Нововведения в методах социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

Ученые разрабатывают специальные программы, цель которых — социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются: критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу; обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения; изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку; утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…2
Основная часть……………………………………………………………….3-14
Заключение………………………………………………………………...…15
Список литературы………………………………………………………..…16

Файлы: 1 файл

Реферат Инновации.docx

— 33.29 Кб (Скачать файл)

Возможность влиять на социальные процессы обусловлена рядом факторов: наличие  многосторонней информации об этих процессах, обеспечение социальными средствами регулирования, конструирование действенного организационного механизма для каждого конкретного случая. Исходя из этого заниматься инновационными разработками в социальной и организационной сферах могут те специалисты, которые владеют информацией о данном объекте и в то же время обладают практическими знаниями о происходящем. Соответствующие специальности получили распространение особенно в последние годы — «социальный технолог», «социальный инженер», «социальный конструктор» и др. Эти специалисты разрабатывают и обучают практиков инновационным социальным технологиям.

Нововведения в социальных службах  как в нашей стране, так и  за рубежом являются предметом научных  исследований, которые осуществляются по различным направлениям: исследования программ, экспериментальные социальные нововведения, исследования в области  создания методик и моделей и  т. д. Новой является модель эволюционного  исследования, которая может быть применена к самым разным способам изучения развития технологий социальной работы. Модель предполагает фазы эволюционного  исследования (фазы анализа, разработки, развития и оценки) и фазу утилизации (фаза распространения и внедрения).

Фаза анализа подразумевает  обозначение проблемы, ее идентификацию  и актуализацию. Далее производится обзор методов решения, после  чего дается практическая оценка предполагаемых методов развития. Успешным завершением  фазы анализа является принятие решения  о возможности или невозможности (целесообразности) нововведения.

Фаза разработки состоит из следующих  этапов: определение целей и направленности нововведения, установление потребности  в нововведении; определение проблем, возникающих в ходе разработки; сбор и обработка информации; поиск  и отбор альтернативных решений; соединение воедино компонентов  разработки; доводка нововведения в  реальных условиях; решение процедурных  вопросов его применения или описание способа использования нововведения. Успешное выполнение каждого этапа увеличивает вероятность того, что нововведение будет соответствовать задачам социальной службы, для решения которых оно было разработано.

Фаза развития — это процесс  исследования нововведения и его  пробного применения, проверки его  адекватности и (в случае необходимости) его доводки и переработки. Основное внимание в этой фазе уделяется составлению  плана развития, в котором необходимо определить объем работ, состав и  последовательность операций, а также  подготовке условий для пробного использования и тестирования. На этом завершается этап эволюционного  исследования,

Фаза опенки является исходным пунктом  для дальнейшего развития нововведения и дает основу для его распространения  и внедрения. При этом оцениваются  затраты, эффективность и продуктивность при нормальных рабочих условиях. Если фаза оценки приводит в целом  к положительным результатам, это  означает, что исследование дало готовое  к использованию нововведение.

Фазы распространения и внедрения  заключаются в подготовке необходимых  материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей  и его применении.

В целом эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепринятым методам исследования и требуют особой подготовки и  обучения профессиональных социальных работников.

Примером практического осуществления  инноваций являются негосударственная  пенсионная система, основанная на страховой  схеме, при которой размер пожизненной  пенсии определяется исходя из прогноза средней продолжительности жизни;модель центра социального обслуживания населения  «Раменки» в г. Москве и т.д.

Клуб «Контакты-1», объединяющий людей, имеющих инвалидность, предложил  комплексную инновационную модель системы социальных служб «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями», создающий режим равных возможностей для детей, имеющих особые проблемы. Основной задачей Центра является обучение детей и их родителей навыкам независимой жизни, В структуру Центра входят следующие службы:

• «От родителя к родителю», которая  играет ключевую роль в системе Центра и имеет целью предоставление знаний о социальных проблемах, затрагивающих  интересы детей, и путях их решения, а также участие самих родителей  в социальных процессах;

• «Персональный ассистент», предполагающая помощь человеку, имеющему инвалидность, в преодолении препятствий, мешающих ему на равных принимать участие  в жизни общества. С помощью  персонального ассистента человек  с ограниченными возможностями  может учиться в открытом учебном  заведении и работать на обычном  предприятии;

• «Выездной лицей» — экспериментальная  модель — попытка решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих  инвалидность, посредством службы «Персональный  ассистент» и специальной транспортной службы «Зеленая служба», которые предоставляют  им равные возможности: преподаватели  выезжают на дом к ребенку, а указанные  службы помогают ребенку выехать  из дома и заниматься в интегрированных  группах, организуемых в Центре.

 

 

 

 

 

 

 

 

Различные инновационные подходы  к оказанию помощи детям со специфическими нуждами в России и за рубежом.

В развитых странах за рубежом уже  сложились определенные стандарты, формы и методы работы с детьми-инвалидами. Естественно, в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные  национальным своеобразием, социально - экономическими условиями, психолого-педагогическими  традициями, ориентацией на определенные научные подходы.

В настоящее время создаются, разрабатываются  различные инновационные программы, учитывающие тенденции по оказанию комплексной помощи, индивидуального  подхода к детям со специфическими нуждами. Одна из таких программ, предложенная ООН, - это Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется, как “стратегия развития общества, проводимая с целью  реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели: изменить положение дел  в этой области, проводить обучение, с вовлечением правительства  и общественности; разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся  инвалидам” [9, с.113] . Суть РНБО заключается  в том, семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид способны самостоятельно осуществлять реабилитацию . Безусловно, им оказывается помощь и поддержка  соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости  и социальной защиты.

В США действует программа “Инклюжен” (интеграция в обучении). Модель “  Инклюжен” подразумевает, что даже ребенок с синдромом Дауна  может обучаться с нормальными  детьми. Конечно, для него разрабатываются  отдельная программа, свои облегченные  задания. Многое в успешности осуществления  программы зависит от учителя.

Широкое распространение во всем мире получила “Клоунотерапия”. Так же активно используется “Арттерапия” в оказании помощи, как детям, так и взрослым с ограниченными способностями. Но особенно важно это для детей, т.к. в детстве и юности закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Развитие художественных способностей умственно ограниченных детей особенным образом совершенствует их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности. Художественное творчество используется и как средство объединения детей с ограниченными способностями и без них, т.к. здесь важно только наличие дара, через который общность между детьми проявляется быстрее.

В России Институтом развития личности РАО (Москва) при участии кандидата  педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана “Игротерапия”. Она  рекомендована для использования  психологами, социальными работниками  и педагогами в работе с детьми с ограниченными возможностями (3-9 лет). Игротерапия применяется для  предупреждения и коррекции невротических  реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. В игру включаются средства “Арттерапии”. Параллельно  с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями. Таким образом, в рамках Федеральной  программы “Дети России” на основе русских народных сказок (“Репка”, ”Гуси-лебеди” и другие) были разработаны  и апробированы в реабилитационном центре “Сломанный цветок” игротерапевтические  аттракционы для детей дошкольного  и младшего школьного возраста. “Особенностью  разработанных аттракционов является активное использование игровых  способов общения ребенка с игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том, что  с первых шагов общения с ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в самый  понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны”. [15, с.59].

Для детей с ДЦП английская фирма  “Рэхаб энд медикал” предлагает программу  “Развитие основных навыков движения через обучения” (РОНДО). Учебный план РОНДО ориентирован на активную деятельность и предназначен для обучения основным двигательным навыкам, необходимым в дальнейшей жизни, как в домашней обстановке, так и в обществе. Курс обучения учитывает естественную механику тела, рассматриваемую совместно с учебным процессом. Эта программа является результатом пятилетней совместной деятельности учителей и врачей графства Керн (Англия). Фирма “Рехабс энд медикал” занимается так же поставкой специального оборудования для механотерапии и психотерапии [17, с.55] .

В России была разработана комплексная  инновационная модель “Центр независимой  жизни для детей с ограниченными  возможностями”. Это система социальных служб, которые в условиях дискриминирующего  законодательства, недоступной государственной  архитектурной среды и консервативного  в отношении инвалидов общественного  сознания, создает режим равных возможностей для детей с особыми проблемами. Основная задача модели - обучение детей  и родителей умениям и навыкам  независимой жизни. В работе используются следующие формы оказания помощи: беседы, семинары, творческие кружки, исследования, проведение различных мероприятий, создание служб (например “От родителя к родителю”), обучение родителей, представительство  интересов, оказание помощи на дому и  т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В силу нестабильности современного российского общественного развития и неразвитости системы социального  обслуживания социальные работники  должны в полной мере обладать знаниями и навыками в сфере применения социальных инноваций и мотивацией к позитивному изменению действительности. Сегодня практически нет ни одной  сферы в обществе, которая в  той или иной степени не был? бы охвачена инновационными процессами. Поэтому знание сравнительно-исторических, теоретических и практических вопросов, связанных с социальными инновациями, имеет большое значение для повышения  эффективности социальной работы.

Участие социального работника  в реабилитации инвалидов носит  многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, но и наличие соответствующих  личностных качеств, позволяющих инвалидам  относиться к ним с доверием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. — М.— Н.-Новгород, 1996, с. 4.
  2. Павленок П.Д. К вопросу о социальных технологиях // Социальная работа и социальные техпологии. (Материалы методологического семинара) / Отв. ред.-составитель Т.В Шеляг. — М... 1995, с. 44-48
  3. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М., 2000
  4. Павленок П.Д. К вопросу о социальных технологиях // Социальная работа и социальные техпологии.
  5. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997.
  6. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996.
  7. http://www.aif.ru/online/aif/1210/23_01
  8. http://docibolit.nm.ru/misk/st/db/www.ibolit.4u.ru
  9. http://go.mail.ru/search

 


Информация о работе Нововведения в методах социальной работы