Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:31, реферат
Ученые разрабатывают специальные программы, цель которых — социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются: критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу; обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения; изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку; утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.
Введение…………………………………………………………………...…2
Основная часть……………………………………………………………….3-14
Заключение………………………………………………………………...…15
Список литературы………………………………………………………..…16
Содержание
Сегодня, когда диалектика общественного
развития обусловила создание и утверждение
новых социальных установок и
новой социальной политики, а также
формирование нового социального мышления,
социальная работа приобретает все
более четкие структурные очертания
как особый вид профессиональной,
научной и образовательной
Понятие «социальная инновация» можно
определить как сознательно организуемое
нововведение или новое явление
в практике социальной работы, формирующееся
на определенном этапе развития общества
в соответствии с изменяющимися
социальными условиями и
Социальные инновации имеют
ряд особенностей по сравнению с
материально-техническими. Если первые
являются, как правило, результатом
коллективного творчества, то при
разработке материально-технических
инноваций преобладает
Социальные инновации весьма разнообразны,
что в первую очередь обусловлено
многообразием явлений
Исходя из понятия уровня и объема
социальных нововведений можно выделить
инновации глобального
По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.
По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.
В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить педагогические, образовательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д.
Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.
Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.
В философском плане социальные
инновации развиваются как
Процесс развития общества идет посредством обновления и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.
Под инновационным процессом
Период от возникновения до практического
применения нового представляет собой
инновационный цикл, продолжительность
которого может варьировать в
зависимости от многих факторов, вызывающих
торможение процесса. Среди основных
факторов торможения можно выделить
социально-экономические и
К первой группе относятся прежде всего острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.
Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременной кампании). К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.
Ученые разрабатывают
На основе этих программ можно разработать механизм, способствующий ослаблению действия факторов торможения за счет стимулирования творчества работников1:
• создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;
• стимулирование инновационной деятельности молодых работников;
• регулярное проведение конкурсов инноваций;
• материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).
Социальной базой, субъектом социальных нововведений являются инноваторы. А.И. Пригожий предлагает квалифицировать их по ряду оснований: по типу инновационной деятельности — создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества); по отношению к основной специальности — профессионалы и самодеятельные инноваторы; но количеству участвующих — коллективные и индивидуальные инноваторы; по предмету инновационной деятельности — инноваторы — разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений.
В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине — современные методы лечения от алкоголизма, на производстве — новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике — новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обучению. Оно не только передает социальный опыт одного поколения другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.
В связи с тем что многие организаций
и предприятия социальной направленности
вынуждены постоянно
Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе2. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.
Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, основанного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.
Инновационный метод развивался в виде различных форм:
• инновационная игра как метод исследования и развития организаций;
• игровые программы, предписывающие способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем;
• социотехническая игра, основанная на принципах работы социальных технологов;
• «императивная» форма, возникшая
при разделении инновационной игры
на метод и форму его
• матричная форма, сочетающая в себе правила инновационного метода и базовой технологии действий по исследованию,
обучению и практическим действиям.
Человек стремится внести в окружающий его мир определенный порядок, используя имеющиеся в его распоряжении образцы и программы. Этот процесс назван «онтологическим синтезом», или «онтосинтезом», который становится основой и механизмом осуществления эффективных действий.
Разрешение кризисных ситуаций в жизнедеятельности социальных систем реализуется способами, разработанными в рамках инновационной методологии, ориентированной на выработку средств поиска и реализации принципиально новых технологий. Одним из таких способов является программное инновирование социальных систем, которое строится на основе ряда базовых принципов1:
1) ориентация на обновление и
трансформацию всей
2) принцип «предельной цели»: стратегические цели, разрабатываемые для данной организации ее представителями, должны быть на пределе возможного;
3) принцип «пульсирующего
4) принцип «кумулятивной
5) принцип «интегративного
6) принцип «выращивания
Указанные принципы позволяют работать не с кризисными ситуациями как таковыми, а формировать альтернативные системы и отношения, содержащие механизмы, препятствующие возникновению кризисов и конфликтов.
Информация о работе Нововведения в методах социальной работы