Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 21:40, курсовая работа
Родоначальником нового подхода следует считать К. Фримана, который в конце 1980-х гг. прошлого столетия ввел само понятие национальной инновационной системы, как сложной системы экономических субъектов и общественных институтов (таких, как ценности, нормы, право), участвующих в создании новых знаний, их хранении, распространении, превращении в новые технологии, продукты и услуги, потребляемые обществом.
Среди потенциальных инвесторов процесса коммерциализации научно-технических разработок целесообразно отметить:
При этом в процессе коммерциализации часто принимают участие посредники, которые осуществляют привлечение финансовых средств и поиск технологий. В качестве посредников могут выступать консалтинговые компании, оказывающие различные услуги по продвижению разработки на рынок.
Основным моментом в процессе коммерциализации научно-технической продукции является выбор способа коммерциализации. На данный момент выделяют три основных способа коммерциализации инноваций с точки зрения степени передачи прав на разработку:
Таким образом, для научно-технических разработок узкоцелевой направленности, которые востребованы на ограниченном количестве предприятий или на которые существует только один или несколько покупателей, целесообразно использовать второй или третий способы коммерциализации. Третий способ рационален, если разработчику научно-технической продукции проблематично в будущем использовать разработку в коммерческих целях и экономически целесообразней направить усилия на созданий новой продукции, а не на организацию серийного или массового производства уже созданного товара. Для разработок, которые могут быть предложены с коммерческой целью значительному количеству потребителей на рынке, не связанных друг с другом, предпочтителен первый способ коммерциализации, так как использование разработки при таких условиях может дать значительный экономический эффект в будущем, который невозможно адекватно оценить при продаже прав на разработку на текущий момент времени.
Коммерциализация использования результатов научно-исследовательской деятельности, которая осуществляется за счет бюджетных средств в вузах и научных организациях, может реализовываться с использованием децентрализованной, централизованной и смешанной моделей.
В рамкахдецентрализованной модели предприятие, ведущее научно-исследовательскую деятельность, самостоятельно ищет направления коммерциализации и инвесторов для данного процесса, используя наиболее целесообразные с точки зрения экономической, социальной и информационной эффективности способы коммерциализации.
В централизованной модели способы коммерциализации определяются вышестоящей организацией, а организация-разработчик осуществляет лишь авторский надзор за продукцией, в ряде случаев занимается переработкой научно-технической продукции с целью придания ей определенных потребительских свойств.
В смешанной модели часть разработок, наиболее важных для государства, коммерциализируется по централизованной модели, менее важные разработки передаются в полную компетенцию организации-разработчика.
Преимуществом при использовании децентрализованной модели является высокая степень заинтересованности предприятия-разработчика в эффективной коммерциализации продукции, которая наиболее востребована с точки зрения рынка. Недостатком может стать возможное отсутствие средств и инвесторов для доведения продукции до производства и конечного потребителя. В централизованной модели преимущества и недостатки прямо противоположны децентрализованной модели: наличие финансирования для продвижения разработки на рынок, но менее высокая заинтересованность предприятия-разработчика в результатах коммерциализации научно-технической продукции.
Среди проблем коммерциализации технологий, которые возникают на российском рынке, можно отметить:
Инновационный процесс, т.е.
процесс создания, распространения и потребления
субъектами народного хозяйства научно-технических,
организационных, управленческих и других
новшеств, является основным содержанием
процесса модернизации экономики и общества
в целом. Это справедливо и для такого
понятия, как научно-технический прогресс
(НТП), широко используемого для описания
различий в экономическом развитии тех
или иных стран. Более того, масштабы использования
достижений НТП в свое время стали основным
критерием деления стран на промышленно-развиты(
В последнее десятилетие Россия
была активным участником процесса создания
элементов инновационной инфраструктуры
- финансовых механизмов, включая финансирование
производственно-
В итоге имеющийся потенциал используется недостаточно эффективно, а инновационная активность и показатели технологического развития страны хотя и имеют тенденцию к постепенному росту, но пока остаются невысокими. Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35% до %. Это уступает показателям не только развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии. Что касается показателей торговли российскими технологиями на международном рынке, то в последние годы отмечается расширение ее масштабов и географии. Суммарный оборот торговли технологиями составил в 2002 г. 784 млн. дол. (в 2001 г. 636,9 млн. дол.), однако пока это низкий показатель: так, в США суммарный оборот от торговли технологиями составляет 49,7 млрд. дол., в Швейцарии - 3,5 млрд. дол.
По показателю изобретательской активности, измеряемому как число отечественных патентных заявок (в том числе и поданных за рубежом) в расчете на 10 000 населения, Россия вышла на средний уровень (2,62), опережая страны Центральной и Восточной Европы - Чехию, Польшу, Венгрию (0,6-0,7), но отставая от государств-лидеров, где соответствующие значения достигают 4,5-5,5. Доля России в общем количестве патентных заявок, подаваемых за год иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 0,5%, однако в динамике число российских патентных заявок, поданных за рубежом, растет.
Правительством в лице Министерства образования и науки РФ (и его предшественника - Министерства промышленности, науки и технологий РФ) была поставлена задача создания «технологических коридоров», которые будут способствовать установлению связей между этапами инновационного цикла.
1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник СПб.: Питер, 2013;
2. Аммосов Ю. Деньги для хорошего человека // Эксперт. 2004. № 4;
3. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Уч. пособие – СПб.: ПИТЕР, 2012;
4. Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: учебник - М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент, учебное пособие,С-Пб,2013
6. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Вып. 2 / Рук. Толиченко О //М.:Инновация.-2010
Информация о работе Понятие и элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика