Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Воронежский
Государственный Архитектурно-Строительный
университет
Кафедра экономики
и основ предпринимательства
Реферат
По дисциплине
«Инновационный менеджмент»
На тему: «Методы государственной поддержки инноваций»
Выполнила:
студ. 832 гр.
Кораблина Ю.Д.
Проверила:
доц.
Дьяконова С.Н.
Воронеж 2012
Содержание:
Введение
- Понятие инновационной деятельности
- Современное положение инноваций в России
- Регулирование и поддержка инновационной деятельности в России
- Полезные примеры зарубежного опыта для Российской инновационной деятельности
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Государственное
регулирование и поддержка экономики
и инновационных процессов является
одним из главных условий перевода
функционирования экономики на рыночные
отношения. Главная функция государства
в условиях рыночных отношений –
защита свободы личности, собственности
и предпринимательства.
Однако
российское правительство не уделяет
достаточного внимания проблемам вывода
страны из кризиса. Вследствие этого
Россия входит в ХХI век государством
– инвалидом. По сравнению с 1989 г. спад
производства в промышленности в 1996 г.
составил 60%, 20% оборудования имеет возраст
свыше 20 лет, промышленный потенциал страны
к 2000 г. составил 30% потенциала 1992 г.
Для создания
программы по выходу государства
из кризиса, развитию научно-технического
и инновационного потенциала страны
необходима поддержка государства.
- Понятие инновационной деятельности
Лучше всего
начать с определения основного
понятия темы – инновации. Французское
innovation восходит к латинскому innovatio (обновление,
перемена). Еще в 80-е годы прошлого века
абстрактного слова инновация не было
в словарях русского литературного языка.
Сам термин был введен в оборот австрийским
и американским экономистом, социологом
и историком экономической мысли Й. Шумпетером.
Он трактовал это понятие как «изменение
с целью внедрения или использования новых
видов потребительских товаров, новых
производственных и транспортных средств,
рынков и форм организации промышленности».
Инновационная деятельность - это
деятельность по разработке и внедрению
инноваций. Она включает в себя научно-исследовательские,
опытно-конструкторские работы, подготовку
кадров, организацию производства,
проведение маркетинговых исследований
и организацию рынка сбыта, посредническую
и иную деятельность, направленную
на создание или улучшение товаров
(работ, услуг). Целью инновационной
деятельности является повышение эффективности
производства, получение преимуществ
в конкурентной борьбе и как результат
- получение дополнительной прибыли.
Под инновационной деятельностью
понимается вид деятельности, связанный
с трансформацией идей (обычно результатов
научных исследований и разработок
либо иных научно-технических достижений)
в инновации
Выделяют несколько видов
инновационной деятельности:
1) Научные исследования
и разработки, которые определяются
как творческая деятельность, осуществляемая
на систематической основе с
целью увеличения объёма знаний,
а также поиска новых областей
применения этих знаний.
2) Приобретение овеществленных
технологий - машин и оборудования,
прочих основных средств, необходимых
для внедрения инноваций.
3) Приобретение неовеществленных
технологий со стороны в форме патентов
и бесплатных лицензий, ноу-хау, новых
технологий в разукомплектованном виде,
не защищённых охранными документами,
а также товарных знаков и других услуг
технологического содержания.
4) Приобретение программных
средств, связанных с осуществлением
инноваций. Программные средства,
помимо программ для ЭВМ, могут
включать офисные приложения, языки
программирования и средства
для разработки приложений, издательские
системы, коллекции изображений
и т.п.
5) Производственное проектирование,
включая подготовку планов и
чертежей, предусмотренных для определения
производственных процедур, технических
спецификаций, эксплуатационных характеристик,
необходимых для создания концепции,
разработки, производства и маркетинга
новых продуктов.
6)Технологическая подготовка
и организация производства, охватывающие
приобретение средств технологической
оснастки, дополняющей производственное
оборудование для выполнения
определённой части технологического
процесса (инструмента, приспособлений
и т.п.).
7) Обучение, подготовка и
переподготовка персонала, обусловленные
внедрением технологических инноваций.
- Современное положение инноваций в России
Российская Федерация, встав
на путь рыночной экономики, должна интегрироваться
в мировое экономическое сообщество,
в его рынки, в том числе
и в рынок инноваций. Научно-техническая
деятельность в Российской Федерации
характеризуется резким спадом на фоне
развития инноваций в мировом
сообществе. Вклад российской инновационной
продукции в мировую копилку
инноваций составляет всего 0,3% и
имеет тенденцию к дальнейшему
уменьшению. Если государство не изменит
своего декларативного подхода к проблеме
инноваций, не разработает реальных программ
с реальными источниками бюджетного и
внебюджетного финансирования, не создаст
правового поля для инноваций и механизмов
его реализации, то Россия рискует через
несколько лет потерять весь научно-технологический
потенциал и попасть надолго, если не навсегда,
в зависимость от зарубежных технологий.
В Российской Федерации можно
создать эффективный инновационный
механизм, способный обеспечить несырьевое
развитие государства. Для этого целью
государственной политики в области науки
и технологий должен стать переход к инновационному
пути развития страны на основе выбранных
приоритетов. Приоритеты должны определяться
общемировыми тенденциями развития науки
и технологий и опираться на имеющиеся
в России достижения в научно-технической
и образовательной сферах. Формирование
национальной инновационной системы является
важнейшей задачей, неотъемлемой частью
экономической политики государства.
Россия, имея очевидные конкурентные преимущества,
состоящие не только в природных богатствах
и многоотраслевой промышленности, но
и в имеющемся научно-техническом потенциале
и квалифицированных кадрах, располагая
крупной научной базой (12% от числа ученых
во всем мире), на мировом рынке гражданской
наукоемкой продукции имеет долю лишь
в 0,3%, в то время как доля США составляет
36%, Японии - 30%. Анализ государственной
научно-технической политики этих и ряда
других стран, проводящих активную инновационную
политику, показывает, что одним из ключевых
моментов является поддержка малого инновационного
бизнеса. РОСНАНО делает попытки по решению
вопросов развития малого инновационного
предпринимательства в научно-технической
сфере. В настоящее время в России функционируют
более 50 бизнес-инкубаторов, около 70 научных
и технологических парков, формируется
сеть консалтинговых и инжиниринговых
фирм. Основным источником финансирования
инновационной деятельности предприятий
до сих пор являются их собственные (и
весьма ограниченные) средства, а роль
бюджетов и частных инвестиций крайне
мала, что тормозит рост конкурентоспособности.
Сложившаяся ситуация требует активных
действий государства, направленных на
преодоление определенной деформации
структуры российской экономики. Необходима
целостная и комплексная инфраструктура,
элементы которой были созданы за последние
несколько лет и продемонстрировали свою
эффективность. Создано 40 инновационно-технологических
центров, где развернуто производство
микро- и оптоэлектроники, программного
продукта, научного приборостроения и
т. д.; созданы первые научно-образовательные
комплексы; разворачивается сеть венчурных
фондов, ориентированных исключительно
на сферу высоких технологий. Одним из
новых механизмов государственной инновационной
политики является работа с важнейшими
инновационными проектами государственного
значения. Такие проекты включают в себя
полный инновационный цикл и призваны
решать задачи захвата различных секторов
национального и международного рынков
высокотехнологичной продукции.
Ориентируясь на приоритетные
направления развития науки и
техники, РОСНАНО провело отбор
и сформировало перечень инновационных
проектов, имеющих особо важное государственное
значение. Экспертным советом, куда были
включены руководящие работники
министерств и ведомств, представители
крупных предпринимательских структур
и ведущие ученые страны, выбраны
следующие направления:
- информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
- космические и авиационные технологии;
- новые материалы и химические технологии;
- новые транспортные технологи;
- перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии;
- экология и рациональное природопользование;
- энергосберегающие технологии.
Планируется, что финансовая
поддержка со стороны государства
будет осуществляться при наличии
долевого финансирования со стороны
частного капитала, а результат должен
состоять не только в экономическом
и технологическом эффектах национального
масштаба, но и в создании методологии
и возникновении «команд» исполнителей,
способных далее самостоятельно
организовать и вести подобные проекты.
Представляется, что установка правильного
баланса между различными этапами инновационного
цикла «идея - технология - производство
продукции, имеющей платежеспособный
спрос, - занятие определенной ниши рынка»
даст возможность качественно изменить
масштаб реализуемых программ и проектов,
сделав их соразмерными задачам, стоящим
перед экономикой России.
В сложившихся в России
условиях переход на инновационную
модель промышленного развития является
необходимым стратегическим выбором,
который в среднесрочной перспективе
(5 - 10 лет) может содействовать преодолению
кризиса производства, структурной
перестройке промышленности и насыщению
рынка конкурентоспособной продукцией.
В долгосрочной перспективе такая стратегия
должна помочь России восстановить свое
положение в сообществе развитых стран.
Учитывая долгосрочный стратегический
характер инновационной политики, пока
еще очень слабые рыночные мотивации,
государство поддерживает проведение
приоритетных научно-технических разработок
на начальном этапе преимущественно за
свой счет. Это позволяет не только создать
задел для будущих достижений, но и сохранить
уникальные научные и конструкторские
школы, создать устойчивую мотивацию использования
научных результатов, повысить престиж
научного труда. Прежде всего, речь идет
о разработках в сфере фундаментальной
науки и ведущих конструкторских бюро
национального значения. Для прикладных
исследований доля государственных расходов
ограничивается и выделяется через систему
госзаказов на конкурсной основе. Наряду
с этим государство, пока еще робко, пытается
заместить ликвидированные в ходе реформ
бюджетные схемы механизмами и мотивациями
внебюджетного, рыночного самофинансирования
инновационного процесса.
- Регулирование и поддержка инновационной деятельности в России
Чем больше
инноваций в экономике, тем она
быстрее развивается и в меньшей
степени подвержена кризисным явлениям.
Но инновации, а их сегодня понимают не
как просто новые знания, а как коммерческий
успех на основе новых знаний (Инновация
- новое приложение научных и технических
знаний, приводящее к успеху на рынке.
(Организация экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР)), очень сложное и трудоемкое
дело. Именно вследствие этого практически
все развитые и быстро развивающиеся государство
создают национальные программы и фонды,
основная задача которых, - поддержка инновационной
деятельности. При этом ряд фондов и программ
поддерживают получение новых знаний,
но большее внимание все-таки уделяется
фондам и программам, которые обеспечивают
поддержку инноваций в смысле определения
ОЭСР.
Для успешности
инноваций в этом смысле новые
знания должны быть направлены на создание
конечной продукции: товаров, услуг, технологий.
Это не возможно
без знания рынка, что необходимо
чтобы понимать для кого делаются новые
продукты и какие к ним требования у потребителей,
кто основные потребители и конкуренты,
поэтому очень важна работа по анализу
рынка. Следующие крупные элементы работ
в области инноваций – подготовка кадров,
умеющих не только придумать новый продукт,
но успешно его произвести с наивысшим
качеством и минимальными издержками,
продвинуть на рынок, продать и организовать
обслуживание.
Необходимо
создать или модернизировать
производство, наладить кооперацию, организовать
систему продвижения и распределения
(продаж) продукта. Необходимо также
защитить результаты интеллектуальной
деятельности, заключенной в продукте
либо патентами, либо в виде коммерческой
тайны (ноу-хау). При этом средства, необходимые
на разработку в среднем обычно составляют
25-30% от сумм, необходимых для реализации
всего процесса инноваций. Разработчики
новых продуктов часто не только крупные
финансово состоятельные организации,
но и малые предприятия, и просто отдельные
люди и им действительно нужна государственной
поддержка инновационной деятельности.
Поддержка
инновационной деятельности в России
осуществляется на федеральном уровне
– более 50 организаций, межрегиональном
уровне – около 10 организаций, региональном
уровне – более 1000 организаций, муниципальном
уровне – более 200 организаций
В чем
заключается государственная поддержка
инновационной деятельности?