Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 23:48, доклад
В настоящее время ЕС в среднем направляет на НИОКР 1,9% ВВП, в то время как США – 2,64, Япония – 3,04% (в ряде европейских стран этот показатель выше – в Швеции 3,6%, Финляндии 3,1%). В 2000 г. ЕС затратил на НИОКР в области медицинских технологий, авиации, фармацевтики и других наукоемких сфер 164 млрд евро (166,6 млрд долл.), а США – 288 млрд евро (285,6 млрд долл.). Если в США доля частного сектора в общих расходах на НИОКР составляет 68,2%, то в ЕС – 56,3% 1. Серьезно отстает ЕС и по показателям инновационной активности, в частности по доле в ВВП венчурного капитала, капитализации новых компаний, рынка информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. В 90-е годы ослабли позиции стран Западной Европы на мировых рынках новейших технологий.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.Организации авиакосмических НИОКР в ЕС…………. . . . . . . . . . . . . . .
2.Рамочные программы ЕС…………………………... . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.Организации координации НИОКР в ЕС…….……………….…………..
4. Европейское сообщество по атомной энергии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Голландский центр часто выступает в качестве научного брокера, организуя контакты заинтересованных сторон и зарабатывая на предоставлении своей структуры для проведения междкнародных исследовательских программ.
Центры ONERA, DLR, «QinetiQ» и NLR проводят хорошо согласованную научную политику в рамках европейских научно-исследовательских программ.
В целом, западные государства, являясь
важным заказчиком авиационной и
космической техники, влияют на развитие
отрасли посредством
Госаппарат также выступает в роли арбитра и «регулятора» на коммерческом рынке. При этом авиационная промышленность как в США, так и в других зарубежных странах является важным объектом строгого госрегулирования, субсидирования и ограничительных мер. Кроме того, государство играет главенствующую роль в реализации мер обеспечения безопасности полетов, эффективности управления воздушным движением.
В США
и в ЕС используется централизованный
подход при формировании политики в
области НИОКР по аэронавтике. Этот
подход основан на целях и задачах
в области таких НИОКР, достижение
которых необходимо для реализации
генеральных установок в
Рамочные программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий или Рамочные программы или сокращенно РП1 - РП8 - программы финансирования, созданные ЕС с целью поддержки и поощрения исследований в Европейском исследовательском пространстве. Конкретные цели и действия в программах варьируются в разных финансовых периодах.
Проведение общеевропейской политики исследований и реализация европейских исследовательских программ является обязательством членов ЕС по Амстердамскому договору, который включает в себя главу, посвященную исследованиям и технологическому развитию. Необходимость международного сотрудничества и выполнения общеевропейских исследовательских программ вызвана тем, что странам-членам ЕС по отдельности становится всё труднее играть ведущую роль во многих важных направлениях научно-технического прогресса.
Первые 6 рамочных программ охватывали периоды по 5 лет, но начиная с РП7, программы будут продолжаться по 7 лет. Сроки проведения и бюджеты программ:
Рамочная программа |
Период |
Бюджет в миллиардах |
Первая |
1984–1988 |
€3.75 |
Вторая |
1987–1991 |
€5.396 |
Третья |
1990–1994 |
€6.6 |
Четвертая |
1994–1998 |
€13.215 |
Пятая |
1998–2002 |
€14.96 |
Шестая |
2002–2006 |
€17.883 |
Седьмая |
2007–2013 |
€50.521 на протяжении 7 лет |
Восьмая |
2014–2020 |
€80 (оценка) |
7-я Рамочная программа
научных исследований и
7-я Рамочная программа
научных исследований и
Задача программы —
создать научно-
Цели создания европейского научного пространства (ЕНП):
Задача ЕНП — обеспечить
максимально эффективное
7РП открыта всему миру:
представители стран, не
Что касается Беларуси, России и других стран СНГ (в 6РП эти страны проходили под общим названием «NIS» или «Новые независимые государства бывшего СССР»), то здесь по сравнению с 6РП есть ряд отличий. В 6РП NIS имели особый статус: помимо «обычных» возможностей участия в проектах 6РП, имеющихся у третьих стран, они имели дополнительную возможность сотрудничать со своими европейскими коллегами через ИНТАС. С принятием Европейской комиссией решения о ликвидации ИНТАС в 7РП эта дополнительная возможность исчезает.
Восточно-Европейский и
Центрально-Азиатский регион (таково
новое название стран СНГ в 7РП
– EECA, Eastern European and Central Asia region) является
одним из 6 целевых регионов в области
международного сотрудничества или т.н.
INCO-регионов (INCO = International Co-
При этом особо подчеркивается соседствующее с ЕС положение Восточно-Европейского и Центрально-Азиатского региона.
Входящие в указанные 6 регионов страны могут не только участвовать в проектах 7РП, но и получать на выполнение своей части работ по проектам средства от Еврокомиссии. При этом в отличие от стран-членов ЕС и ассоциированных стран они не принимают участия в формировании бюджета программы.
В 7РП, как и в предыдущей программе, делается акцент на крупные проекты с большим количеством участников и многомиллионным бюджетом — большие Совместные проекты (large Collaborative Projects) и Сети превосходства (Network of Excellence). Финансируются и менее значительные по размерам типы проектов, однако у всех у них есть два главных общих требования:
Особо приветствуется участие производственных, в первую очередь, малых и средних предприятий. Они рассматриваются как один из важнейших источников инноваций и новых технологий, поэтому политика ЕС будет направлена на максимальную поддержку этого сектора.
В соответствии с положениями договора о создании ЕС рамочные программы, в целом, преследуют три стратегические цели:
Именно эти цели являются основой для выбора приоритетов. В 7РП утверждены 10 тематических приоритетных направлений:
Научные исследования в рамках указанных тематических приоритетных направлений объединены в один из 4-х и самый крупный раздел 7РП – «Сотрудничество». Другие три раздела программы – «Идеи», «Люди» (кадровые ресурсы) и «Инфраструктура». Частью 7РП является и программа по ядерным исследованиям «Евроатом» с бюджетом 2,7 млрд. евро на 2007-2011 гг.
Международное сотрудничество рассредоточено по трем разделам 7РП и является неотъемлемой составляющей программы «Евроатом». В разделе «Сотрудничество» оно предполагает совместное с партнерами из ЕС участие в проектах, причем, на практически равных с ними условиях. В разделе «Инфраструктура» оно сконцентрировано в специальном подразделе «Международное сотрудничество», через конкурсы которого финансируются проекты, направленные на координацию и содействие участию третьих стран в 7РП; возможно участие третьих стран и в проектах, организуемых с целью поддержки малых и средних предприятий. В рамках раздела «Люди» ученые третьих стран могут участвовать в целом ряде мероприятий, направленных на развитие научной карьеры, в том числе молодых специалистов, обмен опытом, информацией и др.
Большое значение для координации национальных инновационных политик имеют мероприятия ЕС по сбору, анализу, оценке и распространению информации о состоянии инновационной деятельности в странах-членах и наиболее успешных примерах инновационной политики. В их числе:
• Европейский инновационный таблоид (the European Innovation Scoreboad) – ежегодные данные о состоянии науки, техники, инновационного поведения компаний и инновационной среды;
• деятельность электронной службы информации ЕС по НИОКР и инновационной политике – CORDIS, в рамках которой предоставляются также сведения о возможностях использования результатов работ по проектам ЕС (Technology Marketplace).
Все эти информационные мероприятия выходят за рамки программ НИОКР, финансируемых из фондов ЕС, и охватывают всю инновационную деятельность стран Западной и Центральной Европы.
4. Европейское сообщество по атомной энергии.
Европейское сообщество по атомной энергии (сокр. Евратом) — международная организация членов Европейского союза.
Европейское сообщество по атомной энергии было создано в связи с подписанием Римских соглашений в 1957 году.
Успехи ЕОУС и провал планов создания Европейского оборонного сообщества закрепили приоритеты западноевропейской интеграции: от отдельных отраслей к комплексу финансово-экономической сферы, от экономики к политике. На конференции в Мессине в 1955 году министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики.
В 1956 г. комитет под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака представил доклад, который стал основой для последующих переговоров представителей «шестёрки».
Эти переговоры завершились подписанием 25 марта 1957 года Римских договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое в публицистике стали называть «общий рынок».
Договоры о ЕЭС и Евратоме вступили в силу с 1 января 1958 года.
Первоначально его членами были Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия,
Информация о работе Научно-исследовательские организации и программы ЕС