинг, который на основе сравнения и анализа процесса деятельности, направлен на понимание причин различий для того, чтобы эти отличия преодолеть.
Процесс эволюции бенчмаркетинга аналогичен классической модели "перехода от искусства к науке" [4].
Как показывает рис.1 первое поколение бенчмаркетинга интерпретируется как реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта. Второе поколение, бенчмаркетинг конкурентоспособности - развивается как наука в 1976-1986 гг. Третье поколение бенчмаркетинга развивается в период 1982-1986 гг., когда предприятия-лидеры качества выясняют возможность поучиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов. Четвертое поколение бенчмаркетинга - это стратегический бенчмаркетинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партнеров. Пятое поколение - глобальный бенчмаркетинг рассматривается будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства [5].
Рис.1. Развитие бенчмаркетинга
Существует много видов бенчмаркетинга:
Внутренний бенчмаркетинг - бенчмаркетинг, осуществляемый внутри организации, сопоставляя характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами.
Бенчмаркетинг конкурентоспособности - измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристикой конкурентов; исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов.
Функциональный бенчмаркетинг - бенчмаркетинг, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций в том же секторе.
Бенчмаркетинг процесса - деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах.
Глобальный бенчмаркетинг - расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг.
Общий бенчмаркетинг - бенчмаркетинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.
Бенчмаркетинг затрат.
Бенчмаркетинг характеристики.
Бенчмаркетинг клиента.
Стратегический бенчмаркетинг.
Оперативный бенчмаркетинг.
Ассоциативный бенчмаркетинг - бенчмареткинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркетинговом альянсе. Протокол этой кооперации содержится в Кодексе поведения бенчмаркетинга [13].
Развитие бенчмаркетинга тесно связано с тем, как предприятия понимают качество. Можно выделить несколько этапов в изменение понимания и отношения предприятий к качеству.
Первый этап можно назвать - инспекция. Он характеризуется проверкой качества готовой продукции. Для обеспечения контроля качества фирма вкладывает средства в усовершенствование систем качества, а не бенчмаркетинг. Подобное было в бывшем СССР, когда комплексные системы управления качеством получили широкое распространение. Однако само понимание качества в основном носило технократический подход, при этом упор делался на качестве продукции. На этом этапе возможно частичное применение продуктового бенчмаркетинга, основной целью которого будет сравнение собственной продукции с товарами конкурентов. Однако недостаток информации не позволяет в полной мере использовать опыт и знания конкурентов.
Второй этап связан с усилением контроля. На фирмах внедряется стандарт качества ISO 9000. Бенчмаркетинг применяется по всем ключевым вопросам бизнеса. Широко привлекаются консультанты к разработке и внедрению процедур бенчмаркетинга. Резко меняется отношение к качеству . Важнейшим становиться качество процесса, в котором качество продукции является лишь одним из элементов или составляющей общего качества . Фирмы начинают осознавать, что удовлетворение потребителя является залогом их успехов в бизнесе. Постепенно меняется их отношение к тому, что такое удовлетворение потребителя и как можно и необходимо решать его проблемы.
Отличительной особенностью следующего этапа можно считать
возникновение
между фирмами и внутри них
партнерских отношений и
Аналогичное происходит и на межфирменном уровне. При этом, в понятии "конкуренции" появляется новая составляющая - взаимодействие. Именно взаимодействие и соперничество фирм в современном бизнесе является основой для удовлетворения потребностей потребителей и завоевания конкурентных преимуществ.
На этом
этапе применяется
Четвертый этап связан с тем, что вся организация представляет из себя единое целое или единый механизм. Процесс принятия решений происходит только на основе исчерпывающей и точной информации при условии обеспечения общей эффективности деятельности фирмы. Внутри организации возникает синергический эффект. На этом этапе стратегический бенчмаркетинг переходит в глобальный [7].
Определив основное содержание бенчмаркетинга можно так же выделить две основные задачи, которые помогает решать бенчмаркетинг. Во-первых, сравнивать свои показатели с показателями других организаций: конкурентов и лидеров рынка. Во-вторых, изучать и применять чужой успешный опыт у себя в организации. Соответственно существует два основных типа бенчмаркетинга: сравнительный и процессный. Комплексное использование сравнительного и процессного подходов к проведению эталонного сопоставления наиболее эффективно реализует потенциал бенчмаркетинга как инструмента повышения конкурентоспособности организации. Причем, сравнительный бенчмаркетинг выступает в роли начального этапа процессного бенчмаркетинга. Измерение показателей организации и показателей конкурентов позволяют определить направления, требующие первоочередных улучшений, области наиболее серьезного отставания от конкурентов. Полученная информация выступает в качестве входной для процессного бенчмаркетинга.
Систематизация
этих данных в соответствии с процессами
организации и приведение их к
общему знаменателю с эталонной
компанией позволяет оценить
возможность внедрения