Научно-исследовательские организации и программы ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 23:48, доклад

Описание работы

В настоящее время ЕС в среднем направляет на НИОКР 1,9% ВВП, в то время как США – 2,64, Япония – 3,04% (в ряде европейских стран этот показатель выше – в Швеции 3,6%, Финляндии 3,1%). В 2000 г. ЕС затратил на НИОКР в области медицинских технологий, авиации, фармацевтики и других наукоемких сфер 164 млрд евро (166,6 млрд долл.), а США – 288 млрд евро (285,6 млрд долл.). Если в США доля частного сектора в общих расходах на НИОКР составляет 68,2%, то в ЕС – 56,3% 1. Серьезно отстает ЕС и по показателям инновационной активности, в частности по доле в ВВП венчурного капитала, капитализации новых компаний, рынка информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. В 90-е годы ослабли позиции стран Западной Европы на мировых рынках новейших технологий.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.Организации авиакосмических НИОКР в ЕС…………. . . . . . . . . . . . . . .
2.Рамочные программы ЕС…………………………... . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.Организации координации НИОКР в ЕС…….……………….…………..
4. Европейское сообщество по атомной энергии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Мой доклад_итог.docx

— 45.90 Кб (Скачать файл)

Голландский центр часто выступает в качестве научного брокера, организуя контакты заинтересованных сторон и зарабатывая на предоставлении своей структуры для проведения междкнародных исследовательских программ.

Центры ONERA, DLR, «QinetiQ» и NLR проводят хорошо согласованную научную политику в рамках европейских научно-исследовательских программ.

В целом, западные государства, являясь  важным заказчиком авиационной и  космической техники, влияют на развитие отрасли посредством финансирования НИОКР. При этом администрации играют важную роль в передаче технологий и стимулируют конкурентоспособность авиатехники на рынках.

Госаппарат  также выступает в роли арбитра  и «регулятора» на коммерческом рынке. При этом авиационная промышленность как в США, так и в других зарубежных странах является важным объектом строгого госрегулирования, субсидирования и ограничительных  мер. Кроме того, государство играет главенствующую роль в реализации мер  обеспечения безопасности полетов, эффективности управления воздушным  движением.

В США  и в ЕС используется централизованный подход при формировании политики в  области НИОКР по аэронавтике. Этот подход основан на целях и задачах  в области таких НИОКР, достижение которых необходимо для реализации генеральных установок в области  аэронавтики. Выработка такого подхода  осуществляется на межведомственной основе и на основе государственно-частного партнерства с привлечением представителей промышленности, научной общественности, воздушного транспорта и других заинтересованных органов и организаций. В США  при этом более четко конкретизированы сферы ответственности и функции  государства, министерств и ведомств по реализации национальной политики в области НИОКР по аэронавтике. Целевые установки и приоритеты исследований, определенные в политике в области НИОКР по аэронавтике  реализуются посредством стратегических планов и бюджетных программ соответствующих  ведомств США, Рамочных программ ЕС и  Рабочих программ по их выполнению.

 

  1. Рамочные программы ЕС

 

Рамочные  программы Европейского Союза по развитию научных исследований и  технологий или Рамочные программы или сокращенно РП1 - РП8 - программы финансирования, созданные ЕС с целью поддержки и поощрения исследований в Европейском исследовательском пространстве. Конкретные цели и действия в программах варьируются в разных финансовых периодах.

Проведение  общеевропейской политики исследований и реализация европейских исследовательских  программ является обязательством членов ЕС по Амстердамскому договору, который включает в себя главу, посвященную исследованиям и технологическому развитию. Необходимость международного сотрудничества и выполнения общеевропейских исследовательских программ вызвана тем, что странам-членам ЕС по отдельности становится всё труднее играть ведущую роль во многих важных направлениях научно-технического прогресса.

Первые 6 рамочных программ охватывали периоды по 5 лет, но начиная с  РП7, программы будут продолжаться по 7 лет. Сроки проведения и бюджеты  программ:

Рамочная программа

Период

Бюджет в миллиардах

Первая

1984–1988

€3.75

Вторая

1987–1991

€5.396

Третья

1990–1994

€6.6

Четвертая

1994–1998

€13.215

Пятая

1998–2002

€14.96

Шестая

2002–2006

€17.883

Седьмая

2007–2013

€50.521 на протяжении 7 лет 
+ €2.7 для Евратома на протяжении 5 лет

Восьмая

2014–2020

€80 (оценка)


 

7-я Рамочная программа  научных исследований и технологического  развития Европейского Союза

7-я Рамочная программа  научных исследований и технологического  развития Европейского Союза  на 2007–2013 гг. (7РП) — одна из крупнейших в мире программ финансирования научных исследований стоимостью 50,521 млрд. евро. Она финансируется из общего бюджета Евросоюза.

Задача программы —  создать научно-технологическую  основу для ускоренного экономического развития объединенной Европы, роста  ее конкурентоспособности в мире, повысить занятость, вывести ЕС на уровень  наиболее развитых в научно-технологическом  отношении государств, построить  единое европейское научное пространство.

Цели создания европейского научного пространства (ЕНП):

  • создание максимально благоприятных условий для проведения научных исследований в Европе;
  • повышение результативности научных исследований;
  • усиление инновационных процессов в Европе.

Задача ЕНП — обеспечить максимально эффективное использование  научного потенциала и материальных ресурсов стран ЕС, учитывая накопленный  ими опыт и достижения, на основе тесной взаимосвязи европейской  и национальной научной политики, обмена знаниями и информацией, а  также свободного передвижения ученых в границах стран ЕС.

7РП открыта всему миру: представители стран, не являющихся  членами ЕС, могут участвовать  в ее проектах, причем это решение  Европарламента обеспечено финансированием.  В этом плане 7РП продолжает  традиции своей предшественницы.

Что касается Беларуси, России и других стран СНГ (в 6РП эти страны проходили под общим названием  «NIS» или «Новые независимые государства  бывшего СССР»), то здесь по сравнению  с 6РП есть ряд отличий.  В 6РП NIS имели особый статус: помимо «обычных» возможностей участия в проектах 6РП, имеющихся у третьих стран, они имели дополнительную возможность сотрудничать со своими европейскими коллегами через ИНТАС. С принятием Европейской комиссией решения о ликвидации ИНТАС в 7РП эта дополнительная возможность исчезает.

Восточно-Европейский и  Центрально-Азиатский регион (таково новое название стран СНГ в 7РП – EECA, Eastern European and Central Asia region) является одним из 6 целевых регионов в области международного сотрудничества или т.н. INCO-регионов (INCO = International Co-operation):

  1. Западно-Балканский регион
  2. Средиземноморские страны-партнеры
  3. Восточно-Европейский и Центрально-Азиатский регион
  4. Латинская Америка
  5. Африка и Карибско-Тихоокеанский регион
  6. Азия

При этом особо подчеркивается соседствующее с ЕС положение   Восточно-Европейского и Центрально-Азиатского региона.

Входящие в указанные 6 регионов страны могут не только участвовать  в проектах 7РП, но и получать на выполнение своей части работ по проектам средства от Еврокомиссии. При этом в отличие от стран-членов ЕС и  ассоциированных стран  они не принимают участия в формировании бюджета программы.

В 7РП, как и в предыдущей программе, делается акцент на крупные  проекты с большим количеством  участников и многомиллионным бюджетом — большие Совместные проекты (large Collaborative Projects) и Сети превосходства (Network of Excellence). Финансируются и менее  значительные по размерам типы проектов, однако у всех у них есть два  главных общих требования:

  1. проект должен быть направлен на решение европейских задач и соответствовать приоритетным направлениям программы;
  2. минимальный состав участников проекта (а участником является любая официально зарегистрированная организация независимо от формы собственности, размера и сферы деятельности — университетская, академическая, промышленная и др.) — три организации из трех различных стран–членов, кандидатов в члены ЕС или ассоциированных стран.

Особо приветствуется участие  производственных, в первую очередь, малых и средних предприятий. Они рассматриваются как один из важнейших источников инноваций и новых технологий, поэтому политика ЕС будет направлена на максимальную поддержку этого сектора.

В соответствии с положениями  договора о создании ЕС рамочные программы, в целом, преследуют три стратегические цели:

  1. укрепление научно-технологической базы европейской промышленности,
  2. повышение ее конкурентоспособности на международной арене,
  3. создание новых рабочих мест в экономике.

Именно эти цели являются основой для выбора приоритетов. В 7РП утверждены 10 тематических приоритетных направлений:

  1. Здоровье .
  2. Питание, сельское и рыбное хозяйство, биотехнологии .
  3. Информационные и коммуникационные технологии .
  4. Нанонауки, нанотехнологии, материалы и  новые производственные технологии .
  5. Энергетика .
  6. Окружающая среда, включая изменения климата .
  7. Транспорт, включая аэронавтику .
  8. Социально-экономические и гуманитарные науки .
  9. Космос .
  10. Безопасность .

Научные исследования в рамках указанных тематических  приоритетных направлений объединены в один из 4-х и самый крупный раздел 7РП – «Сотрудничество». Другие три раздела программы – «Идеи», «Люди» (кадровые ресурсы) и «Инфраструктура». Частью 7РП является и программа по ядерным исследованиям «Евроатом» с бюджетом 2,7 млрд. евро на 2007-2011 гг.

Международное сотрудничество рассредоточено по трем разделам 7РП и является неотъемлемой составляющей программы «Евроатом». В разделе «Сотрудничество» оно  предполагает совместное с партнерами из ЕС участие в проектах, причем, на практически равных с ними условиях. В разделе «Инфраструктура» оно сконцентрировано в специальном подразделе «Международное сотрудничество», через конкурсы которого финансируются проекты, направленные на координацию и содействие участию третьих стран в 7РП; возможно участие третьих стран и в проектах, организуемых с целью поддержки малых и средних предприятий. В рамках раздела «Люди» ученые третьих стран могут участвовать в целом ряде мероприятий, направленных на развитие научной карьеры, в том числе молодых специалистов, обмен опытом, информацией и др.

 

  1. Организации координации НИОКР в ЕС.

 

Большое значение для координации  национальных инновационных политик  имеют мероприятия ЕС по сбору, анализу, оценке и распространению информации о состоянии инновационной деятельности в странах-членах и наиболее успешных примерах инновационной политики. В их числе:

• Европейский инновационный таблоид (the European Innovation Scoreboad) – ежегодные данные о состоянии науки, техники, инновационного поведения компаний и инновационной среды;

• деятельность электронной службы информации ЕС по НИОКР и инновационной политике – CORDIS, в рамках которой предоставляются также сведения  о возможностях использования результатов работ по проектам ЕС (Technology Marketplace).

Все эти информационные мероприятия  выходят за рамки программ НИОКР, финансируемых из фондов ЕС, и охватывают всю инновационную деятельность стран Западной и Центральной  Европы.

 

4. Европейское сообщество по атомной энергии.

Европейское сообщество по атомной  энергии (сокр. Евратом) — международная организация членов Европейского союза.

Европейское сообщество по атомной  энергии было создано в связи  с подписанием Римских соглашений в 1957 году.

Успехи ЕОУС и провал планов создания Европейского оборонного сообщества закрепили приоритеты западноевропейской интеграции: от отдельных отраслей к комплексу финансово-экономической сферы, от экономики к политике. На конференции в Мессине в 1955 году министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики.

В 1956 г. комитет под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака представил доклад, который стал основой для последующих переговоров представителей «шестёрки».

Эти переговоры завершились подписанием 25 марта 1957 года Римских договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое в публицистике стали называть «общий рынок».

Договоры о ЕЭС и Евратоме вступили в силу с 1 января 1958 года.

Первоначально его членами были Франция,  Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и ФРГ. По мере расширения Европейского экономического сообщества, а затем и Европейского союза все новые государства-члены присоединялись также и к Евратому. В настоящий момент в Евратоме состоят все 27 государств-членов Евросоюза.

Информация о работе Научно-исследовательские организации и программы ЕС