Нравственность исследователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Общие методы и формы научного познания.
Управление потребностями человека.
Нравственность исследователя.

Файлы: 1 файл

ОСНИ.docx

— 49.24 Кб (Скачать файл)

Во  введении мы говорили о человеке-потребителе  как типе человека западных стран XX века: каковы основные признаки образа жизни, формирующего человека-потребителя? Образцом для характеристики потребительского образа жизни может служить американский образ жизни, яркими красками нарисованного  прогрессивным американским публицистом  Майклом Девидовым и американским философом-марксистом Г. Парсонсом. Попытка  выдать желаемое за действительное, бессмысленное  поклонение культу вещей при отсутствии действительно прочных и надежных перспектив и вдохновляющих духовных устремлений - таково содержание американского  образа жизни отражается в кривом зеркале моды. Как форма потребления  чего угодно: кока-колы, сигарет, причесок, бестселлеров, секса, манеры общения - мода становится самоцелью американского  образа жизни, средством коммерческой рекламы ежедневно обрушивается на обывателя, экспортируется в страны Латинской Америки, Африки, Европы и  Азии. Воспитав в значительной части американцев дух потребительства, навязчивая реклама добивается того, чтобы убедить их в причастности "к обществу изобилия" и завербовать их в ряды сторонников американского образа жизни. Иллюзорный мир "общества изобилия", созданный рекламой и доступный лишь незначительной части "власть имущих", способствует формированию "сознания удовлетворенности" и ни в коем случае не отражает того реального американского образа жизни, которым живут, подавляющее большинство, простых американцев.

 

 

 

 

 

 

3.Нравственность исследователя.

В каждом исследовании в  том или другом аспекте проявляются  особенности личности самого исследователя. Достаточно отчетливо эти особенности  проявляют себя в области человекознания, к которой относится и педагогика. Эти особенности личности педагога-исследователя  определяются самой сущностью исследовательской  деятельности. Известно, что исследование – это творческий поиск, творчество, предполагающее открытие нового, хотя уровень этой новизны может быть различным.  
Субъективно это проявляется прежде всего в том, что интеллектуальная деятельность позволяет видеть наличие знания и незнания, констатировать недостаточность знания, восполнять пробелы. Исследовательская деятельность – это и сомнения в правильности выбранных путей, и мужество в признании ошибочности выбранных способов и сделанных на каком-то этапе поиска выводов, и выбор новых дорог поиска.  
В исследовании проблем человека и, в частности, путей его развития очень важна система взглядов самого исследователя на фундаментальные основы бытия, такие как природа и сущность человека, его место в мире, смысл и цель его жизни, смерть и бессмертие.  
Во взглядах исследователя в области человекознания важно понимание и признание им духовного мира человека. В педагогике как области человекознания проявляются связи педагогики и философии.  
Здесь можно проследить две линии связи. Одна линия, о которой чаще всего говорят ученые, это философия как основа методологических постулатов педагогики, общефилософские ее основания. Но есть как бы субъектная, личностная линия связи – это философские взгляды самого педагога-исследователя. В свое время русский философ Розанов писал о том, что всякая теория, особенно если речь идет об образовании и воспитании, должна опираться на фундаментальные проблемы, которые решает философия. Это проблемы бытия, природы и сущности человека, его духовного мира. В недалеком прошлом такой основой для исследователя была марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм, утверждавший первичность материального и вторичность духовного в развитии человека, классовый подход к воспитанию как общественному явлению. А идея классовости, писал Бердяев, убивала в образовании человека диалектико-материалистические основания исследования, как единственные и обязательные, ставили исследователя-педагога в жесткие рамки, предопределяли выводы и оценки.  
В современных условиях разработка проблем педагогики происходит на широкой мировоззренческой основе, что подробно обосновывается в книге Б.П.Битинаса “Введение в философию воспитания”, Автор раскрывает возможные опоры на идеализм, неотомизм, прагматизм и другие философские системы, не отрицая однако и возможности опоры на материалистическую концепцию воспитания. В личностных основаниях исследовательского процесса необычайно важен нравственный аспект. Это как бы принятие ученым нравственных ценностей педагогического знания и процесса движения к нему. Это и принятие педагогом-исследователем гуманистических ценностей педагогической науки и, прежде всего, ценностей детства. Однако, как подчеркивает В.В.Краевский в своей книге о методологии педагогического исследования, этим нравственный аспект в исследовательском процессе не исчерпывается. Он проявляется через феномен, который можно обозначить понятием “нравственная культура исследователя”. Эта культура проявляется в построении процедуры исследования не как общее требование, а как действие, имеющее значение и в диагностической процедуре. Как считает С.Л.Рубинштейн, проблема познания это не какой-то обособленный психологический аспект отношения человека и деятельности. Это отношение опосредуется человеческими добродетелями и пороками.  
Нравственная культура педагога-исследователя включает такие его качества как честность и принципиальность в научном поиске, как принципиальность утверждения чистоты эксперимента и невозможность пойти на “подгонку” диагностических данных, когда они противоречат научным положениям, значимым для исследователя. Это уважительность к другим точкам зрения и невозможность утверждать значимость собственных взглядов как истину в последней инстанции. Нравственная культура исследователя – это его порядочность, когда он просто неспособен выдать чужое за свое, даже в мелочах обогатить себя за счет других. Нравственная культура исследователя – это трезвый взгляд на свое исследование в пространстве науки, понимание значимости научного поиска других ученых, обоснованное определение значения своего исследования, его места в общем строго научных поисков по данной проблеме. Проявление всех аспектов нравственной культуры педагога-исследователя обогащает его как личность, поднимает его авторитет. Таковы некоторые личностные, нравственно-этические аспекты исследовательского поиска.  
С позиции личностных мировоззренческих аспектов остановимся на таком феномене как вера. К сожалению, в раскрытии особенностей исследовательской деятельности этот личностный феномен чаще всего не упоминается. А, между тем, он имеет немаловажное значение и для самого исследователя, и для науки. В последние годы это понятие нашло отражение в психологической литературе. Вера, согласно словарю, это эмоционально-окрашенное, пронизанное чувствами отношение к явлениям действительности. Следовательно, в исследовании веру можно определить как эмоционально-окрашенное, пронизанное чувствами отношение к предмету своей исследовательской деятельности во всех ее ипостасях: к ее целям, ее содержанию, процессу, результатам. Вера – это уверенность в нужности и значимости предмета исследования и правильности избранного пути.  
Однако не надо все эти положения принимать без оговорок, ибо на долгом пути есть немало подводных рифов, а главное – есть риск оказаться в противоречии со всем тем, на что ориентирует нравственная культура исследовательского поиска. Надо всегда помнить, что соотношение веры и разума в сознании исследователя может быть разным. Может быть вера, убивающая разумные доводы, слепая вера, определяемая только чувствами. Слепая вера означает сон разума, человек живет и действует на основе силы эмоциональных побуждений. А сон разума рождает чудовищ, и история человеческий цивилизаций дает в этом плане немало свидетельств. Конечно, в исследовательской работе исследователь до такой слепой веры не доходит. Но бездоказательная вера в исключительность своих идей, значимость собственных утверждений может иметь место и у исследователя. Значит, вера должна обязательно подкрепляться разумными и доказательными доводами, которые выдвигает активная мыслительная деятельность. В целом, в исследовательском поиске, в личностных его проявлениях, противоречиво сочетаются критическая мысль человека, открывающего новое и подвергающего сомнению собственные открытия, видящего уязвимые места своих находок и верящего в то, что не все так плохо. Вера как бы ставит заслон ненужным сомнениям и разъедающей душу неуверенности, вера поддерживает творческий тонус. В этом сочетании, совместимости разумного и эмоционального в научном поиске кроется удивительная привлекательность научной деятельности, возможность жить ею, видеть в ней смысл своего существования. И еще важное положение: на этом стыке погруженности мыслью в проблему и веры в нее и возможна, на наш взгляд, интуиция. Как определяет психологический словарь, интуиция – это знание, возникающие без осознания путей и условий его возникновения, это рождение новой идеи, нового знания, быстро, сразу, как озарение. Но и при этом, интуиция – это результат “погружения” человека в свою проблему, работа мысли, умственного напряжения и веры. На этом стыке и возникает новое, часто очень ценное знание как замечательный результат творческого поиска.

 

 

Список используемой литературы:

1. Кругов В.И. Грушко И.М, Попов В.В. «Основы научных исследований.»

2. Нестеренко Н.А. «Основы научных исследований.»

3. Попов В.Н. ,Бланк И.А., Иваницкий В.И. « Основы научных исследований.»

4. http://psyera.ru

5. Кохановский В.П. «Философия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:.____________                                              

 


Информация о работе Нравственность исследователя