Основные понятия и этапы инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:29, реферат

Описание работы

Инновационные проекты и программы реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества. Следовательно, инновационные проекты и программы играют важную роль в государственной научно-технической политике, имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники.

Содержание работы

Введение стр.3
1. Понятие инновации стр.5
1.1. Функции инновации стр.8
1.2. Инновационный процесс стр.8
2. Инновационный проект. стр.9
2.1. Задачи инновационных проектов стр.11
2.2. Участники инновационного проекта стр.11
2.3. Виды инновационных проектов стр.13
2.4. Создание и реализация инновационных проектов стр.14
Заключение стр.17
Список литературы стр.19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ИННОВАЦ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)


Содержание.

Содержание.

Введение           стр.3

1. Понятие инновации         стр.5

1.1. Функции инновации        стр.8

1.2. Инновационный процесс        стр.8

2. Инновационный проект.        стр.9

2.1. Задачи инновационных  проектов      стр.11

2.2. Участники инновационного проекта      стр.11

2.3. Виды инновационных  проектов      стр.13

2.4. Создание и реализация  инновационных проектов   стр.14

Заключение          стр.17

Список литературы         стр.19

 

Введение.

Современное состояние  мировой экономики доказывает, что уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний – обеспечивает основу стойкого экономического роста общества, определяет роль и положение государства в системе международных отношений, степень его экономической безопасности. В последние десятилетия наращивание темпов научно-технического прогресса, стремительное развитие наукоемких производств дали новый толчок к интенсивным научным исследованиям сущности инноваций и инновационного развития. В мировом хозяйстве формируется новая парадигма развития общества на базе использования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. Инновации становятся стратегическим фактором экономического роста, влияют на структуру общественного производства, стабилизируют социальную ситуацию в стране.

Инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной  продукции либо технологии, практически  применимый и способный удовлетворить определенные потребности.

В современном обществе темп экономического роста и уровень развития стран во многом определяется ролью научно-технического прогресса в интеллектуализации производства. В глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечиваю благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности. Инновационная деятельность сводится к разработке инновационных проектов и программ.

Инновационные проекты  и программы реализуются в  виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества. Следовательно, инновационные проекты и программы играют важную роль в государственной научно-технической политике, имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники.

Таким образом, все описанное  выше говорит о явной необходимости глубокого изучения вопросов, связанных с разработкой программ и проектов нововведений и эффективным их внедрением в процессы функционирования предприятия. К тому же выбора у современных организаций нет – или руководители уделят должное внимание, либо будут раздавлены конкуренцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие инновации.

Содержание инновационной  деятельности, ее характерные черты  и особенности находят отражение  в таком базисном понятии, как  инновация.

Инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимый и способный удовлетворить определенные потребности1.

Другими словами, инновация  – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Отсюда следует, что основными свойствами (критериями) инновации являются: новизна, практическая применимость, реализуемость, то есть способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей.

Таким образом, сама по себе новая идея, как бы досконально  она не была описана и формализована, – это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или технологиях. Только реализованные в новой продукции или применяемых технологиях новые идеи называются инновациями.

Понятие «инновация»  включает в себя широкий спектр нововведений с разной степенью новизны воплощенного в них знания, применяемых в различных отраслях и сферах деятельности, реализуемых на различных рынках, и т. д.

То, что инновации могут  существенно различаться между  собой по множеству параметров, часто  приводит к противоречиям в выводах  различных теорий инновационного менеджмента. Другими словами, закономерности, характерные для одних видов инноваций, могут не проявляться или иметь даже противоположный характер для других видов.

Поэтому в основе управления инновациями должна лежать типология  инноваций, их классификации по различным существенным основаниям, критериям, параметрам.

Типология инноваций  важна не только для развития непротиворечивой теории инновационного менеджмента, но и для практики управления инновациями. Менеджеры инноваций в своей  деятельности должны исходить из представлений о том, что разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей.

В качестве основных критериев, по которым выделяются типы инноваций, необходимо отметить степень новизны, радикальности инновации; характер практической деятельности, в которой используется инновация; технологические параметры инновации.

По степени  новизны, радикальности инновации можно выделить такие основные типы инновации, как базисные и улучшающие.

- Базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) – это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

- Улучшающая инновация (используется еще название приростная инновация) – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

По характеру  практической деятельности, в которой  используется инновация, основными типами инноваций являются производственные и управленческие инновации.

- Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологии производственного процесса, то есть они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации – это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

- Управленческие инновации – это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т. п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

По основным технологическим параметрам инноваций выделяются такие их типы, как продуктовые и процессные2.

- Продуктовая инновация включает в себя получение нового продукта или услуги с целью удовлетворения определенной потребности на рынке.

- Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы.

Продуктовые инновации  имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем, в то время как процессные инновации определяются в основном внутренними факторам и диктуются, прежде всего, соображениями эффективности.

Другими словами, продуктовые  инновации требуют, чтобы организации ассимилировали модели потребностей покупателей (пользователей), соответствующий дизайн. Процессные инновации требуют, чтобы организации применяли новую технологию для улучшения эффективности производства и коммерциализации продукта.

Заметим, что производственные инновации могут быть как продуктовыми, так и процессными, в то время как управленческие инновации являются преимущественно процессными.

 

 

 

1.1. Функции инновации.

Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в рыночной экономике.

Инновация выполняет  три функции:

  1. Воспроизводственную.

Воспроизводственная функция  означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

  1. Инвестиционную.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том  числе и в качестве капитала, который  может направляться на финансирование, как всех инвестиций, так и конкретно  новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

  1. Стимулирующую.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации  прямо соответствует целевой  функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами. Это составляет содержание стимулирующей функции инновации3.

 

    1. Инновационный процесс.

Инновационный процесс  представляет собой процесс создания и распространения инноваций. Таким  образом, понятие «инновационный процесс» шире понятия «инновации», так как  собственно инновация является одним из компонентов инновационного процесса4.

Различают три логических формы инновационного процесса:

-  простой внутриорганизационный (натуральный) - предполагает создание и использование инновации внутри одной и той же организации, инновация в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

- простой межорганизационный (товарный) – при этом процессе инновация выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя инновации от функции ее потребителя.

- расширенный - процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведений, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара5.

      В общем виде основные составляющие инновационного процесса могут быть представлены следующим образом:

     Новация – новая идея, новое  знание - новые идеи могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности.

    Инновация  или нововведение - внедрение новшества, то есть достижение практической применимости нового знании с целью удовлетворения определенных потребностей.

    Диффузия  инновации - распространение уже однажды освоенной инновации, то есть применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях.

Таким образом, инновационный  процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения.

 

  1. Инновационный проект.

          Инновационная деятельность сводится к разработке инновационных проектов.

     Понятие «инновационный проект» употребляется в двух смыслах:

  • дело, деятельность, мероприятие, предлагающее осуществление каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
  • система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Таким образом, инновационный  проект рассматривается как форма  целевого управления инновационной  деятельностью, процесс осуществления  инноваций, комплекс документов.

В общем виде под инновационном  проектом понимают выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В инновационном проекте излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Инновационный проект – система взаимосвязанных целей и задач их достижения, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи6.

Информация о работе Основные понятия и этапы инновационного проекта