Научно-исследовательские организации и программы ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 23:48, доклад

Описание работы

В настоящее время ЕС в среднем направляет на НИОКР 1,9% ВВП, в то время как США – 2,64, Япония – 3,04% (в ряде европейских стран этот показатель выше – в Швеции 3,6%, Финляндии 3,1%). В 2000 г. ЕС затратил на НИОКР в области медицинских технологий, авиации, фармацевтики и других наукоемких сфер 164 млрд евро (166,6 млрд долл.), а США – 288 млрд евро (285,6 млрд долл.). Если в США доля частного сектора в общих расходах на НИОКР составляет 68,2%, то в ЕС – 56,3% 1. Серьезно отстает ЕС и по показателям инновационной активности, в частности по доле в ВВП венчурного капитала, капитализации новых компаний, рынка информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. В 90-е годы ослабли позиции стран Западной Европы на мировых рынках новейших технологий.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.Организации авиакосмических НИОКР в ЕС…………. . . . . . . . . . . . . . .
2.Рамочные программы ЕС…………………………... . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.Организации координации НИОКР в ЕС…….……………….…………..
4. Европейское сообщество по атомной энергии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Мой доклад_итог.docx

— 45.90 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
(РГТЭУ)

 

 

 

Кафедра менеджмента торговой организации

 

 

4 курс  очного отделения                                                                    

специальность 080507

«Менеджмент организации »

группа 41 ФУ

 

 

Доклад

по  дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

 

на  тему:  «Научно-исследовательские организации и программы ЕС»

 

Исполнитель: Зубкова Полина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

Оглавление

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.Организации  авиакосмических НИОКР в ЕС…………. . . . . . . . . . . . . . .

2.Рамочные программы ЕС…………………………... . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.Организации координации НИОКР в ЕС…….……………….…………..

4. Европейское сообщество  по атомной энергии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

3

6

11

16

18

19

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Курс на создание конкурентоспособной  инновационной экономики был  взят на саммите ЕС, состоявшемся в  марте 2000 г. в Лиссабоне, а в начале 2002 г. в г. Барселоне Совет Европы сформулировал ряд конкретных задач  в области стимулирования инновационного развития. Среди них – увеличение к 2010 г. доли затрат на НИОКР в странах  ЕС с 1,9 до 3% ВВП, прежде всего за счет роста ассигнований частного сектора; дальнейшая вертикальная и горизонтальная координация инновационной политики; создание единого Европейского исследовательского пространства с учетом расширения Евросоюза.

В настоящее время ЕС в среднем  направляет на НИОКР 1,9% ВВП, в то время  как США – 2,64, Япония – 3,04% (в ряде европейских стран этот показатель выше – в Швеции 3,6%, Финляндии 3,1%). В 2000 г. ЕС затратил на НИОКР в области  медицинских технологий, авиации, фармацевтики и других наукоемких сфер 164 млрд евро (166,6 млрд долл.), а США – 288 млрд евро (285,6 млрд долл.). Если в США доля частного сектора в общих расходах на НИОКР  составляет 68,2%, то в ЕС – 56,3% 1. Серьезно отстает ЕС и по показателям инновационной активности, в частности по доле в ВВП венчурного капитала, капитализации новых компаний, рынка информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. В 90-е годы ослабли позиции стран Западной Европы на мировых рынках новейших технологий.

Отставание Западной Европы от конкурентов  во многом вызвано специфическими чертами  этого региона, в частности высокой  долей госсектора, недостаточными стимулами  к предпринимательству, различиями в национальных инновационных системах, характере и степени инновационного развития государств – членов Евросоюза. В результате расширения ЕС новые членыпривнесут и собственные негативные особенности научно-технического развития, оставшиеся от планово-государственной экономики. В последнее время ЕС смог добиться некоторых сдвигов в реализации стратегии инновационного развития. Ряд стран (в частности Великобритания) увеличили расходы на НИОКР или отказались от их запланированного сокращения (например, Франция), начали использовать новые механизмы стимулирования инновационной деятельности в предпринимательском секторе.

Так, английское правительство поставило  цель увеличить в 2003 г. за счет частного бизнеса национальные расходы на НИОКР с 1,9 до 2,8% ВВП. Этому должны способствовать такие меры, как введенный  в апреле 2002 г. налоговый кредит для  осуществляющих НИОКР малых и  средних фирм; расширение и уточнение  работ, квалифицируемых как НИОКР; отмена около 40 норм, регулирующих деятельность компаний. По расчетам министерства финансов, в результате налогового кредита  сумма экономии для малых и  средних предприятий достигнет 150 млн ф. ст. в год, что составляет 1/3 расходов на НИОКР в этом секторе. Данная налоговая льгота распространится  на 4 500 фирм с занятостью не более 250 человек, годовым оборотом, не превышающим 25 млн ф. ст. (40 млн евро), и ежегодными расходами на НИОКР в размере  не менее 25 тыс. ф. ст. На их долю приходится около 10% затрат на НИОКР в частном  секторе.

Отсутствие серьезного прогресса  в инновационном развитии, проблемы в связи с расширением Евросоюза, старение населения – все эти  факторы легли в основу предложений  Еврокомиссии по новым направлениям инновационной политики. Эти предложения  сформулированы в документе «Инновационная политика: современные подходы в  контексте Лиссабонской стратегии»3, где выделены следующие приоритеты:

• улучшение инновационной среды путем усиления инновационной составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

• стимулирование рыночного спроса на инновации и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к нововведениям;

• стимулирование инноваций в госсекторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;

• усиление региональной инновационной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организации авиакосмических НИОКР в Европе

 

 

В Европейском  Союзе исследования в области  авиации и космонавтики осуществляются на основании разработанного и принятого  документа: «Европейская аэронавтика: видение на 2020 г.» ("European Aeronautics: A Vision for 2020"). В соответствии с этой концепцией в Европе в 2001 г. был создан Консультативный совет по исследованиям в аэронавтике (Advisory Council for Aeronautics Research in Europe (ACARE)).

Совет ACARE имеет достаточно сложную структуру. Он включает в свой состав:

  • свыше 40 членов;
  • 2-х сопредседателей;
  • представителей 27 стран-членов ЕС;
  • 2-х представителей Еврокомиссии (общих директоратов (DG) RTD и TREN);
  • 3-х представителей исследовательских организаций (DLR, ONERA, NLR);
  • 9-х представителей промышленных фирм (LIEBHERR-AEROSPACE LINDENBERG GmbH, SAFRAN, SMITHS AEROSPACE, BAE SYSTEMS, THALES Avionics, SABCA, ROLLS-ROYCE plc, AIRBUS S.A.S., Alenia Aeronautica S.p.A.);
  • представителей Ассоциации европейских авиалиний (Association of European Airlines), аэропорта Дубровник, Европейского агентства авиационной безопасности (European Aviation Safety Agency) и представителя организации EUROCONTROL.

Генеральной целью ACARE определено формирование и  продвижение Перечня стратегических исследований (Strategic Research Agenda), который  должен воздействовать на все заинтересованные органы и организации при формировании программ исследований, особенно национальных программ и программ ЕС, с тем, чтобы  они придерживались положений документа  «Европейская аэронавтика: видение  на 2020 г.» и установленных в нем целей.

Для реализации указанной генеральной цели ACARE выполняет  следующие функции:

  • инициирует подготовку и одобряет Перечень стратегических исследований и периодически его обновляет;
  • дает стратегические и оперативные рекомендации, а также проводит исследования Комиссии ЕС по реализации Перечня стратегических исследований и достижению целевых установок документа «Европейская аэронавтика: видение на 2020 г.»;
  • оценивает общие результаты и выгоды выполнения Перечня стратегических исследований для стран-членов ЕС, Еврокомиссии и заинтересованных органов и организаций;
  • рекомендует меры по оптимизации использования существующей инфраструктуры исследований и обеспечению экономической эффективности инвестиций, а также меры по улучшению политики в области образования для воспроизводства исследователей, инженеров и лиц других профессий, в которых нуждается авиационный сектор экономики;
  • разрабатывает и осуществляет стратегию Еврокомиссии по поддержке осведомленности в Перечне стратегических исследований и распространении информации по исследовательским программам заинтересованных сторон для облегчения нахождения консенсуса по приоритетам.

Для решения  этих и других задач созданы специализированные научно-исследовательские центры.

Ведущими  научными центрами Европы в аэрокосмической  области являются государственные  организации DLR, ONERA, NLR. При координации со стороны ACARE они ведут разработки в рамках Перечня стратегических исследований, в том числе, во взаимодействии с промышленностью.

Поддержка НИОКР со стороны государств осуществляется не только прямым финансированием конкретных работ. Большое значение имеет институциональное  содействие, носящее долговременный характер и ориентированное на поддержку научных учреждений. Например, в Германии это, прежде всего, субсидии, предоставляемые федерацией и землями в рамках совместного финансирования исследовательских учреждений.

Вкратце об основных исследовательских центрах  Европы в области авиации.

Французский авиационно-космический исследовательский центр ONERA. Здесь ведутся все направления исследований, связанные с разработкой летательных аппаратов (ЛА): от самолетов и вертолетов до ракет и космических аппаратов. ONERA находится в подчинении Министерства обороны и получает государственное финансирование в размере более 50% от фактически необходимого. Главными задачами ONERA являются:

  • формирование основных направлений научных исследований в масштабах страны, организация их проведения, при сохранении собственной лидирующей роли в аэрокосмической области;
  • оказание помощи государственным учреждениям, занимающимся разработкой и координацией гражданской и военной аэрокосмической политики;
  • коммерциализация результатов своей деятельности, передача их внедренческих компаниям, поощрение использования этих результатов промышленностью, включая неаэрокосмический сектор экономики;
  • поддержка образовательной политики государства.

ONERA имеет разветвленную структуру из пяти региональных центров, обладает мощной экспериментальной базой с десятками аэродинамических труб, установок для исследования проблем прочности, акустики и т.п. Аэродиоамические оборудование ONERA удовлетворяет всем потребностям Франции и ее европейских партнеров в проведении испытаний в широком диапазоне скоростей потока: от дозвуковых до гиперзвуковых скоростей, соответствующих числу М=20.

В прошлом ONERA полностью финансировался государством. Сокращение госзаказа в течение последних 10 лет привело к внедрению новых рыночных подходов в деятельности центра. Было создано новое подразделение по стратегическому планированию и развитию бизнеса. Оно проводит анализ потребностей в наукоемких разработках и исследованиях во Франции, а также на аэрокосмических рынках Европы и всего мира. Подразделение организационно поддерживает участие Франции в Европейских исследовательских программах.

Немецкий  аэрокосмический центр DLR выполняет, наряду с исследовательскими, еще и функции немецкого космического агентства. DLR управляет космической деятельностью Германии от имени правительства страны. Кроме космической тематики, центр работает в сфере аэронавтики, энергетики, транспорта, высокотехнологичных инноваций и трансфера технологий.

Структурно DLR состоит из 30 институтов, расположенных  в 8 городах. В общей сложности в центре работает около 5000 человек. Примерно 65% финансирования поступает из государственной казны, 35% — средства, заработанные по рыночным контрактам.

Руководят текущей работой DLR президент и правление, состоящее из 5 человек. В формировании стратегии развития центра принимают участие генеральная ассамблея DLR и научно-технический совет, имеющие рекомендательные функции.

Национальный  авиационный исследовательский центр Великобритании «QinetiQ» на сегодня - наиболее крупный в Европе исследовательский центр, насчитывающий около 9000 сотрудников. Находится в процессе приватизации. В настоящее время идет глубокая реструктуризация центра во всех региональных отделениях, а их более 35.

Главные задачи, которые ставит перед  центром его новое руководство, сводятся к следующему:

  • оставаться ведущей научно-исследовательской организацией, выполняющей работы в интересах Министерства обороны;
  • разрабатывать востребованные на рынке технологии в области транспорта, здравоохранения, энергетики, телекоммуникаций;
  • создавать совместные предприятия, в том числе с зарубежными компаниями, для продвижения своих технологий на глобальные рынки.

Голландский национальный исследовательский центр NLR специализируется в области аэрокосмических исследований и разработок. Это первый в Европе частный национальный научный центр. Около 75% средств на свое существование NLR зарабатывает за счет исследовательских контрактов, 25% составляют государственные субсидии как на поддержание и разработку уникальной исследовательской базы, так и на проведение фундаментальных исследований. Численность 900 человек. Региональные центры расположены в Амстердаме, Маркнессе и Уде Меере.

Спектр исследований центра весьма широк:

  • динамика жидкости, прикладная и вычислительная аэродинамика, аэроупругость, аэроакустика;
  • вибрации, динамика полета, моделирование и тренажеростроение;
  • человеческий фактор в динамике полета, разнообразные вопросы развития воздушного транспорта, летные испытания и безопасность, аэропорты и управление воздушным движением, влияние авиации на окружающую среду;
  • информационные и коммуникационные технологии, авионика, прочность и материалы, исследования космоса.

Информация о работе Научно-исследовательские организации и программы ЕС