Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 19:14, контрольная работа
Общие методы и формы научного познания.
Управление потребностями человека.
Нравственность исследователя.
Во
введении мы говорили о человеке-потребителе
как типе человека западных стран XX
века: каковы основные признаки образа
жизни, формирующего человека-потребителя?
Образцом для характеристики потребительского
образа жизни может служить
3.Нравственность исследователя.
В каждом исследовании в
том или другом аспекте проявляются
особенности личности самого исследователя.
Достаточно отчетливо эти особенности
проявляют себя в области человекознания,
к которой относится и
Субъективно это проявляется прежде всего
в том, что интеллектуальная деятельность
позволяет видеть наличие знания и незнания,
констатировать недостаточность знания,
восполнять пробелы. Исследовательская
деятельность – это и сомнения в правильности
выбранных путей, и мужество в признании
ошибочности выбранных способов и сделанных
на каком-то этапе поиска выводов, и выбор
новых дорог поиска.
В исследовании проблем человека и, в частности,
путей его развития очень важна система
взглядов самого исследователя на фундаментальные
основы бытия, такие как природа и сущность
человека, его место в мире, смысл и цель
его жизни, смерть и бессмертие.
Во взглядах исследователя в области человекознания
важно понимание и признание им духовного
мира человека. В педагогике как области
человекознания проявляются связи педагогики
и философии.
Здесь можно проследить две линии связи.
Одна линия, о которой чаще всего говорят
ученые, это философия как основа методологических
постулатов педагогики, общефилософские
ее основания. Но есть как бы субъектная,
личностная линия связи – это философские
взгляды самого педагога-исследователя.
В свое время русский философ Розанов
писал о том, что всякая теория, особенно
если речь идет об образовании и воспитании,
должна опираться на фундаментальные
проблемы, которые решает философия. Это
проблемы бытия, природы и сущности человека,
его духовного мира. В недалеком прошлом
такой основой для исследователя была
марксистско-ленинская философия, диалектический
и исторический материализм, утверждавший
первичность материального и вторичность
духовного в развитии человека, классовый
подход к воспитанию как общественному
явлению. А идея классовости, писал Бердяев,
убивала в образовании человека диалектико-материалистические
основания исследования, как единственные
и обязательные, ставили исследователя-педагога
в жесткие рамки, предопределяли выводы
и оценки.
В современных условиях разработка проблем
педагогики происходит на широкой мировоззренческой
основе, что подробно обосновывается в
книге Б.П.Битинаса “Введение в философию
воспитания”, Автор раскрывает возможные
опоры на идеализм, неотомизм, прагматизм
и другие философские системы, не отрицая
однако и возможности опоры на материалистическую
концепцию воспитания. В личностных основаниях
исследовательского процесса необычайно
важен нравственный аспект. Это как бы
принятие ученым нравственных ценностей
педагогического знания и процесса движения
к нему. Это и принятие педагогом-исследователем
гуманистических ценностей педагогической
науки и, прежде всего, ценностей детства.
Однако, как подчеркивает В.В.Краевский
в своей книге о методологии педагогического
исследования, этим нравственный аспект
в исследовательском процессе не исчерпывается.
Он проявляется через феномен, который
можно обозначить понятием “нравственная
культура исследователя”. Эта культура
проявляется в построении процедуры исследования
не как общее требование, а как действие,
имеющее значение и в диагностической
процедуре. Как считает С.Л.Рубинштейн,
проблема познания это не какой-то обособленный
психологический аспект отношения человека
и деятельности. Это отношение опосредуется
человеческими добродетелями и пороками.
Нравственная культура педагога-исследователя
включает такие его качества как честность
и принципиальность в научном поиске,
как принципиальность утверждения чистоты
эксперимента и невозможность пойти на
“подгонку” диагностических данных,
когда они противоречат научным положениям,
значимым для исследователя. Это уважительность
к другим точкам зрения и невозможность
утверждать значимость собственных взглядов
как истину в последней инстанции. Нравственная
культура исследователя – это его порядочность,
когда он просто неспособен выдать чужое
за свое, даже в мелочах обогатить себя
за счет других. Нравственная культура
исследователя – это трезвый взгляд на
свое исследование в пространстве науки,
понимание значимости научного поиска
других ученых, обоснованное определение
значения своего исследования, его места
в общем строго научных поисков по данной
проблеме. Проявление всех аспектов нравственной
культуры педагога-исследователя обогащает
его как личность, поднимает его авторитет.
Таковы некоторые личностные, нравственно-этические
аспекты исследовательского поиска.
С позиции личностных мировоззренческих
аспектов остановимся на таком феномене
как вера. К сожалению, в раскрытии особенностей
исследовательской деятельности этот
личностный феномен чаще всего не упоминается.
А, между тем, он имеет немаловажное значение
и для самого исследователя, и для науки.
В последние годы это понятие нашло отражение
в психологической литературе. Вера, согласно
словарю, это эмоционально-окрашенное,
пронизанное чувствами отношение к явлениям
действительности. Следовательно, в исследовании
веру можно определить как эмоционально-окрашенное,
пронизанное чувствами отношение к предмету
своей исследовательской деятельности
во всех ее ипостасях: к ее целям, ее содержанию,
процессу, результатам. Вера – это уверенность
в нужности и значимости предмета исследования
и правильности избранного пути.
Однако не надо все эти положения принимать
без оговорок, ибо на долгом пути есть
немало подводных рифов, а главное – есть
риск оказаться в противоречии со всем
тем, на что ориентирует нравственная
культура исследовательского поиска.
Надо всегда помнить, что соотношение
веры и разума в сознании исследователя
может быть разным. Может быть вера, убивающая
разумные доводы, слепая вера, определяемая
только чувствами. Слепая вера означает
сон разума, человек живет и действует
на основе силы эмоциональных побуждений.
А сон разума рождает чудовищ, и история
человеческий цивилизаций дает в этом
плане немало свидетельств. Конечно, в
исследовательской работе исследователь
до такой слепой веры не доходит. Но бездоказательная
вера в исключительность своих идей, значимость
собственных утверждений может иметь
место и у исследователя. Значит, вера
должна обязательно подкрепляться разумными
и доказательными доводами, которые выдвигает
активная мыслительная деятельность.
В целом, в исследовательском поиске, в
личностных его проявлениях, противоречиво
сочетаются критическая мысль человека,
открывающего новое и подвергающего сомнению
собственные открытия, видящего уязвимые
места своих находок и верящего в то, что
не все так плохо. Вера как бы ставит заслон
ненужным сомнениям и разъедающей душу
неуверенности, вера поддерживает творческий
тонус. В этом сочетании, совместимости
разумного и эмоционального в научном
поиске кроется удивительная привлекательность
научной деятельности, возможность жить
ею, видеть в ней смысл своего существования.
И еще важное положение: на этом стыке
погруженности мыслью в проблему и веры
в нее и возможна, на наш взгляд, интуиция.
Как определяет психологический словарь,
интуиция – это знание, возникающие без
осознания путей и условий его возникновения,
это рождение новой идеи, нового знания,
быстро, сразу, как озарение. Но и при этом,
интуиция – это результат “погружения”
человека в свою проблему, работа мысли,
умственного напряжения и веры. На этом
стыке и возникает новое, часто очень ценное
знание как замечательный результат творческого
поиска.
Список используемой литературы:
1. Кругов В.И. Грушко И.М, Попов В.В. «Основы научных исследований.»
2. Нестеренко Н.А. «Основы научных исследований.»
3. Попов В.Н. ,Бланк И.А., Иваницкий В.И. « Основы научных исследований.»
4. http://psyera.ru
5. Кохановский В.П. «Философия»
Работу выполнил:.____________