Передовые формы организации труда в системы социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в российском обществе сложилась такая социальная ситуация, в связи с которой возникает острая необходимость в целенаправленном поиске новых подходов к формированию социальной политики государства, которая могла бы направить деятельность всех учреждений и служб социальной сферы на ликвидацию возникающих социальных проблем.
Актуальность данной темы вытекает из необходимости реализации социальной защиты населения на основе осуществления экономических, финансовых, правовых и других мер, методов и способов воздействия на негативные экономические и социальные тенденции с целью их предотвращения и устранения, а также решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснование сущности и значения социальной защиты населения, в том числе и в кризисный период, разработка антикризисных мер социальной защиты населения

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………стр. 4-5
Глава 1.
Основы системы научной организации труда в соц. защите……………стр.6-11
Глава 2. Понятие инновации, социальной технологии. Их признаки………..стр.12-19
Глава 3.
Организация и координирования соц.работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимся в соц. поддержке и защите с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий……………………………………………………………..стр.20-30
Заключение…………………………………………………………….стр. 31-32
Список литературы…………………………………………………….стр.33-34

Файлы: 1 файл

100%.docx

— 58.71 Кб (Скачать файл)

Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация  социального взаимодействия на разных уровнях.

Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.

В учреждениях  социального обслуживания населения  для граждан пожилого возраста  проводятся школы активного долголетия. В процессе обучения ветераны овладевают навыками  укрепления и сохранения здоровья, профилактики заболеваний, ведения здорового образа жизни и организации активного досуга. 
99,7% ветеранов  положительно оценивают обучение в школах активного долголетия. 
Учреждениями социального обслуживания населения  совместно с центрами занятости, психологическими, медико-социальными  службами, предприятиями и организациями реализуется проект «Возраст созидания», в рамках которого через лекционные курсы, индивидуальную работу с психологом, профессиональную переподготовку граждан предпенсионного возраста осуществляется подготовка к выходу на пенсию и адаптация к новым условиям жизни в пенсионном возрасте. 
Совместно с университетами осуществляется обучение граждан пожилого возраста по специальным программам на 3-х факультетах : социологии, валеологии, психологии. 
Обновление знаний в пожилом возрасте изменяет образ жизни, культуру потребления, отношение к возрастным заболеваниям. Образование для «третьего возраста» призвано преодолеть возрастные кризисы, потери статуса, дефицита общения, решить проблему общественного признания. Появляется новая система ценностей, адаптированная к новому периоду жизни.  
Совместно с советами ветеранов в областях реализуется проект  «Ветеранское подворье». 
В рамках данного проекта осуществляется мотивация семей пожилых людей и инвалидов на ведение личного подсобного хозяйства, получение доходов от реализации продукции с личного подсобного хозяйства. Лучшие ветеранские подворья имеют возможность получить по итогам года денежные призы. 
 
В целях повышения качества оказания кардиологической помощи ветеранам разработан и эффективно действует проект «Ветераны». Осуществляется плановое обследование и лечение ветеранов, страдающих патологией сердечно-сосудистой системы и дальнейшая их реабилитация на базе оздоровительных центров. 
В областях начал проводиться эксперимент по применению социального сертификата. Эта технология обеспечивает гражданам, обслуживаемым на дому, право выбора поставщиков услуг, которыми могут выступать организации любых форм собственности. В настоящее время отрабатывается возможное участие молодежных структур в реализации данной технологии через сервисные службы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Организация и  координирования  соц.работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимся в соц. поддержке и защите с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Социальная  работа осуществляется сегодня в  ведущих сферах жизнедеятельности  общества: в образовании и Здравоохранении, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в воинской среде, в  системе исполнения наказаний и  др. В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и  нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии, создаются общественные условия для полной реализации функций  социальной работы как профессионального вида деятельности. , 
Идея прав человека и концепция профессионализма | являются главными идеями социальной работы, вокруг которых накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и основанием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, — право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень. 
Каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага — это утверждение является базовой профессиональной установкой социального работника, в какой бы сфере он ни работал. И несмотря на то, что представления о правах человека в разное время подвергались коренному пересмотру, этот принцип существенных изменений не претерпел. Наоборот, к началу XXI в. количество людей, желающих профессионально или на общественных началах приблизиться к реализации этого принципа в жизнь, значительно возросло. Миллионы людей принимают участие в оказании помощи нуждающимся в качестве парапрофессионалов, это практические психологи, психотерапевты, социальные педагоги, социальные работники, а также “добровольцы” и др. 
Однако существует потребность более четко определить границы между профессиональной деятельностью названных специалистов, а также уяснить суть различий позиций людей, занятых в разных общественных системах помощи, обеспечивающих не только социальную защиту и социальное обслуживание, но и освобождение человека от нужды, бедности, несправедливости, маргинальность, помощь в преодолении ограничения возможностей, улучшение способности самостоятельно решать свои проблемы и преодолевать трудности. Социальная работа как профессия оказывается средоточием более глубокого знания масштабов человеческих бедствий. А это значит, что представители этой профессии могут обеспечить государству более адекватную обратную связь в ответ на претворяемые в жизнь правительственные решения, подсказать пути улучшения качества жизни, элементами которого являются состояние окружающей среды и физическое здоровье, уровень развития экономики, образования, здравоохранения, социальной защищенности и др. В какой бы сфере ни работал социальный работник, он обязан исходить из принципиальной профессиональной позиции: 
человек должен иметь условия, необходимые ему для развития и достойной жизни, облегчать повседневную жизнь людей, помогать им решать многочисленные социальные проблемы, исполнять свои функции с учетом специфики социальной сферы, конкретного социума. Объектом социальной работы является “личность в социуме”. Взаимодействие клиента социальной работы со специалистами, различными структурами и окружением составляет предмет социальной работы в любом социуме. 
Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности социальные проблемы многих категорий населения являются межведомственными, проблемами государства и общества, поэтому они требуют для своего разрешения скоординированных усилий государственных и негосударственных структур как на федеральном, так и на региональном уровне. Например, для оперативного и квалифицированного решения социальных проблем, связанных с занятостью инвалидов, может быть предусмотрено:

  • прямое финансирование и льготное кредитование потенциальных работодателей;
  • оказание активного содействия специализированным предприятиям, использующим труд инвалидов;
  • ежегодное определение для инвалидов перечня профессий и специальностей. пользующихся устойчивым спросом и конкурентоспособностью;
  • развертывание системы переобучения лиц с ограниченными возможностями более конкурентоспособным специальностям;
  • обучение и переобучение инструкторов, ведущих обучение инвалидов;
  • для детей-инвалидов создание сети спецшкол первичной трудовой адаптации, создание при детских домах-интернатах отделений медико-социальной а трудовой реабилитации для умственно отсталых детей и подростков-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых  обеспечивается достижение определенных целей социальной работы, необходимых  общественных изменений по отношению  к отдельному человеку или группе лиц, удается осуществить широкий  спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и других мероприятий для решения проблем клиентов. 
Социальный работник помогает клиенту: а) обеспечивая выживание, обучая способам самостоятельного решения житейских проблем, б) открывая возможности самообеспечения и достижения достойного уровня существования; в) обеспечивая связь трудной жизненной ситуации, содействуя эффективной и слаженной работе этих систем; г) стремясь как посредник между человеком и государством изменить ситуацию социального функционирования своего клиента, найти эффективные и гуманные средства решения его проблем, заставить государственную систему учитывать его интересы и потребности, создать в социуме необходимые условия для быстрейшей социальной адаптации клиента. 
Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни. 
Технология социальной работы — это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей. Трудно переоценить значение технологий социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Благодаря им удается осуществить адресную социальную помощь, прежде всего, остро нуждающимся и слабо социально защищенным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 
Не менее значимы и частные технологии, научно обоснованные технологические стандарты работы с конкретными группами — инвалидами, пенсионерами, одинокими и больными людьми, безработными, беженцами и другими категориями, включающими необходимое описание задач, ресурсов, мер, действий, других составляющих. Они позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому клиенту и помочь в решении возникших у него проблем. 
Недостаточно пока методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом, все еще преобладают групповые технологии. Российские специалисты оказались не подготовленными к практической работе с такими социальными объектами, как безработные, беженцы, бомжи. Поэтому весьма актуальны: адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения; разработка новых технологий; ориентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресное™, интересов сети, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем человека. Для ускорения разработки и внедрения более действенных средств социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества необходимо дальнейшее углубление научных исследований, призванных помочь в создании, апробации, улучшении новых методик, механизмов, систем, процедур. Нужны прикладные исследования новых инициативных авторских методик, которые могли бы лечь в основу новых технологий. Трудно переоценить значение оперативного мониторинга, осуществляемого в процессе оказания социальной помощи. Речь идет о стандартизированных тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей и т. д. Такие исследования помогают принимать верные решения, быстрее осваивать новые технологии, добиваться желаемого изменения в объекте исследования. 
Повышается значение междисциплинарного подхода к разработке и внедрению технологий, сочетания социальных, социально-технологических, социально-медицинских приемов, способов действия, процедур. Только усилиями специалистов различных отраслей знания могут быть разработаны высокоэффективные научно обоснованные технологические стандарты социальной работы с различными категориями клиентов, включающие результативные приемы и способы действий и позволяющие выделить конкретного человека с его потребностями и интересами, нуждами и проблемами, настроениями и заботами. 
Особую роль в осуществлении социальной работы с различных сферах жизнедеятельности общества играют территориальные социальные центры, социальные службы. Они могут быть специализированными: психолого-педагогические; экстренной психологической помощи по телефону; медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков; помощи беженцам и лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и межнациональных конфликтов; социальной помощи несовершеннолетним беременным; социальные приюты и т. п.; а также комплексными: территориальные центры социального обслуживания населения; центры социальной помощи семье и детям; центры дошкольной и внешкольной работы с несовершеннолетними и т. п. 
Опыт свидетельствует о высокой результативности работы многих территориальных центров. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как: организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности; оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи; осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство; предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах, и пр. 
Бесспорным достоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, означающий, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его, реализовать потенциал собственных сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы. Это позволяет не просто оказывать социальные услуги, а осуществлять качественное, личностно ориентированное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи, включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты. 
Состояние социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества в решающей степени определяется умением и способностью специалистов по социальной работе работать с людьми, в совершенстве владеть методами социальной работы с самыми разными типами клиентов. 
Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно “слабых” слоев и групп населения. Именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности. 
В соответствии с таким общим подходом можно далее конкретизировать технологии, применяемые в социальной работе (имеются в виду все три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (деятельность)), 
Классификация технологий в социальной работе как виде практической деятельности в различных социальных сферах может быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. Главное здесь — учесть специфику объектов и видов социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества и их взаимосвязь. 
Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества. Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями. Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию. 
Несмотря на общность этих технологий в работе в разных сферах жизнедеятельности общества, они существенно разнятся в соответствии со спецификой объектов социальной работы социальных сфер. Поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов, особенностей видов социальной работы и сфер жизнедеятельности имеет принципиальное значение. 
Виды работ (технологий) весьма разнообразны. Приведем один пример — социальное обслуживание на дому пенсионеров. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, при обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших. 
Поскольку социальную работу можно рассматривать в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со “слабыми” слоями населения, то в первом — о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы. Этого можно добиться также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества. 
Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии. 
Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений. 
Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить “внешние” по отношению к клиенту социальные технологии — государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание — создать такие условия, чтобы человек (группа, слой) сам решал свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От “внешних” технологий отличаются социальные технологии (т. е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, организация собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др. Кроме того, различают технологии в социальной работе с проживающими на территории страны и с населением, группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычное население, русские в государствах СНГ), а также социальные технологии, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями. 
Существует тесная связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. В социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высокой наукоемкостью. Их применение связано обычно с оказанием нуждающимся людям элементарной помощи, не требующей специальной подготовки. 
Примером инновационных технологий могут служить, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, в основе которого лежит активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых свойств и характеристик обучения. 
В социальной работе используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных территорий, а также технологии, учитывающие специфику различных сфер жизнедеятельности. 
Технологии в социальной работе во многом предопределяют ее эффективность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.  

Социальная  работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания и организации  социальной защиты семьи в последние  годы приобретает все большую  актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению  к семьям в России проявлялась  всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с семьями, проводилась  систематически в органах и учреждениях  социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники  здравоохранения в контакте с  государственными и неправительственными организациями, учреждениями образования, внутренних дел, органами социальной защиты и опеки, центров социального  обслуживания, муниципальных и территориальных  органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая  определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального  работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты семей работников данной категории  расширяются их функции. При этом особенно вырисовывается специфика  деятельности социальных работников. В одних случаях она носит  характер организации помощи различных  служб (медицинской помощи, юридических  консультаций и т.д.), в других она  приобретает морально-психологический  аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (семей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей различных категорий семей. В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в организации социальной защиты семей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории семей, которые находятся в затруднительном и неблагоприятном состоянии, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

1.         Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука»2005.

2.         Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус,2007. – 207с.

3.         Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.

4.         Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. –2005.- № 7/8 – С. 23-27.

5.         Бочарова В.Г. Личность – семья – община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9.

6.         Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: Наука, 2006– 123с.

7.         Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч. Пособие, Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина.2005.

8.      Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука» Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В

9.      О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. –2005г. – М., 1998.

10.      Основы социальной работы: Учебник // Под ред. В.Н. Курбатова. – М., 1996. – 567 с

11.      Основы социальной работы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок. М.: Юристъ,2007. – 521 с

12.      Пантелеева Г.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. М.: Филинъ, 2009. – 450 с

13.      Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. М., 1997. – 225 с

14.      Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. – Семья как объект социальной работы. – М.,2005.

15.      Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1995. – 456 с Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2008. – 379 с

16.      Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) – М.: МГСУ, 2006.-240 с. 
 


Информация о работе Передовые формы организации труда в системы социальной защиты