Международное техническое содействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - на основе изучения и обобщения теоретического материала исследовать понятие международной передачи новых технологий, а также опыт деятельности и развитие передачи новых технологий в России и за рубежом.
В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и механизмы международного технического содействия;
определить формы международного технического содействия;
проанализировать программы международного технического содействия на примере России и других стран.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Основные понятия и механизмы международного технического содействия 5
1.1 Сущность понятия «технология» 5
1.2 Техническое содействие 8
1.3 Механизмы технического содействия 10
Глава 2 Современные формы международного технического содействия 13
Глава 3 Важнейшие программы международного технического содействия 19
Заключение 26
Библиографический список 27

Файлы: 1 файл

МЭО.docx

— 43.72 Кб (Скачать файл)

В зависимости от количества стран, участвующих в проекте, выделяется двустороннее и многостороннее техническое  содействие.

Двустороннее ТС осуществляется по соглашениям между правительствами  страны-донора и страны — получателя помощи. В бюджетах большинства развитых стран предусматриваются специальные  средства на оказание технического содействия развивающимся странам. Обычно это  не очень значительные суммы, которых  хватает на консультации в узких  областях, в развитии которых могут  быть заинтересованы сами страны-доноры. В большинстве случаев техническое  содействие на двусторонней основе предусматривает  некоторое участие страны-получателя в финансировании проектов. Однако во многих случаях такая техническая  помощь оказывается абсолютно бесплатно для получающей страны или по очень льготным, субсидированным ценам. В экономической и финансовой сферах наиболее типичными формами технической помощи на двусторонней основе являются подготовка и переподготовка кадров, предоставление компьютерной техники, электронных систем учета и управления, средств банковских коммуникаций, направление экспертов резидентов.

Многостороннее ТС включает осуществление  совместных проектов ТС несколькими  странами в отношении одной страны — получателя. В этом случае страны — поставщики ТС на основе многостороннего  договора предоставляют отдельные  компоненты технологии или технологического оборудования. К разряду многостороннего  относится и ТС по линии международных  организаций, финансируемое за счет взносов стран—членов программы  оказания технического содействия другим членам, которые в ней нуждаются. Техническая помощь от лица международных  организаций обычно выражается либо в командировании экспертов в  конкретных областях в нуждающиеся  страны, либо в приглашении специалистов из развивающихся стран в штаб-квартиры международных организаций или в их учебные центры и проведение там консультаций и семинаров. Международные организации могут командировать своих штатных сотрудников, которые обладают экспертными знаниями в определенных областях, либо попросить правительства своих стран-членов подыскать специалиста из числа национальных кадров, который мог бы быть командирован на определенный срок за счет международной организации в развивающуюся страну.

Одной из первых международных организаций, которая стала оказывать техническую  помощь развивающимся странам, стала  Программа развития ООН (United Nations Development Program — UNDP). Большие программы технической помощи осуществляют МВФ, Мировой банк, ОЭСР и практически все другие международные организации.

Итак, международное техническое  содействие предусматривает предоставление развитыми странами развивающимся  странам содействия в сферах технологии процессов, продуктов и управления. Оно включает передачу знаний, опыта, технологии, технологически емкой продукции, обучение кадров. Техническое содействие предоставляется в виде безвозмездных  технологических грантов или  проектов финансирования развития технологии совместно со страной-получателем  на двусторонней или многосторонней основе, включая содействие через международные организации. 

Глава 2 Современные формы международного технического содействия

Анализ  современного состояния и результативности действующих международных связей РФ показывает, что они не всегда достаточно эффективны. Повышение эффективности МТС достаточно сложная и многоплановая задача. С одной стороны, это поддержка проводимых в стране исследований и разработок, сохранение и обновление отечественного научно-технического потенциала, обеспечение интересов страны, прежде всего ее технологической безопасности. С другой стороны, это создание условий для повышения роли российской науки в рамках международного разделения труда, охраны интеллектуальной собственности, защиты прав и интересов российских ученых за рубежом, пресечение какой-либо дискриминации со стороны иностранных партнеров. Необходимо более эффективно противостоять стремлению зарубежных партнеров, особенно из развитых стран, использовать наши экономические трудности и бреши в российском законодательстве для своего доступа к новейшим достижениям российских ученых и специалистов на неадекватных их ценности условиях.

В этой связи предстоит устранить  или уменьшить воздействие ряда факторов, отрицательно влияющих на повышение  эффективности МТС. К ним относятся: отсутствие должной координации мероприятий по международному научно-техническому сотрудничеству применительно к странам и международным организациям между российскими министерствами и ведомствами, соответствующими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями; недостаточная увязка тематики двустороннего и многостороннего научно-технического сотрудничества с задачами государственных научно-технических программ и основных направлений работ государственных научных центров; медленные темпы развития совместной с иностранными партнерами инновационной деятельности и перевода определенной части международных научно-технических отношений на коммерческую основу; несовершенство нормативной базы осуществления сотрудничества с зарубежными странами, ограниченность налоговых и таможенных льгот, а также размеров государственной финансовой поддержки, предоставляемой российским соисполнителям международных программ и проектов. Последнее возможно, видимо, только по мере улучшения экономического положения в стране.

Сохраняется определенная инерция в подходах российских научных организаций, ученых и специалистов к решению проблем, связанных с осуществлением международных связей. В этом деле преобладает стремление получать необходимые средства из государственного бюджета, не ведется поиск внебюджетных источников финансирования и потенциальных заказчиков научно-исследовательских работ, а также возможности более широкого применения результатов исследований в стране и за рубежом.

Перспективы МТС России зависят от внутренней социально-экономической ситуации и позиций страны в мире в экономической и политической сферах. Прогнозирование развития МТС должно основываться на возможных вариантах развития страны. Из множества возможных путей развития нашей страны следует остановиться на двух.[2]

1. Окончательное превращение России  в сырьевую и энергетическую базу развитых стран в результате длительной ориентации на приоритетное развитие добывающе-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, быстро нарастающего в последние годы технологического отставания от развитых стран и в ситуации постоянной утечки капиталов за рубеж, сокращения и фактического уничтожения собственных наукоемких производств, свертывания НТП, утраты финансовой и научно-технологической, а, следовательно, военной и политической независимости страны.

2. Устойчивое развитие на основе  собственного научно-технического и экономического потенциалов при участии в решении глобальных проблем и поиске наиболее эффективного самостоятельного пути к постиндустриальной цивилизации. Для этого необходимо разработать и принять новую стратегию развития, опирающуюся на традиционные особенности российского общества и его образа мышления и жизни и предполагающую первоочередное развитие наукоемких, информационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Преодоление имеющихся негативных явлений, превращение  МТС в реальный инструмент не только вывода из кризиса, но и наращивания  НТП России невозможны без целенаправленного  и действенного государственного регулирования  в этой сфере отношений с другими  странами. Это подтверждается и оправдавшей себя практикой развитых и новых индустриальных государств. При этом государственное регулирование международного научно-технического сотрудничества предполагает также учет интересов научной общественности, обеспечение свободы выбора направлений, партнеров и форм взаимодействия в рамках международных научных обменов.

Для улучшения координации МТС необходимо создать единую государственную систему управления этой сферой, так как в настоящее время, по различным оценкам, только 20-30% ТС России с зарубежными странами поддается хоть какому-то учету, а регулируется на государственном уровне еще меньший объем ТС.

Неизменным  приоритетом должно остаться сотрудничество со странами-членами СНГ. С этой целью  подготовлен пакет базовых договорно-правовых документов по обеспечению создания общего научно-технологического пространства Содружества, вступление в силу которых откроет качественно новый этап в отношениях с традиционными партнерами российских научных организаций, характеризующийся переходом к формированию и реализации представляющих взаимный интерес межгосударственных научно-технических программ, созданию конкретных международных научно-исследовательских центров и научных организаций, развитию обменов, способствующих выполнению задач национальных научно-технических программ стран Содружества.

Одновременно  будут осуществлены мероприятия  по дальнейшему развитию сотрудничества с развитыми государствами и ускорению кооперации с новыми индустриальными странами. В ходе этого будет расширен круг государств-партнеров, установлены новые кооперационные связи с ведущими зарубежными научными центрами на приоритетных направлениях современной науки, предполагается добиться увеличения вклада иностранных соисполнителей в совместные проекты, намечено расширить взаимодействие в области инновационной деятельности и коммерциализации технологий, создать необходимые предпосылки для продвижения отечественных разработок на мировой рынок наукоемкой продукции.

Важная  задача МТС – обеспечение в  ближайшие годы перехода от программ международной помощи российской науке, когда средства предоставляются по усмотрению зарубежной стороны, к проектам, приносящим обоюдную выгоду. Многие из них станут носить глобальный характер, потребуют активного сотрудничества ученых разных стран, в том числе на базе использования уникальных отечественных научных установок.[8]

Традиционно сложилось так, что российская наука  ориентирована на решение глобальных проблем и в этой области добилась значительных результатов. Научно-исследовательские институты РАН имеют установки для проведения экспериментов, не имеющих мировых аналогов. Подобные установки и многое другое уникальное оборудование для проведения фундаментальных исследований могут быть использованы для решения проблем международного значения. Их можно использовать совместно со странами, развивающими фундаментальные науки. При этом вклад российской стороны будет осуществлен в форме предоставления экспериментального оборудования при минимальном финансовом вкладе, в то время как другие участники экспериментов будут финансировать совместные программы. В результате кооперации – нашей фундаментальной и их прикладной науки – может быть получен наукоемкий и высокотехнологический продукт.

Необходимо  отметить, что российская наука в  большей степени ориентирована на решение глобальных проблем, чем наука развитых стран, так как традиционно оказывала помощь развивающимся странам в становлении национальной науки и образования. Несмотря на все трудности, переживаемые российской наукой, она до сих пор не утратила способности к воспроизводству и занимает достойное место в мировом научном сообществе. В России под большинство глобальных проблем имеются значительный научный задел и готовые технологии. В частности, отечественные ученые имеют высокие результаты и готовы внести существенный вклад в решение следующих проблем:

  • разработка способов лечения непобежденных инфекционных заболеваний – гриппа, СПИДа, туберкулеза – и других заболеваний, природа которых неизвестна;
  • разработка системы международного контроля за использованием генно-инженерных организмов и продуктов (пищевая, экологическая и этическая безопасность; создание международного агентства по типу Международного агентства по атомной энергии – МАГАТЭ);
  • разработка способов добычи и переработки полезных ископаемых с помощью микробных биотехнологий;
  • создание глобальной сети изучения и предупреждения природных катастроф с учетом данных геодинамики;
  • создание экологически чистой энергетики на основе традиционных и нетрадиционных возобновляемых источников энергии, включая регенерацию промышленных и бытовых отходов;
  • реализация программы разработки новых принципов и технических решений ядерной энергетики XXI в.;
  • создание высокоэффективных устройств детекции наркотических веществ и препаратов.[8]

В условиях нынешнего дефицита ресурсов формирование приоритетов в МТС на государственном уровне должно исходить прежде всего из задач обеспечения безопасности страны, разработки технологий с высоким уровнем коммерциализации, реализации социально значимых проектов и технологического обновления отечественной промышленности.

Принимая  во внимание геополитическую ситуацию и внешнеполитические интересы России, целесообразно сосредоточить усилия на преимущественном развитии научно-технических отношений с Беларусью, другими странами СНГ, ЕС, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Со странами других регионов научно-технические отношения следует поддерживать на уровне «разумной достаточности».

Совершенствование международного научно-технического сотрудничества России в итоге должно содействовать  укреплению отечественного научно-технического потенциала, возрастанию роли нашей страны в решении проблем современной цивилизации в XXI в. при дальнейшей интеграции российской науки в мировую систему разделения научно-технического труда, если такая интеграция будет являться не самоцелью, а средством решения прежде всего внутренних задач. 

Информация о работе Международное техническое содействие