Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:05, курсовая работа
Цель исследования - на основе изучения и обобщения теоретического материала исследовать понятие международной передачи новых технологий, а также опыт деятельности и развитие передачи новых технологий в России и за рубежом.
В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и механизмы международного технического содействия;
определить формы международного технического содействия;
проанализировать программы международного технического содействия на примере России и других стран.
Введение 3
Глава 1 Основные понятия и механизмы международного технического содействия 5
1.1 Сущность понятия «технология» 5
1.2 Техническое содействие 8
1.3 Механизмы технического содействия 10
Глава 2 Современные формы международного технического содействия 13
Глава 3 Важнейшие программы международного технического содействия 19
Заключение 26
Библиографический список 27
1) Проект EuropeAid (Программа EuropeAid является программой технического содействия, финансируемой Европейской Комиссией по поддержке развития Российской Федерации и стран СНГ) "Наука и коммерциализация технологий" ориентирован на совершенствование инновационной политики в России, поддержку разработки Инновационной политики для Российской академии наук и внедрение серии пилотных инициатив, тестирующих новые пути коммерциализации научных разработок. Бюджет этого проекта, рассчитанного на 24 месяца, составляет 3,1 млн евро. Проект финансируется по программе "Поддержка частного сектора и содействие экономическому развитию". Партнером проекта является Российская академия наук.
Общей
целью проекта является улучшение
условий для развития науки и
технологической инновационной
политики в Российской Федерации
и, в особенности, внутри самой Академии
наук, а также поддержка
Центры коммерциализации: Владивосток, Екатеринбург, Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Ставрополь, Томск, Саратов.
2) С 1996 года в Петербурге осуществляется программа технического содействия Правительства Нидерландов странам Центральной и Восточной Европы ПСО+ (PSO+).
В рамках программы выполняются проекты в области промышленности, портовой деятельности, градостроительства, транспорта, экологии. Техническое содействие осуществляется в форме передачи технологий, поставки голландского оборудования, оказания консультационных услуг, обучения персонала, оплаты услуг по сертификации.
Подавляющее большинство проектов программы ПСО стало достойным примером сотрудничества нидерландской и петербургской промышленности и стимулировало торговые отношения и рост инвестиций.
1
августа 2005 года программа ПСО
и Программа технического
3)
Центр трансфера технологий КОМЭНТЕХ
Технологические направления центра - центр специализируется на коммерциализации технологий в области энергетики, энерго- и ресурсосбережения, альтернативной стационарной и транспортной энергетики (в том числе водородной), проблем обеспечения безопасности функционирования энергетических установок и энергетических систем (в том числе обеспечения взрывобезопасности и создания систем пожаротушения), экологических проблем энергетики.
Центр оказывает следующие услуги:
Основными
клиентами Центра являются научно-исследовательские
институты РАН и учебные
Центр
является участником 6-ой европейской
программы, международной программы
COST, а также учредителем
Центр имеет также обширные научные и коммерческие связи со странами Юго-восточной Азии и Китая.
4) Программа приграничного сотрудничества Эстонии, Латвии и России 2007-2013. Главная стратегическая цель Программы – поддержать совместные действия, направленные на развитие региона для повышения его конкурентоспособности за счет использования его выгодного расположения в месте стыка ЕС и России. Конкретная цель Программы - повысить привлекательность приграничных территорий как для их жителей, так и для представителей бизнеса, через осуществление мероприятий, направленных на повышение уровня жизни и улучшение инвестиционного климата. Для достижения стратегических целей, стоящих перед программой, ее деятельность будет сосредоточена на трех приоритетных направлениях: содействие экономическому развитию, решение общих проблем приграничного характера и содействие развитию местных сообществ.
Программа будет работать по трем основным приоритетным направлениям:
5) Программа сотрудничества ЕС и России направлена на осуществление основных экономических и социальных преобразований в Российской Федерации. В основу этого сотрудничества было положено сочетание опыта ЕС в сфере рыночной экономики и демократии с российской спецификой и знаниями. Последние десять лет Европейский Союз финансирует работу консультантов, экспертов из Европы и инвестирует в совместные усилия, направленные на развитие регионального законодательства, поддержку различных организаций и институтов, а также в крупные инвестиционные проекты, такие как строительство приграничных пунктов пропуска. Проекты ЕС способствуют установлению партнерских отношений и созданию системы многочисленных контактов с местными сообществами.
Среди
реализованных направлений
ЕС и Россия постепенно переходят к равноправному сотрудничеству с совместным финансированием проектов и обращают особое внимание на сферы общих и взаимовыгодных стратегических интересов.
Программа сотрудничества ЕС и России берет свое начало с Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 года.
Позже стратегическое партнерство ЕС и России стало развиваться в рамках четырех общих пространств. Это включает в себя 1) общее экономическое пространство 2) общее пространство в сфере свободы, безопасности и правосудия, 3) общее пространство в сфере внешней безопасности и 4) общее пространство в сфере образования, науки и культуры.
На
саммите ЕС-Россия в мае 2005 года стороны
приняли «дорожные карты» для
четырех общих пространств. В
«дорожных картах»
Приоритетными регионами для сотрудничества ЕС и России являются Северо-запад России и Калининградская область. Направления и задачи совместной проектной работы в этих регионах не ограничиваются четырьмя общими пространствами, и разрабатываются в рамках программы «Северное измерение», охватывающей также здравоохранение, социальную сферу, вопросы экологии и приграничного сотрудничества.
В период с 1994 по 2006 год программа сотрудничества ЕС и России финансировалась через Тасис (программу технического содействия странам СНГ). Российская Федерация получила самый большой объем финансирования проектов по программе Тасис на постсоветском пространстве – около половины всего бюджета программы. С момента запуска программы в 1991 году в 58 регионах России осуществлено свыше 1,500 проектов на общую сумму более 2,7 миллиардов евро.
В дополнение к программе Тасис, Россия также участвовала в многосторонних межгосударственных программах, в числе которых региональная программа и программа сотрудничества с соседними странами. Эти программы включают проекты в области телекоммуникаций, защиты окружающей среды, развития информационной среды, борьбы с преступностью и миграции.
Срок действия Тасис истек в 2006 году. Вместо Тасис с 1 января 2007 года действует новое положение о инструменте европейского соседства и партнерства ИЕСП. Финансовое сотрудничество, согласно этому документу, будет, как и прежде, заключаться в финансировании проектов. Тем не менее, переход от Тасис и ИЕСП внес некоторые изменения в характер сотрудничества. Стороны будут обеспечивать совместное финансирование и отбирать проекты в соответствии с общими стратегическими интересами. Выбор области сотрудничества теперь будет опираться исключительно на «дорожные карты», выработанные в рамках четырех общих пространств а также в рамках программы «Северное измерение».
Программа сотрудничества ЕС и России уникальна. Во-первых, все предпринимаемые действия – это результат непрерывного диалога между Россией и ЕС, что способствует развитию партнерских отношений и выполнению взаимных обязательств. Во-вторых, ЕС объединяет опыт и знания 27 государств-членов, что делает разработанные им программы намного более совершенными и жизнеспособными по сравнению с теми, в реализации которых участвует всего одно государство. В-третьих, соглашение о партнерстве и сотрудничестве и соглашение о четырех общих пространствах предусматривает тесное взаимодействие с правительственными органами, что усиливает значение и обеспечивает исполнение обязательств обеими сторонами. Финансовая поддержка российским партнерам программы оказывается в форме грантов, а не кредитов. Доля российского финансирования проектов постоянно растет.
Программа сотрудничества ЕС и России стремится создать все условия для того, чтобы эксперты ЕС передавали знания и опыт своим российским партнерам, которые смогут продолжить применение этих знаний в России после окончания проекта.
Программа
активно способствует развитию партнерства
и сообщества, проведению совместных
исследований и образовательных
проектов на территории стран ЕС и
стран-партнеров. Европейская Комиссия
открыта для предложений и
рекомендаций: российские государственные
органы, неправительственные
Международное техническое содействие предусматривает предоставление развитыми странами развивающимся странам содействия в сферах технологии процессов, продуктов и управления. Оно включает передачу знаний, опыта, технологии, технологически емкой продукции, обучение кадров. Техническое содействие предоставляется в виде безвозмездных технологических грантов или проектов финансирования развития технологии совместно со страной-получателем на двусторонней или многосторонней основе, включая содействие через международные организации.
Международное научно-технологическое сотрудничество является неотъемлемой составной частью государственной научно-технической политики России. Оно способствует развитию контактов ученых и инноваторов страны в приоритетных направлениях научно-технической и инновационной деятельности, а также улучшению ситуации в ее ресурсном обеспечении – кадровом, материально-техническом, информационном. На это нацелена государственная научно-техническая политика, ее международная составляющая, а также, в конечном счете, все соглашения и договоры о сотрудничестве в научно-технической сфере как межправительственные и межведомственные, так и с международными и национальными организациями, программами и фондами.
Совершенствование международного научно-технического сотрудничества России в итоге должно содействовать укреплению отечественного научно-технического потенциала, возрастанию роли нашей страны в решении проблем современной цивилизации в XXI в. при дальнейшей интеграции российской науки в мировую систему разделения научно-технического труда, если такая интеграция будет являться не самоцелью, а средством решения прежде всего внутренних задач.
1. Авраменко Е.С. Международный трансферт управленческих технологий и глобализация мировой экономики. Научная статья.
2. Батенев В. Современная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве // Внешняя торговля. – 2003. – № 12. С. 56.
3. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №3.
4. Завлина П.Н. Инновационный менеджмент. – М.: Центр исследований и статистики науки, 2007.
5. Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития // МЭиМО, 2007, № 4, с. 25.
6. Основы внешнеэкономических знаний. (Под ред. И. Фаминского), М., Международные отношения, 2007.
7. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М.: Академия, 2007, с. 83.
8. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р.И. Зименкова. – М., 2002. С. 169-170.
9. Смирнов Э. А. Управленческие технологии как объект функционального аудита // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - № 5, с. 38.