Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:07, контрольная работа
Инноватика – это область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов.
Практики различных уровней - на предприятиях, в министерствах и ведомствах, региональных администрациях - занимаются вопросами организации инновационных процессов в пределах своей компетенции. В той или иной степени они являются инновационными менеджерами, а род их деятельности относится к инновационному менеджменту.
Введение 3
1. Инноватика как научная составляющая инновационного менеджмента 5
2. Основные понятия теории инноватики 8
Заключение 15
Список использованной литературы 16
--
Содержание
Введение
1. Инноватика как научная
составляющая инновационного
2. Основные понятия теории инноватики
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Инноватика – это область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов.
Практики различных уровней - на предприятиях, в министерствах и ведомствах, региональных администрациях - занимаются вопросами организации инновационных процессов в пределах своей компетенции. В той или иной степени они являются инновационными менеджерами, а род их деятельности относится к инновационному менеджменту.
Тема «Инноватика как научная составляющая инновационного менеджмента: основные концепции теирии инноватики. Отличие понятий: «изобретение», «нововведение», «новшенство», «инновация» является актуальной, так как проблема инновационного развития - предмет пристального внимания экономистов. Сложность проблемы вызвала к жизни различные концепции, каждая из которых акцентирует внимание на исследовании того или иного ее аспекта. В конечном счете из этих концепций сформировалась теория инновационных процессов, или инноватика. [9, С. 159]
Инновационный менеджмент - это организация и планирование (включая мотивацию и контроль) процессов разработки и внедрения новшеств на объектах различных уровней, направленные на достижение инновационных целей этих объектов. Инновационные цели - это часть общей системы целей. Они связаны с потребностью обновления протекающих в организации процессов.
Обобщение имеющихся концепций позволяет выделить следующие составные части инноватики, связанные с исследованием:
- формирования новшеств и поиска инновационных решений;
- технологического прогнозирования;
- восприимчивости к новшествам и сопротивления нововведениям;
- диффузии (распространения новшеств);
- адаптации к новшествам человека и приспособления их к его потребностям;
- форм организации инновационной деятельности;
- рынка нововведений;
- инновационных стратегий;
- конкурентных преимуществ и стадий развития;
- государственного регулирования инновационной деятельности.
Основная цель контрольной работы – изучение инноватики как научной составляющей инновационного менеджмента.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- изучение понятия инноватики;
- изучение основных концепций теории инноватики;
- изучение отличий
понятий «изобретение», «
1. Инноватика как научная составляющая инновационного менеджмента
Инноватика – экономическая
наука, изучающая закономерности инновационных
изменений в макро-и
Предметом изучения инноватики являются: новации (новшества), инновации (нововведения), инновационные процессы. Содержание инноватики:
1) закономерности инновационного развития;
2) деловые циклы и технологические уклады;
3) понятие новации, инновации, их основные свойства;
4) жизненный цикл инноваций;
5) классификация инноваций;
6) характеристика инновационных
процессов, этапы
7) факторы, определяющие результативность инновационных процессов;
8) методы инновационного менеджмента;
9) виды эффектов в инновационной сфере.
Методами исследования инноватики являются: 1) методы анализа; 2) методы прогнозирования; 3) методы моделирования; 4) методы планирования.
Инноватика оперирует следующими понятиями. Новация (новшество) – разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия). Инновация (нововведение) – результат практического освоения новшества (внедренная новация). Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи. Научное открытие – выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных. Инновационный процесс – последовательность этапов создания и использования нововведения. Инновационная деятельность – комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций. Жизненный цикл инновации – совокупность стадий
от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания. Жизненный цикл товара – совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка. Жизненный цикл технологии – совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т. е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов. [6, С. 137]
В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы. Продуктовые нововведения – инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта). Процессные нововведения – инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций.
Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом. Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта: 1) область экономической науки по управлению инновациями; 2) управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов; 3) аппарат управления инновациями.
Проблема инновационного развития — предмет пристального внимания экономистов. Сложность проблемы вызвала к жизни различные концепции, каждая из которых акцентирует внимание на исследовании того или иного ее аспекта. В конечном счете из этих концепций сформировалась теория инновационных процессов, или инноватика.
Инноватика — область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов. [5, С. 191]
Практики различных уровней — на предприятиях, в министерствах и ведомствах, региональных администрациях — занимаются вопросами организации инновационных процессов в пределах своей компетенции. В той или иной
степени они являются инновационными менеджерами, а род их деятельности относится к инновационному менеджменту.
Инновационный менеджмент — это организация и планирование (включая мотивацию и контроль) процессов разработки и внедрения новшеств на объектах различных уровней, направленные на достижение инновационных целей этих объектов.
Инновационные цели — это часть общей системы целей. Они связаны с потребностью обновления протекающих в организации процессов.
В инновационном менеджменте можно выделить практическую и научную составляющие. Практическая составляющая проявляется в осуществлении конкретных управленческих действий в той или иной сфере, например в сфере производства. Но в основе этих действий лежат определенная методология, понятийный аппарат, приемы, разработка которых может быть отнесена к научной составляющей. Последней и является уже упомянутая инноватика.
Прежде всего, инноватика – это отрасль знаний, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств. Это отрасль знаний, находящихся на стыке ряда областей, в том числе: науки, инженерного проектирования, предпринимательства, экономики, финансов, социологии, организации, производства, информатики, маркетинга, логистики, управления, педагогики. [3, С. 10]
Инноватика включает основные направления:
- основы теории инноватики; управление инновациями; управление инновационным бизнесом; управление инновационными проектами;
- управление инвестициями в инновационные проекты;
- управление коммерциализацией инновационных продуктов,
включая технологию;
- управление человеческим ресурсом в инноватике;
- управление инновационными рисками; маркетинг и логистика инноваций;
- управление стратегическим развитием и изменениями; управление знаниями.
Как вид деятельности инноватика охватывает инновационные процессы на всех стадиях жизненного цикла инноваций, характеризуется инновационной активностью участников процесса.
Инноватика выступает как
Для полного осмысления теории инноватики необходимо ознакомится с основными понятиями:
1. Новация (новшество) в широком смысле – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.
Новация в узком смысле – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. [7, С. 147]
Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.), рис. 1.
На практике понятии «новация», «новшество», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия, а именно:
- новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение;
- нововведение означает, что новшество используется;
- с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
ЗНАНИЯ, Факторы производства |
НОВАТОР â |
НОВШЕСТВА и новые знания |
||||||||||||||||||||||
ê
а) цель |
è |
Новаторская интеллектуальная деятельность: СОЗДАНИЕ НОВАЦИИ (НОВШЕСТВА)и НОВЫХ ЗНАНИЙ: |
é
б) предложение новшества и знаний è |
| ||||||||||||||||||||
Готовность и желание к творческой (интеллектуальной) деятельности |
нового продукта, услуги, технологии и метода, рынка, формы организации, системы управления, бизнеса . . . |
Новшество и новые знания, признаки новизны для включения в контур обмена через рынки/заказы | ||||||||||||||||||||||
Рис. 1. Признаки новации (новшества).
2. Инновация (нововведние)
– это конечный результат