Государственная
поддержка инновационной деятельности
в рамках Постановления Правительства
№218 от 9 апреля 2010 года может осуществляться
в различных формах.
Во-первых,
это, естественно, прямое финансирование
научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ научных
университетов, связанных с инновационной
деятельностью. Во-вторых, финансирование
инновационных программ и проектов
организаций, намеренных внедрять инновации
в свое производство. Помимо финансовых
вложений, мы можем говорить о внебюджетных
формах государственной поддержки
инноваций. Сюда, несомненно, стоит отнести,
правовой аспект: защиту и поддержку инноваторов,
малого бизнеса, учреждение налоговых
и кредитных льгот, поддержку кооперации
между ВУЗами и производственными предприятиями.
Для обеспечения инновационной деятельности
необходимо наличие квалифицированных
менеджеров. Сегодня в России достаточно
бизнес школ высокого уровня. Однако образование
в них не дешевое. В силу этого государство
регулярно обеспечивает финансирование
такого образования для начинающих технологических
предпринимателей и руководителей предприятий.
Примером этого могут служить образовательные
программы факультета технологического
бизнеса Академии народного хозяйства
при Правительстве РФ (МВА, магистерская,
программа, программы повышения квалификации
в области технологического бизнеса).
Это так же и создание федеральных фондов.
Но самая главная поддержка со стороны
государства, это, наверное, все же, проведение
политики, направленной на развитие и
поддержку инноваций и инновационной
деятельности. Больше всего же всех разработчиков,
безусловно, интересуют финансовые ресурсы.
И государственная поддержка инновационной
деятельности обеспечивает их. Это, субвенции
(гранты) для малых и средних инновационных
предприятий, осуществляемые Федеральным
фондом содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере
по программам СТАРТ, СТАРТ-НАУКА, ТЕМП,
Развитие, УМНИК, ПУСК, и др. Это субвенции
региональных и муниципальных органов
власти, инвестиции некоторых технопарков.
Также это льготные кредиты, компенсация
части процентов по кредитам.
Следующий
элемент поддержки инновационной
деятельности – инфраструктурный.
Государство, муниципальные, региональные
власти создали несколько десятков
технопарков, инженерно-технологических
центров, бизнес-инкубаторв и продолжают
работу в этом направлении. Наиболее известные
технопарки и ИТЦ это Технопакр «Зеленоград»,
Зеленоградский ИТЦ, ИТЦ Регионального
фонда технологического развития Санкт-Петербурга,
Научный парк МГУ, ИПТ «ИДЕЯ», Технопарк
в Московречье, ИТЦ фонда «ТВН», ИТЦ «Инноваций
ленинградских институтов и предприятий»,
Томский ИТЦ, Обнинский центр науки и технологий.
Планируемое
увеличение расходов бюджета в 2011-2013
гг. в первую очередь связано с
резким ростом объемов финансирования
национальной обороны и обслуживания
государственного долга. При этом доли
большинства других расходных статей
бюджета сократятся. Снижение расходов
федерального бюджета должно будет
произойти в основном за счет сокращения
объемов государственной поддержки
отраслей экономики, а также трансфертов
регионам, расходов на госуправление и
ЖКХ. Несмотря на то, что формально объем
финансирования раздела федерального
бюджета «Национальная экономика» будет
расти, этот рост связан с направлением
дополнительных средств в Дорожный фонд,
в то время как доля расходов на поддержку
остальных отраслей экономики, по расчетам
ИКСИ, снизится с 13,2% расходов бюджета
в 2010 г. до 10,3% в 2013 г. Сократятся и государственные
инвестиции в экономику: доля расходов
на ФЦП и непрограммную часть ФАИП снизится
с 11,6% расходов в 2010 г. до 9,7% в 2013 г. Одобрение
предложенной Минфином концепции основных
направлений бюджетной политики показывает,
что поддержка национальной экономики
в ближайшее время может быть исключена
из перечня первоочередных задач Правительства.инновационный
регулирование деятельность
- Полезные примеры зарубежного опыта для российской инновационной деятельности
На пороге
XXI века важнейшим, ключевым условием ускоренного
прогресса социально-экономического
развития является эффективная инновационная
политика - деятельность, конечной целью
которой является внедрение основанных
на достижениях научно-технического
прогресса (приоритетных фундаментальных
и прикладных НИР и ОКР, изобретательства)
новых, передовых, «прорывных» техники
и технологий, форм организации труда
и управления, пионерских и крупных
изобретений. Динамичное социально-экономическое
развитие многих стан мира, их рывок
в будущее стали окончательно
основываться исключительно на инновациях,
последствия которых приняли
стратегически важный характер. Россия
вынуждена принять инновационный
вызов. Сегодня вопрос стоит так: либо
сокращение экономического, промышленно-производственного
потенциала страны будет компенсировано
на передовом научно-техническом, технологическом
уровне, для чего потребуется резкое увеличение
инновационной активности, либо страна
будет отброшена назад не только по объему
выпускаемой продукции, но и по ее технологическим
возможностям, отстанет навсегда во всех
видах своего развитии от высокоразвитых
стран. За рубежом производство наукоемкой
продукции обеспечивают всего 50 - 55 макротехнологий.
Семь наиболее развитых стран, обладая
46 макротехнологиями, держат 80% этого рынка.
США ежегодно получают от экспорта наукоемкой
продукции около 700, Германия - 530, Япония
- 400 млрд. дол. В мировой экономической
науке считается доказанным, что вклад
научных достижений в рост ВВП может превышать
50%. Объем мирового рынка наукоемкой продукции
составляет сегодня 2 трлн. 300 млрд. дол.
США. Из этой суммы 39% - это продукция США,
30% - Япония, 16% - Германии. Доля же России
составляет всего 0,3%.
Высокоразвитым
зарубежным странам с рыночной экономикой
удалось отработать разнообразные
эффективные инновационные административные
и экономические механизмы, основанные
на следующих принципах:
- динамичный, адекватный складывающейся ситуации отраслевой и предметно-тематический подход государства к определению того, что считать инновациями, какие виды достижений научно-технического, технологического прогресса должны рассматриваться в качестве ключевых на данный период;
- исключительно весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны власти;
- автоматическое «включение» мер государственной поддержки инноваций по формальным основаниям и независимо от воли государственных чиновников.
К прямым
методам экономического регулирования,
как правило, относятся: государственное
инвестирование в виде финансирования
(целевого, предметно-ориентированного,
проблемно-направленного), кредитования,
лизинга, фондовых операций; планирование
и программирование, а также государственное
предпринимательство. В Канаде прямое
стимулирование НИОКР государством заключается
в предоставлении государственной гарантии
кредита в коммерческих банках и государственном
финансировании НИОКР. В Японии государство
осуществляет бюджетное субсидирование
и льготное кредитование подведомственных
различным министерствам НИИ, государственных
корпораций, исследовательских центров,
осуществляющих НИОКР совместно с частными
компаниями. В Германии правительство
осуществляет финансовую поддержку в
развитии долгосрочных и рисковых исследований
в ключевых областях научно-технической
и производственно-хозяйственной деятельности.
Косвенные
методы регулирования инновационной
деятельности за рубежом, в основном,
направлены, с одной стороны - на
стимулирование инновационных процессов,
а с другой - на создание благоприятных
экономических условий и социально-политического
климата для научно-технического
развития. Они основаны на том, что
государство прямо не ограничивает
самостоятельности предприятий
в принятии хозяйственных решений.
Воздействие этих методов успешно,
если они способствуют формированию
общественных, а не индивидуальных
условий хозяйствования. Среди косвенных
методов управления традиционно
выделяются налоговое и амортизационное
регулирование, кредитная и финансовая
политика, ценовое регулирование. Важнейшую
роль играют налоговые льготы, используемые
для поощрения тех направлений
деятельности корпораций, которые желательны
с точки зрения государства, в
том числе льготы, направленные на
стимулирование научно-технического прогресса,
экспорта и деловой активности инновационного
бизнеса.
Среди налоговых
льгот выделяются пять основных: скидки
на прибыль в размере капиталовложений
в новое оборудование и строительство;
скидки с налога на прибыль в размере
расходов на НИОКР; отнесение к текущим
затратам расходов на отдельные виды оборудования,
обычно используемого в научных исследованиях;
создание за счет фонда прибыли фондов
специального назначения, не облагаемых
налогом; обложение прибыли по пониженным
ставкам (для небольших предприятий). Инвестиционная
налоговая скидка предоставляется лишь
после ввода новой техники в эксплуатацию.
Право на получение налоговой скидки наступает
для компании автоматически: его не надо
доказывать и обосновывать, т.к. оно закреплено
законодательством. Размер скидки устанавливается
в процентах от стоимости внедряемой техники
и составляет: 5,3% в Японии (для электронных
техники и оборудования), 50% в Великобритании
(для 1-го года эксплуатации новой техники,
технологии, материалов и т.п.), 10 - 15% в Канаде
(в зависимости от освоенности территории
месторасположения компании - освоенные
или неосвоенные районы страны) и 100% в
Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции
применяется лишь для энергетического
оборудования.
За рубежом
льготы на НИОКР даются чаще в виде
скидок с расходов компаний на эти
цели. Существуют два вида налоговых
скидок - объемные и приростные. Объемная
скидка дает льготу пропорционально
размерам затрат. Так, например, в США,
Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции,
Италии 100 % расходов на НИОКР вычитается
из налогооблагаемых доходов компаний.
В Австралии (частные компании) -
150%. В ряде стран, таких как Нидерланды,
Норвегия, Австрия, Малайзия предприятия
энергетических отраслей полностью
исключают расходы на НИОКР из
прибыли до налогообложения. Приростная
скидка определяется исходя из достигнутого
компанией увеличения затрат на НИОКР
по сравнению с уровнем базового
года или среднего за какой-то период.
Эта скидка действует после того,
как указанные расходы были произведены.
Максимальная скидка - 50% имеет место
во Франции, но она не может превышать
5 млн. франков в год. В Канаде,
США, Японии и Тайване она составляет
20%. Однако и здесь имеется ряд
ограничений. Некоторые зарубежные
страны используют одновременно оба
вида налоговых скидок - и объемный,
и приростной, но по отношению к разным
видам расходов. Так, в США общая приростная
скидка дополнена объемной в размере 20%
для затрат частного сектора на финансирование
фундаментальных исследований. Существует
и практика установления потолка размера
списания налогов по скидкам на НИОКР.
В Японии и Южной Корее он не должен превышать
10% от суммы корпоративного налога. А в
Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно
выше - соответственно 75, 35 и 50%. В Австралии,
Франции, Италии и Нидерландах установлен
стоимостной предел налоговой скидки.
Временное
освобождение от уплаты налога на прибыль
или частичное его снижение («налоговые
каникулы») действует во Франции
и распространяется на вновь созданные
мелкие и средние фирмы (в том
числе научно-исследовательские) со
снижением на первые 5 лет их деятельности
на 50% уплачиваемого ими подоходного
налога.
В Великобритании
для стартующих инновационных компаний
налог на прибыль снижен с 20% до 1%.
Потолок
не облагаемых налогом инвестиций таких
компаний поднят на 50% - до 150 тыс. фунтов
стерлингов. Снижен налог на прирост
капитала от долгосрочных инвестиций
в стартующие инновационные компании
и снят налог при реинвестировании
в такие компании. Устранен облагаемый
налогом предел в 1 млн. фунтов стерлингов
на фонды, привлеченные соответствующими
кампаниями, для компаний с объемом
основных фондов менее 10 млн. фунтов стерлингов.
Выделены 50 млн. фунтов стерлингов под
правительственные гранты в стартующие
инновационные компании. Для мелких и
средних предприятий налоговые льготы
позволяют снижать налогооблагаемый доход
на 20% в случае, если превышен предыдущий
максимальный уровень расходов на НИОКР,
либо уменьшать налоговые выплаты на 6%
от величины расходов на исследования
и разработки, но в этом случае уменьшение
не должно составлять более 15% от налоговых
обязательств фирмы. Расходы, которые
фирмы несут при платежах исследовательским
учреждениям в связи с научно-технологическим
развитием, также могут вычитаться из
налогооблагаемой прибыли. Вводятся налоговые
льготы, связанные с системой амортизационных
списаний. Они используются для стимулирования
опережающего развития конкретных отраслей,
поощрения НИОКР или для общего инвестиционного
оживления. В высокоразвитых странах широко
применяется ускоренная амортизация оборудования
как стимул для обновления производственных
фондов. Так, в США установлен срок амортизации
в 5 лет для оборудования и приборов, используемых
для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее
10 лет. В Японии система ускоренной амортизации
введена для компаний, применяющих либо
энергосберегающее оборудование, либо
оборудование, которое содействует эффективному
использованию ресурсов и не вредит окружающей
среде. Применяются разнообразные нормы
ускоренной амортизации - от 10 до 50%. Однако
наиболее распространенная ставка составляет
в среднем 15 - 18%.
Компаниям
в Великобритании разрешено списание
полной стоимости технического оборудования
в 1-й год его работы. В Германии
в 1-й год может быть списано 40%
расходов на приобретение оборудования
и приборов, используемых для проведения
НИОКР. Система амортизационных
списаний в Швеции позволяла оборудование
со сроком службы до 3-х лет и с
незначительной ценностью списывать
в расходы в год приобретения,
а в целом машины и оборудование
- в течение 4-5 лет. Во Франции существует
возможность применения ускоренной
амортизации к важнейшим видам
оборудования: энергосберегающему, экологическому,
информационному. Например, компьютер
можно амортизировать за 1 год. Коэффициент
амортизации при сроке службы
оборудования до 4 лет равен 1,5; 5-6 лет
- 2; более 6 лет - 2-2,5. В целях активизации
инновационной активности за рубежом
государство нередко стимулирует
и подготовку кадров. Так, во Франции
25% прироста расходов на подготовку кадров
освобождаются от налогов (там, где
безработица велика, эти затраты
не облагаются налогами). Помимо этого
за рубежом общепринято стимулировать
НИОКР правительственными гарантиями
путем предоставления долгосрочных
кредитов для перспективных направлений
исследований (в США в официальных
правительственных документах капиталовложения
в научно-технологическую сферу
даже именуются «инвестициями в будущее»,
а сфера НИОКР рассматривается как один
из наиболее эффективных механизмов осуществления
стратегических национальных целей). Затраты
на НИОКР в процентах к ВВП в 2009 г. составляли,
например: в США - 2.55%, Германии - 2.26, Японии
- 2.78, Франции - 2.05, Италии - 1.13; Великобритании
- 2.05. Ежегодный же прирост государственных
затрат в научно-исследовательской сфере
в США составляет около 10%.