Оценка эффективности инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инноваций и инновационного процесса, а также оценки эффективности инновационных проектов.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
• изучение понятия и видов инноваций;
• изучение теоретических аспектов применения инноваций;
• изучение вопросов эффективности применения инноваций;
• изучение планирования инноваций в организациях.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТИРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности 6
1.2. Классификация инноваций и инновационных процессов 10
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 13
2.1. Необходимость анализа инновационных проектов 13
2.2. Методы оценки инновационных проектов 17
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОНОГО ПРОКТА НА ПРИМЕРЕ ООО ХБК «Аксай»……………………………………...……………………….24
3.1. Характеристика предлагаемого проекта ООО ХБК «Аксай» и анализ потенциала 23
3.2. Итоговая оценка предложенного инновационного проекта 28
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

*****************************************************************************

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Волгоградская государственная  академия физической культуры»

*****

КАФЕДРА СПОРТИВНОГО  МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему:

«Оценка эффективности  инновационного проекта»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка 4-го курса

 специализации «Менеджмент  в спорте», 

группы 401-М

Никитина Маргарита  Андреевна

 

                                                                           Научный руководитель:

                                                                      доцент кафедры ГиТМ

                                                                        Братчиков А. П., к.т.н., доцент

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2012

 

Содержание

 

 

Введение

 Актуальность. В XX веке ускорение научно-технического прогресса изменило человеческую жизнь. Каждое новое изобретение или открытие привносит серьезные перемены не только в быт людей, но и в их сознание.

 Любая организация, как бы успешно она не функционировала, должна быть нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. Иными словами она нуждается в грамотной инновационной политике.

Значимость инновационного процесса в современных условиях невозможно преувеличить. Без инноваций в различных отраслях экономики сложно говорить об экономической безопасности страны. Все страны должны проводить политику, стимулирующую новаторство, доступ и формирование авангардных навыков.

Инновации выступают  средством решения производственно-хозяйственных задач организации. Они обуславливают значимые процессы перехода хозяйственной системы из одного состояния в другое, в течение которых осуществляются инициируемые организацией и контролируемые им изменения.

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, существенно обновляется и расширяется ассортимент производимой продукции, повышается ее технический уровень и качество. Инновации являются исходным пунктом для создания новых потребительных стоимостей, удовлетворяющих ранее неизвестные производственные и личные потребности. Например, цикл инноваций, связанных с освоением космоса, привел к созданию новых приборов, материалов, средств вычислительной техники, научной и медицинской техники, техники связи и т.п.

Во-вторых, инновации  в период их массового освоения служат точками опоры в повышении эффективности производств, экономики, ресурсов, снижении стоимости продукции, росте ее рентабельности.

В-третьих, инновации  характеризуются существенными  социальными последствиями. В принципе внедрение в производство достижений науки и техники, способствуя повышению производительности труда, расширению и улучшению ассортимента производимой продукции, направлено на удовлетворение растущих потребностей человека, облегчение труда и сокращение рабочего времени.

Сегодня решить проблему подъема промышленности, увеличения выпуска конкурентоспособной продукции можно, прежде всего, путем использования передовых технологий науки, внедрения новой техники и технологий.

Определяющая роль инноваций  в экономике влечет за собой необходимость оценки эффективности (прибыльности) исследований, разработок, поиска различных параметров, определяющих эту эффективность.

Исходя из вышеизложенного  можно сделать вывод, что вопрос исследования инноваций и эффективности их использования на сегодняшний день является достаточно важным.

Объектом исследования: предприятия пищевой промышленности России.

Предмет исследования: инновационный проект по повышению экономической эффективности производственной деятельности ООО хлебобулочного комбината «Аксай». 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инноваций и инновационного процесса, а также оценки эффективности инновационных проектов.

В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:

· изучение понятия и видов инноваций;

· изучение теоретических  аспектов применения инноваций;

· изучение вопросов эффективности  применения инноваций;

· изучение планирования инноваций в организациях.

При выборе методов исследования использовались такие методы, как методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнения), методы теоретического исследования (анализ синтез).

Источниками информации при подготовке исследования являлись учебная и научная литература, публикации в научных журналах, статистическая информация, Интернет и другие источники информации.

Аналитический обзор литературы.

Существенный вклад  в теоретические исследования понятий  инновации, инновационного процесса и управления инновационной деятельностью внесен такими отечественными и зарубежными ученными как:  Г. Я. Гольдштейн, В. Я. Горфинкель, Е. М. Купрякова, А. П. Егоршин, Л. М. Гохберг, Р. А. Фатхудинов, С. Шмидт, Г. Бирман, И. Шумпетер.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, разделенных  на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТИРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности

Каждая организация  должна развиваться и совершенствовать свою продукцию (работы, услуги). В противном  случае она не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине организация постоянно находится в поиске новых идей, которые могут быть коммерциализированы.

Инновационный процесс  представляет собой подготовку и  осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

Для описания инновационных  процессов на различных уровнях  управления (предприятия, отрасли, страны) используется ряд терминов, близких по значению, но отличающихся по области применения. В частности, следует различать понятия «новшество», «нововведение», «инновация».

Новшество - определяется как продукт интеллектуального  труда, который в представленном виде в данном качестве еще не встречался.1

Нововведение - своеобразный носитель новшества, средство его распространения, донесения до практики.

Инновация (инновационный  продукт) - новшество, распространяемое в отраслях национальной экономики. В мировой экономической литературе инновация интерпретируется также как усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях.2

Инновационная деятельность как одна из форм инвестиций осуществляется с целью внедрения НТП в производство и социальную сферу. Характерными чертами инноваций, отличающими их от несущественных количественных преобразований, являются:

· происходит качественный скачок в уровне техники в результате реализации изобретений (критерий новизны);

· имеет место множественность  достигаемых эффектов (научно-технический, экономический, социальный и экологический). Экономический эффект достигает значимых результатов (критерий эффективности).

Инновационная деятельность организации есть система мероприятий  по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Инновационная деятельность организации по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:3

· проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

· подбор необходимых  видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

· проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов 
новой техники, необходимой для изготовления продукции;

· разработку и внедрение  новых организационно-управленческих 
решений, направленных на реализацию новшеств;

· исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

· подготовку, обучение, переквалификацию и специальные  методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

· проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау.

Совокупность управленческих, технологических и экономических  методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику организации. Ее цель - предоставить организации существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличить рентабельность производства и сбыта.

Мотивами инновационной  деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Такие мотивы инновационной деятельности организации приведены в таблице 1.

Таблица 1. 

Мотивы инновационной  деятельности

 

Внешние мотивы

Внутренние мотивы

Необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования

Стремление увеличить объем продаж

Изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;

Расширение доли рынка, переход на новые рынки

Совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса

Улучшение конкурентоспособности фирмы

Активизация конкурентов

Экономическая безопасность и финансовая устойчивость организации

Конъюнктурные колебания

Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

Структурные отраслевые изменения

 

Появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения

 

Для развития инновационной  деятельности организации важное значение имеют количественные и качественные показатели:4

· материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и пр.;

· кадровые, характеризующие  состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;

· научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;

· информационные, характеризующие  состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;

· организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации  и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;

· инновационные, характеризующие  наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;

· рыночные, оценивающие  уровень конкурентоспособности  новшеств, наличие спроса, заказов  на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые  мероприятия по продвижению новшеств на рынок;

· экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;

Таким образом, инновационная  деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом. Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

1.2. Классификация инноваций и инновационных процессов

Информация о работе Оценка эффективности инновационного проекта