Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 13:34, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа международных экономических отношений попытаться определить пути включения России в мирохозяйственные связи.
Полученные результаты:
- Анализ и оценка научно – технического обмена;
- Динамика экспорта и импорта в РФ;
-Пути решения проблем в научно-техническом обмене;
-Сформулированные рекомендации и предложения по повышению инновационной деятельности в РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МРТ И НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБМЕНА…………………………………………………………….6
1.1 Сущность международного разделения труда и факторы его определяющие……………………………………………………………………………..6
1.2 Научно-технический обмен: сущность, предпосылки и экономическая целесообразность ………………………………………………………………………..10
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МРТ И НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБМЕНА.17
2.1 Россия в системе МРТ: динамика экспорта и импорта РФ .......…………17
2.2 Анализ нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Российской Федерации………………………………………………………………….22
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В МРТ………….26
3.1 Место России в мировой экономике……………………………………….26
3.2 Проблемы участия России в МРТ и пути решения……………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37
Во-вторых, приобретая новые технологии, покупатель получает возможность ликвидировать в короткие сроки свое техническое отставание в той или иной области. И хотя далеко не все, что продается на рынке технологий, является последними научно-техническими достижениями, тем не менее, покупки на технологическом рынке открывают доступ к новшествам высокого технического уровня.
В-третьих, приобретение импортных технологий обычно сопровождается сравнительно малыми издержками по освоению производства продукции. Объясняется это тем, что на продажу поступают обычно практически отработанные технологии. К тому же покупатель может рассчитывать на помощь лицензиара при освоении новых технологических процессов.
В-четвертых, практика показывает, что изделия, производимые по зарубежной технологии, отличаются высокой конкурентоспособностью. Поэтому часть выпуска новых изделий направляется на внешний рынок, увеличивая экспортные возможности покупателя новой технологии.
На пути международного перемещения технологий стоит меньше барьеров и ограничений по сравнению с движением товаров и капиталов. Поэтому внешнюю экспансию легче осуществить, продав лицензию за границу, чем добиться освоения нового рынка путем экспорта продукции, производимой с помощью новой технологии или с помощью иностранных инвестиций. Другими словами, передача новой технологии за рубеж выступает как форма борьбы за иностранные товарные рынки, позволяющая обойти таможенные и иные барьеры.
Многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, а не независимым фирмам, пусть даже и отечественным. Объясняется это тем, что многонациональная компания при таких продажах не утрачивает монопольного права на использование новых технологий, исключается возможность утечки производственных секретов и превращения покупателя в серьезного конкурента.
Реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, продавец технологий получает возможность увеличить выпуск продукции на экспорт.
Путем продажи новой технологии за рубеж фирма может получить доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает иностранный партнер. Такое встречное или перекрестное лицензирование характерно для фирм, осуществляющих большие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и являющихся лидерами в разработке какого-то направления развития науки и техники. Обычно такие фирмы функционируют в отраслях с часто меняющейся технологией и выпускающих много видов продукции (например, химическая и электротехническая промышленность).
Для того чтобы наша страна, сохраняя традиционный экспорт, могла предложить на внешних рынках более широкий спектр готовой продукции, а также имела возможность рационализировать импорт, требуется модернизировать и диверсифицировать экономику, обновить ее технологический базис, который стремительно устаревает морально и физически. Все это может обеспечиваться только с помощью инвестиций и инноваций.
Повышение инвестиционной и инновационной активности – общенациональная проблема, решение которой вряд ли возможно без согласованных усилий всех ветвей власти и отечественного бизнеса.
Таким образом, в сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции страны в мировую экономику перед Россией стоят следующие основные цели:
повышение конкурентоспособности российской экономики;
сохранение позиций России на мировых товарных рынках (поставки материалов, комплектного оборудования, вооружения и военной техники), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточение контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.
Для достижения данных целей и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности необходимо обеспечить реализацию определенных мер.
Для достижения данных целей и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности требуется развитие системы государственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по четырем направлениям.
Первое направление – выработка и реализация внешнеэкономической политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и "ноу-хау").
Одним из приоритетов станет стимулирование на государственном уровне экспортной деятельности российских производителей, прежде всего, выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. В связи с этим продолжится формирование системы кредитования и страхования экспортеров при участии государства для продвижения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики, судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной энергетики, и др.).
Второе направление – обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки.
Созданию таких условий будет способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное участие в действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.
Третье направление – защита внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и использующая все предусмотренные российским законодательством инструменты. Эти меры будут направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных отечественных производств.
Четвертое направление – формирование международных приоритетов внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической политики.
При этом основой устойчивого развития России должен оставаться ее внутренний рынок при сохранении его единства и сокращении межрегионального неравенства. Важно повышать роль субъектов РФ в выработке и осуществлении внешнеэкономической политики. Также нужно вовлекать во внешнеэкономические связи не только новые регионы, но и новые предприятия; повышать долю малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических отношениях.
Основным инструментом защиты внутреннего рынка должны стать меры, направленные, прежде всего, на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации.
Необходимо расширять экспорт услуг. Перспективными здесь представляются услуги транзита, связи, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий. Необходимо задействовать механизмы регулирования торговли услугами, выработав единые подходы. Введение национального классификатора услуг, определение категории услуги как особого предмета экономических обменов позволит упорядочить экономические отношения в этом важнейшем секторе российской экономики, включая налоговые аспекты. Одновременно, может обеспечиваться защита секторов услуг, находящихся в стадии становления и развития, на временный период, необходимый для выравнивания конкурентных возможностей отечественных и иностранных компаний.
Важно понимать, что без государственной поддержки бизнесу чрезвычайно сложно выйти на зарубежные рынки и тем более поддерживать высокую конкурентоспособность.
Для достижения поставленных целей и для укрепления своих позиций в мире Россия должна проводить активную политику в области внешнеэкономических связей и торговых отношений.
Заключение
Выход страны на траекторию устойчивого развития, как показывает мировой и отечественный опыт, возможен лишь при обеспечении открытости экономики и активном использовании внешнеэкономического фактора. России не обойтись без всемерного развития экономического обмена с внешним миром. В отношениях с другими странами она может опираться не имеющиеся, пусть и недостаточно ощутимые, конкурентные преимущества, прежде всего на богатые запасы природных ресурсов.
Сложившаяся в конце прошлого века структура торговли с внешним миром - прямое следствие отставания страны в развитии обрабатывающих производств в промышленных отраслях общегражданского назначения, сельском хозяйстве и в сфере услуг. Проблематична в этом случае и рационализация импорта, явно нуждающегося в ослаблении потребительской направленности. Поэтому важнейшим условием качественного преобразования внешнеэкономических связей становятся техническая модернизация экономики и ее диверсификация путем преимущественного развития обрабатывающих отраслей.
Внешнеэкономическая деятельность должна быть направлена для решения двух основных задач:
- способствовать процессу стабилизации экономической ситуации;
- ускорять качественное преобразование народного хозяйства на основе широкого привлечения иностранных инвестиций, передовой технологии, мирового опыта хозяйствования.
Сейчас надо найти экспортные ресурсы без существенных капиталовложений и для этого надо провести оценку национального богатства страны в целом и территориальном разрезе, чтобы продавать на мировом рынке именно, то, что принесет наибольшую выгоду и может, реализовано вне конкуренции.
Таким образом, решая задачи во внешнеэкономических связях Российской Федерации, мы улучшим место и роль России в системе международного разделения труда, перейдя от категории стран – экспортеров сырья к странам с высокоразвитой промышленностью.
Список использованной литературы
1. Основы внешнеэкономических знаний. (Под ред. И. Фаминского), М., Международные отношения, 2007.
2. Экономика. (Под редакцией А.С. Булатова), М., Республика, 2006.
3. Фишер С., Дорбунш Р., Шмалензи Р.. Экономика. М., Дело, 2007.
4. Макконел К.Р., Брю С.Л., Экономика, т.2. М., Республика, 2002.
5. Назаров В.А., Хомянин Г.А. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Часть 1. М., Московский коммерческий университет, 2007.
6. Барановский А., Турианский М. Торговля в Западной Европе. М., Знание, 2007.
7. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе. Экономика и жизнь, 2007, №32.
8. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. М., "Инфра-М", 2006.
9. Смирнова Е. Свой товар на внешнем рынке: стратегия США. Экономика и жизнь, 2007, №36.
10. Мозиас П. Формирование открытой экономики. МЭ и МО, 2008, №3.
11. Тарканский А. Кто и как управляет внешней торговлей в США. США-Эпид, 2008, №5.
12. Курьеров В. Внешнеторговая политика США: теоретические аспекты. США-Эпид, 2008, №1.
13. Комкова Е. Внешнеторговая политика с середине 2000-х гг., ЭФУ № 12 2007.
14. Волкова С. Деятельность федеральных органов США по стимулированию эскорта. США - Эпид, 2007, №7.
15. Открытость экономики, экспортная квота и размеры населения. МЭ и МО, 2007, № 10.
16. Никитин С. И др. Мировые цены: особенности формирования МЭ и МО, 2008, №3.
17. Батизи Э. Институты государственного кредитования экспортных операций в странах с рыночной экономикой. РЭЖ, 2007, №9.
Информация о работе Международное разделение труда и научно-технический обмен