Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 21:40, курсовая работа
Родоначальником нового подхода следует считать К. Фримана, который в конце 1980-х гг. прошлого столетия ввел само понятие национальной инновационной системы, как сложной системы экономических субъектов и общественных институтов (таких, как ценности, нормы, право), участвующих в создании новых знаний, их хранении, распространении, превращении в новые технологии, продукты и услуги, потребляемые обществом.
Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с развитием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнеров.
6. Сбытовая инфраструктура. Сбыт – один из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта инновационной продукции, в результате чего нет активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.
Еще более актуальна эта проблема
при выходе на мировые рынки.
На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация
о продукции российских инновационных
предприятий, поэтому без серьезной работы
в этом направлении нельзя надеяться на
радикальное изменение ситуации с выходом
этих предприятий на мировые рынки наукоемкой
продукции и увеличение их доли с 0,3–0,5
% (в настоящее время) до сравнимых с показателями
развитых стран.
В связи с этим создание действенной системы продвижения инновационной продукции российских предприятий на внутренний и мировой рынки является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода российской экономики на инновационный вариант развития.
Классические методы продвижения (участие в выставках, продажи через Интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.
Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с советскими внешнеторговыми организациями, обслуживавшими экспорт отраслей). Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу.
Естественно при этом необходимо развивать и другие методы продвижения, существующие в настоящее время: через выставочную деятельность, профессиональные объединения предприятий, посреднические фирмы и систему консалтинговых и маркетинговых фирм.
Инновационная инфраструктура нуждается также в законодательно-правовой основе – своде законодательных положений по предпринимательской деятельности, обеспечивающих свободу и альтернативность использования объектами рынка своего технического и экономического потенциала.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Распространение инновации
– это информационный процесс, форма и
скорость которого зависит от мощности
коммуникационных каналов, особенностей
восприятия информации хозяйствующими
субъектами, их способностей к практическому
использованию этой информации и т. п.
Это обусловлено тем, что хозяйствующие
субъекты, действующие в реальной экономической
среде, проявляют неодинаковое отношение
к поиску инноваций и разную способность
к их усвоению.
В реальных инновационных процессах скорость
процесса диффузии нововведения определяется
различными факторами: а) формой принятия
решения; б) способом передачи информации;
в) свойствами социальной системы, а также
свойствами самого нововведения. Свойствами
нововведения являются: относительные
преимущества по сравнению с традиционными
решениями; совместимость со сложившейся
практикой и технологической структурой,
сложность, накопленный опыт внедрения
и другие.
Одним из важных факторов распространения
любой инновации является ее взаимодействие
с соответствующим социально-экономическим
окружением, существенным элементом которого
являются конкурирующие технологии. Согласно
теории нововведений Шумпетера диффузия
нововведения является процессом кумулятивного
увеличения числа имитаторов, внедряющих
нововведение вслед за новатором в ожидании
более высокой прибыли.
Субъекты инновационного процесса делятся
на следующие группы: новаторы; ранние
реципиенты; раннее большинство и отстающие.
Все группы, кроме первой, относятся к
имитаторам. Шумпетер считал ожидание
сверхприбылей главной движущей силой
принятия нововведения. Однако на ранних
стадиях диффузии нововведения никто
из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной
информации об относительных преимуществах
конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие
субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных
новых технологий под угрозой вытеснения
с рынка.
Нужно исходить из того, что
внедрение нововведения является трудным
и болезненным процессом для любой организации.
Во всех случаях одним из важных критериев
принятия решений каждым субъектом является
сравнение альтернативных технологий
и решения, принятые предыдущими реципиентами.
Но получить такую информацию достаточно
сложно, так как это связано с конкурентным
положением фирм на рынке. Поэтому каждая
фирма может быть знакома с опытом ограниченной
выборки фирм, меньшей, чем все множество
реципиентов. Это обуславливает неопределенность
процессов принятия решений и диффузии
нововведения в рыночной экономике. Другая
причина неопределенности связана с самыми
новыми технологиями .На ранних стадиях
диффузии их потенциальная прибыльность
остается неопределенной. Неопределенность
может быть устранена с накоплением опыта
внедрения и использования НВ. Однако
со снижением неопределенности и риска
применения новой технологии исчерпывается
потенциал ее рыночного проникновения
и снижается ее прибыльность. Возможность
извлечения дополнительной прибыли от
использования любого нововведения - временна
и снижается с приближением предела его
распространения.
Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих.
Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества нововведения в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.
Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.
2.1 Инвариантность инноваций.
Возможность диффузии инноваций определяется их инвариантностью, т.е. способностью сохранения неизменными полученных количественных характеристик (например, основных технико-экономических и эксплуатационных параметров новой продукции) по отношению к преобразованиям и переменам внешней среды. Имеется в виду возможность осуществления диффузных процессов при переориентации деловых циклов с микроуровня инновационной среды на мезо- или макроуровень. Инвариантность инноваций по отношению к изменениям внешней среды способствует ускоренному притоку капиталов в новый технологический уклад. Примером диффузии инноваций в макросреде являются научно-технологические разработки в области черной металлургии, выполненные на советских металлургических заводах (микроуровень нововведений), но нашедшие широкомасштабное освоение и применение в Японии для решения важных общегосударственных задач в экономике страны.
Понятие инвариантности как сохранения неизменными основных параметров и свойств при некоторых преобразованиях впервые введено Ф. Клейном в 187Э г. на числовом примере квадрата расстояния между точками отрезка прямой линии в различных системах координат. Существуют инвариантности и других преобразований со своими законами сохранения, например при констатации оценок, выводов и т.д. В дальнейшем понятие инварианта нашло применение по отношению ко всему многообразию, именуемому пространством познания.
Наиболее типичным для диффузных процессов являются технологические нововведения в инновационной сфере. Они непосредственно связаны с жизненным циклом технологии производства применительно к фазам тиражирования и многократного повторения нововведений на различных объектах. Возможность диффузии технологических и других новшеств во многом обусловлена их инвариантностью. Например, персональные компьютеры, выпускаемые в США, находят широкое применение в технологии решения управленческих задач организаций промышленности и сферы услуг других стран.
Отраслевой принцип управления промышленностью обычно обосновывается необходимостью соблюдения единой технической политики в развитии подведомственных организаций. Мезосреда инноваций какой-либо отрасли промышленности позволяла продуктивно поддерживать диффузные процессы исходя из внутренних потребностей и наличия инвестиций в новые проекты. При этом практически отсутствовала межотраслевая кооперация в инновационной деятельности, что приводило к дублированию научно-технических разработок, а в ряде случаев — к резкому отставанию в технологическом развитии отдельных организаций промышленности из других отраслей. Следовательно, диффузные процессы на межотраслевом уровне фактически не наблюдались.
Для сравнения можно привести плодотворный обмен идеями и опытом между областью освоения космоса в США с другими секторами американской экономики. Диффузные процессы технологических новшеств программы «Аполлон» позволили США выйти на первое место по производству компьютеров. Методы автоматической проверки для ракеты-носителя «Сатурн» нашли применение для борьбы с выхлопными газами автомашин и сортировки посылок на почте. Новые пластмассы и сплавы широко используются в гражданском секторе экономики.
Одним из рыночных регуляторов диффузных процессов является трансферт инноваций. В обычное понятие трансферта вкладывается процесс передачи права владения именными ценными бумагами. Трансферт инноваций законодательно разрешает передачу права использования инноваций как носителей новых ценностей (стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности. Инновационный трансферт учитывает именную ценность инноваций, интеллектуальный вклад авторов. Специально созданная патентно-лицензионная служба охраняет и удостоверяет исключительные права патентодержателя на инновацию в виде, например, изобретения или новой технологии производства. Патент закрепляет за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение. Лицензию на использование изобретения выдает владелец патента. На практике владелец патента, как правило, передает свои права государству, которое имеет значительно больше возможностей для защиты интеллектуальной собственности.
Важнейшей задачей патентно-лицензионной службы государства является регулирование и координация инновационного трансферта с учетом инвестиционных возможностей организаций промышленности при реализации инновационных проектов. В случае если продажа лицензиииностранному государству осуществляется до того, как технологическое нововведение достаточно полно использовано в стране-патентодержателе, такая сделка может нанести ощутимый экономический вред.
Например, в японской черной металлургии широко применяются турбины, работающие на отходящих газах доменных печей [ГУБТ), изготовленные по советской лицензии. В середине 1990-х гг. в Японии действовало уже 35 таких турбин, которые вырабатывали 16% электроэнергии, используемой в черной металлургии страны. Такое же положение сложилось с технологией непрерывной разливки стали, которая внедрена на большинстве заводов. В то же время в российской черной металлургии эти прогрессивные новшества не сразу нашли применение. В ряде случаев бывает выгоднее покупать японскую сталь, чем заниматься выплавкой собственной. Огромный, по сравнению с Японией, перерасход энергии в черной металлургии эквивалентен выработке электроэнергии на всех российских АЭС.
Патентно-лицензионная служба, осуществляющая трансферт инноваций, должна руководствоваться прежде всего экономическими интересами своей страны. До тех пор пока нововведение, не имеющее аналогов в зарубежной практике, не использовано достаточно полно в мезо- и микросреде инновационной деятельности, продавать лицензию другому государству экономически нецелесообразно. В противном случае нарушается авторское право на интеллектуальную собственность. Следовательно, трансферт инноваций нуждается в продуманном технико-экономическом обосновании диффузных процессов, связанных с распространением новшеств и нововведений как на уровне организаций промышленности, так и в макросреде при продаже лицензий другим странам.
Движение инновации от ее возникновения до диффузии связано с движением инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента основаны на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций на рынке. Вследствие этого общим содержанием всех приемов инновационного менеджмента является воздействие на инновации денежных отношений, возникающих между продуцентом, или продавцом, инновации, с одной стороны, и покупателем этой инновации — с другой.
Одним из эффективных приемов поддержки инновационного бизнеса является франчайзинг.
Франчайзинг — организация бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на выполнение всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, чтофранчайзи имеет прекрасную возможность получить прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
Информация о работе Понятие и элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика