Основные понятия теории инноватики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:07, контрольная работа

Описание работы

Инноватика – это область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов.
Практики различных уровней - на предприятиях, в министерствах и ведомствах, региональных администрациях - занимаются вопросами организации инновационных процессов в пределах своей компетенции. В той или иной степени они являются инновационными менеджерами, а род их деятельности относится к инновационному менеджменту.

Содержание работы

Введение 3
1. Инноватика как научная составляющая инновационного менеджмента 5
2. Основные понятия теории инноватики 8
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Неправомерно в понятие  «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и изменение. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации (либо к процессу создания нововведения). [4, С. 88]

Новшество, задействованное  в динамике, и до определенной степени  развившееся, становится нововведением. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

          Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон:

 

- во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;

- во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

- в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:

1)  рыночной диффузии новшество стало известно потребителю и со стороны  потребителя осознается нужда и потребность в новшестве,

2)  осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;

3)  со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;

4) состоялась адаптация  к новшеству (потребитель при  необходимости трансформировал  новшество, перестроил под новшество  свою систему и подготовился к  использованию новшества);

5)  осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного и даже «рутинного», то есть проведена рутинизация  новшества (потребитель освоил новшество, включил его в свою технологию деловых или бытовых процессов, сделал частью организационной культуры, теперь он проводит свои деловые или бытовые операции по обновленной технологии, с новыми навыками);

6)  потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность  (новый уровень компетенции и новая цена его труда, а также новая стоимость фирмы, в которую входит исполнитель), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого  технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции и услуг (снижение

 

издержек, повышение производительности, возросшее качества, новый уровень сервиса), рис. 2. В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса.

3. Новатор - создатель  нового (как продукта труда новатора, содержащего новое для него  решение). Новаторами могут быть  физические и юридические лица. [5, С. 92]

Физические лица: люди любой профессии, создавшие в  результате интеллектуальной деятельности что-то новое.

Юридические лица: фирмы (организации, предприятия), компании, корпорации, консорциумы, учреждения, которые также в результате творческой деятельности своих сотрудников создали что то новое.

4. Инноватор – это  лицо, принявшее новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию.

После принятия новшества  к потреблению инноватор создает  необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает. Инноватор также может быть  юридическим и физическим лицом.

Фирма (либо человек) становится инноватором при соблюдении как  минимум двух условий:

1.  после приобретения  новшества; 

2.  при определенной  работе с нововведением. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
 

НОВШЕСТВО  знания

Факторы производства

ИННОВАТОР

â

НОВШЕСТВО и новые  знания

 
 

ê

 

 

 

а) новшество

на входе,

 

 

 

 

 

è

ИННОВАЦИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Трансформация и использование новшества -

работа над  нововведением

é

б) новшество

на выходе с новыми признаками (нововведение),

è

 

принятое к потреблению, обладающее признаками новизны для инноватора.

1.       Осознание нужды и потребности в новшестве, постановка цели развития на основе новшества.

2.       Выбор инновационной стратегии (какое новшество, за сколько, кто, как, когда).

3.       Поиск, приобретение, доставка, монтаж, наладка, подготовка, докомплектование  новшества.

4.       Адаптация к новшеству (перестройка системы под новую стратегию).

5.       Рутинизация новшества: освоение, включение в технологию деловых и бытовых процессов, включение в культуру.

6.       Использование новшества (повышение своей компетенции, получение выгоды).

обладающее  признаком новизны  для потребителя:

продукция, услуги и деловые операции инноватора, которые впитали прежнее новшество и стали обладать новыми признаками.

       
                         

 

Рис.2. Процесс получения  и использования новшества

Инноватор – это потребитель, который испытал на себе и реализовал инновационный процесс:

1.  осознал свою  нужду в новшестве, поставил  себе цель;

 

2. выбрал для ее достижения инновационную стратегию, то есть конкретное новшество;

3. искал и  приобрел  новшество (в основном через  рынок, но может быть и через  другой какой-либо распределительный  механизм, например, внутрифирменный);

4. адаптировался к нему – перестроил себя и свою организацию (всю свою систему) под новшество как под новую стратегию; 

5. рутинизировал его,  то есть свои деловые операции  он теперь может выполнять  по-новому с помощью новшества,  поскольку он освоил новшество, включил новшество в свою технологию и обновил ее, включил его в свою корпоративную культуру;

6. использовал новшество  и повысил свою компетенцию  (получил новые знания, умения, навыки), получил выгоду в виде нового  качества своей деловой активности, новых свойств продукции и услуг, появившихся в результате его деятельности.

В широком смысле слова  «новаторы» включаются в понятие  «инноваторы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наука о нововведениях  – инноватика – возникла, как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. [8, С. 101]

Первоначально предметом  изучения инноватики были экономические  и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, и, прежде всего, нововведения в организациях и на предприятиях. Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 70-м годам наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью.

Слово «инновация» –  имеет латинское происхождение. В переводе оно означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Инноватика - область  знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности.

Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого  новшества в практику.

Нововведения - это результат  планируемой и скоординированной  деятельности субъектов инновационного процесса: разработчиков (НИИ, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм. Качественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями не являются.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гончаров В.В. В  поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИ, 2010. -279 с.

2. Завлин П.Н., Казанцев А.К., Минледи Л.Э Инновационный менеджмент. Учебное пособие – СПб.: Наука, 2007. – 428 с.

3. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю.  Инновационный менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ, 2008. – 372 с.

4. Молчанова О.П. Инновационный менеджмент», Учебник – М.: «Вита-Пресс», 2011. – 371 с.

5. Морозов Ю.П.   «Инновационный менеджмент», Учебник – М.: ЮНИТИ, 2010. – 462 с.

6. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М.: 2009. – 471 с.

7. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. — М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контракт, 2007. – 471 с.

8. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А.  Управление организацией. Учебник — М.: ИНФРА-М, 2010. – 371 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 456 с.

10. Шапиро В.Д, и др. Управление проектами. Учебник, — СПб: Два+Три, 2009. – 371 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные понятия теории инноватики