Международное техническое содействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - на основе изучения и обобщения теоретического материала исследовать понятие международной передачи новых технологий, а также опыт деятельности и развитие передачи новых технологий в России и за рубежом.
В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и механизмы международного технического содействия;
определить формы международного технического содействия;
проанализировать программы международного технического содействия на примере России и других стран.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Основные понятия и механизмы международного технического содействия 5
1.1 Сущность понятия «технология» 5
1.2 Техническое содействие 8
1.3 Механизмы технического содействия 10
Глава 2 Современные формы международного технического содействия 13
Глава 3 Важнейшие программы международного технического содействия 19
Заключение 26
Библиографический список 27

Файлы: 1 файл

МЭО.docx

— 43.72 Кб (Скачать файл)

Глава 3 Важнейшие программы международного технического содействия

1) Проект EuropeAid (Программа EuropeAid является программой технического содействия, финансируемой Европейской Комиссией по поддержке развития Российской Федерации и стран СНГ) "Наука и коммерциализация технологий" ориентирован на совершенствование инновационной политики в России, поддержку разработки Инновационной политики для Российской академии наук и внедрение серии пилотных инициатив, тестирующих новые пути коммерциализации научных разработок. Бюджет этого проекта, рассчитанного на 24 месяца, составляет 3,1 млн евро. Проект финансируется по программе "Поддержка частного сектора и содействие экономическому развитию". Партнером проекта является Российская академия наук.

Общей целью проекта является улучшение  условий для развития науки и  технологической инновационной  политики в Российской Федерации  и, в особенности, внутри самой Академии наук, а также поддержка коммерциализации российских научно-технических результатов  на внутреннем и международном рынках.

Центры  коммерциализации: Владивосток, Екатеринбург, Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Ставрополь, Томск, Саратов.

2) С 1996 года в Петербурге осуществляется программа технического содействия Правительства Нидерландов странам Центральной и Восточной Европы ПСО+ (PSO+).

В рамках программы выполняются проекты  в области промышленности, портовой деятельности, градостроительства, транспорта, экологии. Техническое содействие осуществляется в форме передачи технологий, поставки голландского оборудования, оказания консультационных услуг, обучения персонала, оплаты услуг по сертификации.

Подавляющее большинство проектов программы  ПСО стало достойным примером сотрудничества нидерландской и  петербургской промышленности и  стимулировало торговые отношения  и рост инвестиций.

1 августа 2005 года программа ПСО  и Программа технического содействия  развивающимся рынкам были объединены  в единую программу ПСОМ, которая  и по сей день осуществляется в Санкт-Петербурге.

3) Центр трансфера технологий КОМЭНТЕХ организован при Научно технологическом центре энергосберегающих процессов и установок Объединенного института высоких температур Российской академии наук в партнерстве с 4 научно-исследовательскими институтами РАН и 3 учебными заведениями Москвы с целью управления проектами по коммерциализации высоких технологий совместно с Европейскими партнерами.

Технологические направления центра - центр специализируется на коммерциализации технологий в области энергетики, энерго- и ресурсосбережения, альтернативной стационарной и транспортной энергетики (в том числе водородной), проблем обеспечения безопасности функционирования энергетических установок и энергетических систем (в том числе обеспечения взрывобезопасности и создания систем пожаротушения), экологических проблем энергетики.

Центр оказывает следующие услуги:

  • анализ соответствующих сегментов рынка в России и за рубежом;
  • поиск партнеров - инвесторов и/или кредиторов;
  • выполнение роли одного из инвесторов на стадии завершения НИОКР;
  • анализ научных разработок с целью определения перспектив их коммерциализации путем продажи патентов или организации рыночноориентированных производств;
  • оценка научных разработок с целью соответствия европейским сертификационным требованиям;
  • организация научной и технической кооперации в проведении исследований и организации производств в рамках Европейских проектов;
  • предоставление производственных площадей и инженерной инфраструктуры для организации рыночноориентированных производств;
  • оказание услуг по поиску потенциальных заказчиков новых технологий и процедурам подготовки продажи лицензий.

Основными клиентами Центра являются научно-исследовательские  институты РАН и учебные заведения  Москвы, работающие в области энергетики и энергосбережения.

Центр является участником 6-ой европейской  программы, международной программы COST, а также учредителем Международной  лаборатории по проблемам систем накопления энергии.

Центр имеет также обширные научные  и коммерческие связи со странами Юго-восточной Азии и Китая.

4) Программа приграничного сотрудничества Эстонии, Латвии и России 2007-2013. Главная стратегическая цель Программы – поддержать совместные действия, направленные на развитие региона для повышения его конкурентоспособности за счет использования его выгодного расположения в месте стыка ЕС и России. Конкретная цель Программы -  повысить привлекательность приграничных территорий как для их жителей, так и для представителей бизнеса, через осуществление мероприятий, направленных на повышение уровня жизни и улучшение инвестиционного климата. Для достижения стратегических целей, стоящих перед программой, ее деятельность будет сосредоточена на трех приоритетных направлениях: содействие экономическому развитию, решение общих проблем приграничного характера и содействие развитию местных сообществ.

Программа будет работать по трем основным приоритетным направлениям:

    • Первый приоритет – социально-экономическое развитие – посвящен стратегическому развитию конкурентоспособности приграничных регионов через оказание поддержки предпринимательству и развитие рынка труда, улучшение каналов взаимодействия и изучение туристического потенциала региона.
    • Второй приоритет – общие проблемы – направлен на решение общих проблем, инициирование и продолжение совместных акций в сферах, представляющих обоюдный интерес с обоих сторон границы.
    • Третий приоритет – содействие развитию контактов между людьми – направлен на осуществление маломасштабных мероприятий по социальному сближению приграничных регионов и поддерживает широкий перечень мер, которые могут быть реализованы региональными и муниципальными органами власти и иными организациями и которые признаны крайне необходимыми для обеспечения интеграции региона.

5) Программа сотрудничества ЕС и России направлена на осуществление основных экономических и социальных преобразований в Российской Федерации. В основу этого сотрудничества было положено сочетание опыта ЕС в сфере рыночной экономики и демократии с российской спецификой и знаниями. Последние десять лет Европейский Союз финансирует работу консультантов, экспертов из Европы и инвестирует в совместные усилия, направленные на развитие регионального законодательства, поддержку различных организаций и институтов, а также в крупные инвестиционные проекты, такие как строительство приграничных пунктов пропуска. Проекты ЕС способствуют установлению партнерских отношений и созданию системы многочисленных контактов с местными сообществами.

Среди реализованных направлений программы  сотрудничества ЕС и России – поддержка  реформ государственных институтов, правовой и административной сферы, помощь частному сектору в области  экономического развития, минимизация  социальных последствий переходного  периода, обеспечение ядерной безопасности.

ЕС  и Россия постепенно переходят к  равноправному сотрудничеству с совместным финансированием проектов и обращают особое внимание на сферы общих и взаимовыгодных стратегических интересов.

Программа сотрудничества ЕС и России берет  свое начало с Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 года.

Позже стратегическое партнерство ЕС и  России стало развиваться в рамках четырех общих пространств. Это  включает в себя 1) общее экономическое  пространство 2) общее пространство в сфере свободы, безопасности и  правосудия, 3) общее пространство в  сфере внешней безопасности и 4) общее  пространство в сфере образования, науки и культуры.

На  саммите ЕС-Россия в мае 2005 года стороны  приняли «дорожные карты» для  четырех общих пространств. В  «дорожных картах» зафиксированы  общие цели отношений ЕС-Россия и  план действий, необходимый для их достижения. Все новые проекты  на территории РФ будут решать задачи, закрепленные в дорожных картах.

Приоритетными регионами для сотрудничества ЕС и России являются Северо-запад России и Калининградская область. Направления  и задачи совместной проектной работы в этих регионах не ограничиваются четырьмя общими пространствами, и  разрабатываются в рамках программы  «Северное измерение», охватывающей также здравоохранение, социальную сферу, вопросы экологии и приграничного  сотрудничества.

В период с 1994 по 2006 год программа сотрудничества ЕС и России финансировалась через  Тасис (программу технического содействия странам СНГ). Российская Федерация получила самый большой объем финансирования проектов по программе Тасис на постсоветском пространстве – около половины всего бюджета программы. С момента запуска программы в 1991 году в 58 регионах России осуществлено свыше 1,500 проектов на общую сумму более 2,7 миллиардов евро.

В дополнение к программе Тасис, Россия также участвовала в многосторонних межгосударственных программах, в числе которых региональная программа и программа сотрудничества с соседними странами. Эти программы включают проекты в области телекоммуникаций, защиты окружающей среды, развития информационной среды, борьбы с преступностью и миграции.

Срок  действия Тасис истек в 2006 году. Вместо Тасис с 1 января 2007 года действует новое положение о инструменте европейского соседства и партнерства ИЕСП. Финансовое сотрудничество, согласно этому документу, будет, как и прежде, заключаться в финансировании проектов. Тем не менее, переход от Тасис и ИЕСП внес некоторые изменения в характер сотрудничества. Стороны будут обеспечивать совместное финансирование и отбирать проекты в соответствии с общими стратегическими интересами. Выбор области сотрудничества теперь будет опираться исключительно на «дорожные карты», выработанные в рамках четырех общих пространств а также в рамках программы «Северное измерение».

Программа сотрудничества ЕС и России уникальна. Во-первых, все предпринимаемые действия – это результат непрерывного диалога между Россией и ЕС, что способствует развитию партнерских  отношений и выполнению взаимных обязательств. Во-вторых, ЕС объединяет опыт и знания 27 государств-членов, что делает разработанные им программы  намного более совершенными и  жизнеспособными по сравнению с  теми, в реализации которых участвует  всего одно государство. В-третьих, соглашение о партнерстве и сотрудничестве и соглашение о четырех общих  пространствах предусматривает  тесное взаимодействие с правительственными органами, что усиливает значение и обеспечивает исполнение обязательств обеими сторонами. Финансовая поддержка российским партнерам программы оказывается в форме грантов, а не кредитов. Доля российского финансирования проектов постоянно растет.

Программа сотрудничества ЕС и России стремится  создать все условия для того, чтобы эксперты ЕС передавали знания и опыт своим российским партнерам, которые смогут продолжить применение этих знаний в России после окончания  проекта.

Программа активно способствует развитию партнерства  и сообщества, проведению совместных исследований и образовательных  проектов на территории стран ЕС и  стран-партнеров. Европейская Комиссия открыта для предложений и  рекомендаций: российские государственные  органы, неправительственные организации  и другие институты могут направлять их местным органам власти или  Представительству Европейской  Комиссии в России. 

Заключение

Международное техническое содействие предусматривает предоставление развитыми странами развивающимся странам содействия в сферах технологии процессов, продуктов и управления. Оно включает передачу знаний, опыта, технологии, технологически емкой продукции, обучение кадров. Техническое содействие предоставляется в виде безвозмездных технологических грантов или проектов финансирования развития технологии совместно со страной-получателем на двусторонней или многосторонней основе, включая содействие через международные организации.

Международное научно-технологическое сотрудничество является неотъемлемой составной частью государственной научно-технической политики России. Оно способствует развитию контактов ученых и инноваторов страны в приоритетных направлениях научно-технической и инновационной деятельности, а также улучшению ситуации в ее ресурсном обеспечении – кадровом, материально-техническом, информационном. На это нацелена государственная научно-техническая политика, ее международная составляющая, а также, в конечном счете, все соглашения и договоры о сотрудничестве в научно-технической сфере как межправительственные и межведомственные, так и с международными и национальными организациями, программами и фондами.

Совершенствование международного научно-технического сотрудничества России в итоге должно содействовать  укреплению отечественного научно-технического потенциала, возрастанию роли нашей страны в решении проблем современной цивилизации в XXI в. при дальнейшей интеграции российской науки в мировую систему разделения научно-технического труда, если такая интеграция будет являться не самоцелью, а средством решения прежде всего внутренних задач.

 

Библиографический список

1. Авраменко Е.С. Международный  трансферт управленческих технологий и глобализация мировой экономики. Научная статья.

2. Батенев В. Современная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве // Внешняя торговля. – 2003. – № 12. С. 56.

3. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №3.

4. Завлина П.Н. Инновационный менеджмент. – М.: Центр исследований и статистики науки, 2007.

5. Иванов Н.  Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития // МЭиМО, 2007,  № 4, с. 25.

6. Основы внешнеэкономических знаний. (Под ред. И. Фаминского), М., Международные отношения, 2007.

7. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М.: Академия, 2007, с. 83.

8. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р.И. Зименкова. – М., 2002. С. 169-170.

9. Смирнов Э. А. Управленческие технологии как объект функционального аудита // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - № 5, с. 38.

Информация о работе Международное техническое содействие