Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 13:34, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа международных экономических отношений попытаться определить пути включения России в мирохозяйственные связи.
Полученные результаты:
- Анализ и оценка научно – технического обмена;
- Динамика экспорта и импорта в РФ;
-Пути решения проблем в научно-техническом обмене;
-Сформулированные рекомендации и предложения по повышению инновационной деятельности в РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МРТ И НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБМЕНА…………………………………………………………….6
1.1 Сущность международного разделения труда и факторы его определяющие……………………………………………………………………………..6
1.2 Научно-технический обмен: сущность, предпосылки и экономическая целесообразность ………………………………………………………………………..10
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МРТ И НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБМЕНА.17
2.1 Россия в системе МРТ: динамика экспорта и импорта РФ .......…………17
2.2 Анализ нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Российской Федерации………………………………………………………………….22
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В МРТ………….26
3.1 Место России в мировой экономике……………………………………….26
3.2 Проблемы участия России в МРТ и пути решения……………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37
В 1998 г. расходы на НИОКР в США составили около 150 млрд долл., причем почти половина этой суммы - бюджетные средства. При этом торговля интеллектуальной собственностью является приоритетной частью внешней торговли США, а поступления в американскую казну от экспорта патентов и лицензий соизмеримы с долей текстильной или табачной отраслей промышленности в ВНП. Во внешнеторговых операциях с ИС в США преобладает внутрикорпоративная торговля - 80% экспорта и 74% импорта, что отражает стремление компаний сохранить и по возможности расширить на основе владения и управления ИС свои рынки сбыта. При этом следует иметь ввиду, что средний возраст технологий американских фирм на дату их первой передачи в филиал в развитой стране составляет около 6 лет, в развивающейся - около 10 лет, при лицензировании сторонним фирмам и совместным предприятиям - более 13 лет.
Практика показывает, что изобретения, созданные в процессе исследовательских, конструкторских работ, патентуются прежде всего в государствах предполагаемого канала экспорта, сбыта продукции, в которой в той или иной форме используются объекты ИС, а также в странах, где уровень технологического развития соответствующей отрасли наиболее высок. Это не только обеспечивает устойчивое положение товаров на рынках сбыта, но и позволяет влиять на ведущие предприятия, производящие конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.
В конечном счете, возможности регулирования, обеспечения конкурентоспособности на основе управления ИС, с одной стороны, а также имеющийся в распоряжении транснациональных корпораций в рассматриваемой области потенциал - с другой предопределили принятие наиболее развитыми странами одного из основополагающих документов ВТО - Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (TRIPS).
Накопленный развитыми странами, транснациональными корпорациями опыт в создании своим субъектам конкурентных преимуществ на основе патентно-лицензионного регулирования позволяет предположить следующее. Предприятия тех стран, которые из-за ограниченности необходимых ресурсов отстают в области создания и освоения новых технологий и не имеют значительного опыта по вовлечению в хозяйственный оборот объектов ИС, при приведении (без соответствующих оговорок) национального законодательства в соответствие с положениями указанного Соглашения будут все в большей степени вытесняться на периферию мирового экономического развития. Избежать таких последствий можно только при наличии в данной области должной государственной политики.
Составной частью системы государственного регулирования является участие страны в работе международных организаций, занимающихся проблемами регулирования мирового рынка объектов интеллектуальной собственности.
Совершенствование изобретательского права включает в себя два направления:
1) присоединение к международным конвенциям, действующим в данной области;
2) разработка и принятие внутренних законов и подзаконных нормативных актов, направленных на реализацию тех общих принципов, которые содержатся в международных конвенциях.
В случае возникновения споров между гражданами или субъектами хозяйствования, с одной стороны, и их зарубежными контрагентами - с другой по вопросам использования принадлежащих им прав интеллектуальной собственности стороны могут обратиться за их разрешением в Арбитражный центр - это дает сторонам все преимущества арбитражного разбирательства перед государственным судопроизводством - быстроту разбирательства, меньшие издержки, меньшую формальность процесса, конфиденциальность, возможность урегулировать спор к взаимному удовлетворению обеих сторон.
Наличие большого научно-технического потенциала и ориентация на развитие наукоемких отраслей дает основание сделать вывод, что сотрудничество с ВОИС в будущем станет важным элементом международных отношений.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В МРТ
3.1 Место России в мировой экономике
С точки зрения потребностей российской экономики, желательно привлечение иностранных инвестиций в оборонные предприятия, осуществляющие конверсию производства, в мощности по переработке и хранению продовольствия, добыче золота и алмазов и др.
В 1996 г. объем иностранных портфельных инвестиций в Россию резко вырос, превысив рубеж в 4 млрд. долл. Россия оказалась на первом месте среди так называемых развивающихся рынков (emerging markets), таких как Венесуэла, Польша, Венгрия, по темпам роста спроса на ценные корпоративные бумаги. Увеличение вложений произошло в основном за счет привлечения иностранных инвесторов на рынок ГКО и значительного роста в связи с этим прочих кредитов, которые в целом возросли в 6 раз. Нерезиденты в 1997 г. "держали" от 20 до 25% всего объема рынка ГКО-ОФЗ. По оценкам Торгово-промышленной палаты России, до половины иностранных портфельных инвестиций на российском фондовом рынке скрывают фактически реэкспорт российского капитала, "убежавшего" из страны.
Зарубежные инвестиционные фонды, считавшие Россию до августа 1998 года в целом привлекательной для портфельных инвестиций, отмечали, что для российского фондового рынка характерны невысокие цены на акции, высокие темпы развития рынка, снижение политических рисков, постепенная стабилизация экономики, высокая доходность по ценным бумагам и др.
Несмотря на возраставший приток портфельных инвестиций в России в 1998 г., зарубежные инвесторы не сбрасывали со счетов и существующие страховые риски. Их насчитывается пять типов. Главный риск - это политический риск, связанный с политической ситуации в России. Второй, как бы производный от политического, риск резкого колебания цен на российском рынке ценных бумаг. Особенно он велик из-за не очень большой ликвидности на рынке корпоративных бумаг. Третий риск - закрытость российского фондового рынка, в особенности информационная. В России проблема раскрытия информации в привычном для западных инвесторов виде существует только на рынке банковских акций и облигаций. Четвертый риск - технологический. Система депозитариев и регистраторов отрегулирована очень слабо. Права инвесторов систематически нарушаются регистраторами. Недостаточно защищен на этом рынке и мелкий инвестор. Пятый риск - правовой. Законодательная неразвитость рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов все еще остается препятствием для его всестороннего развития.
Несмотря на существенный системный инвестиционный риск в России, зарубежные инвесторы, привлеченные возможностью быстро получить высокий процент на капитал, вплоть до взрыва финансово-экономического кризиса в России в августе 1998 года, продолжали свои операции на российском финансовом фондовом рынке.
Крупнейшим зарубежным инвестором в России являются Германия и США.
К числу стран с наибольшим объемом иностранных инвестиций, кроме США, в конце 90-х годов относились: Великобритания, Кипр, Франция.
Среди регионов у западных инвесторов наибольшей популярностью пользуются Москва, Санкт-Петербург, а также Архангельская и Тюменская области.
Благоприятный налоговый режим для притока иностранных инвестиций создала Новгородская область. В ней четыре района объявлены безналоговыми зонами. Капитальные зарубежные вложения освобождены от местных налогов до полной их окупаемости. По такому пути идут Татарстан, Самарская, Калининградская, Новосибирская, Свердловская области.
Новым явлением для российской экономики стал приток капитала из азиатских НИС. Еще недавно их привлекали только сырьевые отрасли, но с середины 90-х годов они начали уделять внимание проектам в высокотехнологичных и даже инфраструктурных областях. По некоторым оценкам, общий объем инвестиций азиатских "новых индустриальных стран" в Россию составил 800 млн. долл. США. Из них на южно-корейские и сингапурские инвестиции пришлось около 300 млн. долл. Инвестиции Тайваня, Гонконга составили примерно по 100 млн. долл. Основные интересы азиатских инвесторов, включая Японию, связаны с развитием Дальнего Востока. По мнению ряда специалистов, главный резерв увеличения иностранных инвестиций не в странах Запада, а как раз в странах Востока, зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, накопивших за последние годы огромный капитал, имеющих опыт работы в переходной экономике, меньше боящихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Странам Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона нужны российское топливо и сырье; они готовы также вкладывать капитал в высокотехнологичные объекты, поддерживая российскую обрабатывающую промышленность.
Оценивая количественные показатели присутствия иностранных инвестиций в экономике России, приходится констатировать следующее. Их удельный вес в совокупных вложениях по разным оценкам составлял по разным оценкам в середине 90-х годов 5-7%. Доля же иностранных инвестиций в общем, объеме основных производственных фондов не превышает 1%. Предприятия с участием иностранного капитала составляют весьма динамичную часть в российской экономике, однако роль их невелика, так как они дают лишь 3% валового национального продукта страны.
Что касается крупных иностранных инвестиций, то в России их практически нет. Проблематично существенное изменение ситуации и в ближайшие годы.
В международных рейтингах Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности.
Так, в рейтинге, проведенном Международным институтом развития менеджмента в апреле 2010 г. (IMD, Швейцария, г. Лозанна), в который вошли 49 стран, России присвоено 45 место, что на две ступени ниже, чем в докризисный период (таблица, 2).
Таблица 2. Сравнительные позиции России в рейтингах конкурентоспособности Международного института развития менеджмента
Пять первых и пять последних стран | |||||
Страны | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
США | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Сингапур | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Финляндия | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 |
Люксембург | 8 | 3 | 3 | 6 | 4 |
Нидерланды | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 |
Россия | 46 | 43 | 46 | 47 | 45 |
Колумбия | 45 | 45 | 45 | 45 | 46 |
Польша | 43 | 44 | 40 | 38 | 47 |
Венесуэла | 44 | 46 | 44 | 46 | 48 |
Индонезия | 38 | 40 | 47 | 44 | 49 |
Всего стран | 46 | 46 | 47 | 47 | 49 |
Вместе с тем на перспективу до 2015-го, как мне представляется, вряд ли целесообразно исходить для этой страны из среднегодовых темпов роста ВВП и промышленности, превышающих соответственно 2,5 и 1,2 %.
Прогноз по главным странам Западной Европы позволяет сделать ориентировочные оценки возможных темпов роста ВВП и промышленности по всему Западно-Европейскому региону. Все данные приведены на рис.2
Рисунок 2 – прогноз ВВП и промышленного производства в России до 2015 года
Ориентировочное сопоставление ВВП и объемов промышленного производства во всех сравниваемых странах показывает, что к 2015 году Россия не достигнет тех соотношений по ВВП с США, которые она имела в 1913 году, но заметно приблизится к Германии и превзойдет Великобританию и Францию.
Отставание от США будет значительным и сохранится надолго.
Доля России в мировом ВВП в 2000 году была равна всего 2,1 %, (в 1913 году в современных границах – 6,2 %), соотношение ВВП России к ВВП всего Западно-Европейского региона составляло в 2003-м году 12,5 % (в 1913 году – 18 %). В 2015 году доля России в мировом ВВП будет равна почти 3 %, а соотношение ВВП России и всей Западной Европы составит порядка 17 %. Доля России в мировом ВВП в 2015-м будет, как минимум, вдвое меньше, чем в 1913-м. Станет меньше доля нашей страны и в мировом промышленном производстве. По оценке ИМЭМО РАН, доля России в современных границах в мировом промышленном производстве в 1913 году была равна 8,9 %, в 2000-м – 4,4 %, в 2015 году она вряд ли намного превысит 5 %, что заметно меньше, чем в 1913-м. Никогда еще за несколько последних столетий Россия не имела таких низких показателей по сравнению как с мировым ВВП, так и с ВВП ведущих стран Европы.
Таким образом, за более чем вековой период не повысится доля нашей страны в мировой экономике, ее важнейшие макроэкономические показатели не вырастут относительно уровня США. Тем не менее экономически Россия в перспективе неизбежно будет сильным государством, займет по размерам ВВП первое место в Европе и пятое-шестое место в мире.
3.2 Проблемы участия России в МРТ и пути решения
Заинтересованность продавца совпадает с заинтересованностью покупателя, так как на международном технологическом рынке совокупное предложение новых технологий сталкивается с совокупным спросом на них. Мотивы, побуждающие покупателя приобретать новые технологии на мировом рынке, также многообразны.
Во-первых, импортируя новые технологии, покупатель обычно добивается существенной экономии средств и времени в сравнении с самостоятельными разработками в этой области. Масштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требуют значительных затрат денежных средств, они продолжительны во времени, а предполагаемые их результаты не всегда определены. Поэтому чаще проще купить, чем сделать самому.
Информация о работе Международное разделение труда и научно-технический обмен