Понятие инноваций. Признаки инноваций. Классификация инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:14, лекция

Описание работы

Инновация — введение в употребление или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (федеральный закон №127-ФЗ от 23.08.1996, определение включено федеральным законом №254 от 21.07.2011).
Инновации могут быть: технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Файлы: 1 файл

1, Инновационный менеджмент.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие  инноваций. Признаки инноваций.  Классификация инноваций.

Инновация — введение в употребление или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (федеральный закон №127-ФЗ от 23.08.1996, определение включено федеральным законом №254 от 21.07.2011).

Инновации могут  быть: технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Инновации имеют  две основные особенности:

  • новизну применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна);
  • новизну научной идеи или технического решения, лежащую в основе нововведения.

Исходя из экономической  природы нововведения главной выступает рыночная новизна, а научно-техническая имеет подчиненное значение.

Инновацию-результат  нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе

Классификация инноваций

Российский  исследователь Ю. В. Яковец предложил  следующую классификацию инноваций:

  1. базисные инновации – реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой кардинальных переворотов в технике, формируются новые ее направления, отрасли;
  2. улучшающие инновации – предусматривают реализацию изобретений среднего уровня и служат базой для создания новых моделей взамен старой на новую, либо расширяют сферу ее применения;
  3. микроинновации – улучшают некоторые производственные или потребительские характеристики выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, способствуя тем самым более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;
  4. псевдоинновации – направлены на модернизацию моделей машин и технологий, представляющих уже вчерашний день техники. Можно представить классификацию инноваций по следующим признакам:
  • по областям применения: управленческие, социальные, промышленные, организационные и др.;
  • по этапам НТП, результатом которых стала инновация: технические, технологические, научные, конструкторские, производственные и информационные;
  • по темпам осуществления: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные;
  • по степени интенсивности: равномерные, слабые, массовые;
  • по масштабам: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие;
  • по результативности: высокие, низкие, средние;
  • по эффективности: экономические, экологические, социальные, интегральные.

В. В. Горшков  и Е. А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций  используют два признака: структурную  характеристику и целевые изменения.

1. С точки  зрения структурной характеристики  инновации подразделяются на 3 группы:

  • инновации на «входе» в предприятие;
  • инновации на «выходе» из предприятия;
  • инновации структуры предприятия как системы, которая включает в себя отдельные элементы и взаимосвязи между ними.

2. По целевому  изменению инновации разделяются  на инновации: технологические,  производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области  управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие  инновационного процесса. Содержание  инновационного процесса. Модели реализации инновационных процессов.

Инновационный процесс означает инновационную  деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических  изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса.

Инновационный процесс - процесс создания, распространения  и использования новшества (т.е. совокупности новых идей и предложений, которые  потенциально могут быть осуществлены и при условии масштабности их использования и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения).

Различают три  логических формы инновационного процесса (ИП): простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Наконец, расширенный  инновационный процесс проявляется  в создании все новых и новых  производителей нововведения, нарушении  монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

В условиях товарного  инновационного процесса действует  как минимум два хозяйственных  субъекта: производитель (создатель) и  потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения  инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:

  • а) создание и распространение;
  • б) диффузия нововведения.

Первое, в основном, включает последовательные этапы научных  исследований, опытно-конструкторских  работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого  производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями  и потребителями. В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики, как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стратегии инновационного  развития России на период до 2020 года (цель, этапы реализации, инструменты инновационной политики)

Цель Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:

  • Повышение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации;
  • Повышение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг;
  • Увеличение удельного веса экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров;
  • Возрастание валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте;
  • Увеличение удельного веса инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;
  • Повышение внутренних затрат на исследования и разработки валового внутреннего продукта, из них больше половины - за счет частного сектора.
  • Повышение доли российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах;
  • Повышение числа цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в WEB of Science; 
  • Вхождение не менее 4 российских вузов в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу QS World University Rankings;
  • Повышение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами  в патентных ведомствах ЕС, США и Японии;
  • Повышение доли средств, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счёт всех источников.

1 этап (2011-2013). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.

Ключевая проблема в настоящее время – невосприимчивость  бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях компаний. Эта задача должна быть решена на первом этапе через:

  • повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологических секторов экономики, приоритеты развития которых определены Президентом Российской Федерации (привлечение квалифицированных кадров в эти сектора путем реализации налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, различных типов финансовой поддержки);
  • поддержка «догоняющей модернизации» секторов экономики, за счет налогового стимулирования технического перевооружения, благоприятного таможенного режима ввоза импортного оборудования, усиления требований технического регулирования;
  • развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, путем повышения качества корпоративного управления,  формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества  внешней экспертизы таких программ;
  • устранение в системе государственного регулирования (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование и т.д.) барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности;
  • опережающее наращивание расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний, через выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития;
  • расширение поддержки стартующих компаний через действующие институты развития – инновационный центр «Сколково», посевной фонд РВК, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, региональные программы поддержки малого бизнеса.

Формирование механизма частно-государственного партнерства, обеспечивающего взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР, формировании эффективно действующих технологических платформ. В реализации проектов частно-государственного партнерства будут принимать участие ОАО «РОСНАНО», Внешэкономбанк, Росатом, Российский фонд технологического развития,  технопарки, особые экономические зоны, а также инновационный центр «Сколково».

В целях создания необходимых  предпосылок модернизации экономики:

  • будет обеспечено формирование эффективного слоя руководителей, отвечающих за вопросы инновационного развития в ведущих компаниях с государственным участием, университетах, федеральных органах исполнительной власти и в органах власти субъектов Российской Федерации;
  • на федеральном и региональном уровнях будут сформированы механизмы содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики, дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции.

2 этап (2014-2020). Этап будет характеризоваться опережающим ростом доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки при одновременном значительном повышении объемов бюджетного финансирования. За счет высвобождения финансовых ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет существенно увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики.

На базе заделов, сформированных на первом этапе, будет проведено  масштабное перевооружение и модернизация в промышленности. В этих целях  также будут введены необходимые  налоговые и иные стимулы, направленные на вытеснение старого технологического оборудования. При этом будет сохранена в необходимых объемах поддержка реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития, которые должны будут обеспечить технологическое лидерство страны в перспективе.

Особый акцент будет сделан на модернизации и достройке необходимых  элементов инновационной инфраструктуры и повышении их эффективности. На втором этапе должна быть полностью  сформирована целостная и работоспособная национальная инновационная система, адекватная расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающая поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.

На втором этапе также будет увеличена поддержка продвижения российской инновационной продукции (услуг) и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнеса (маркетинговых, консультационных, выставочных и т.д.), связанных с выводом продукции на новые рынки.

На втором этапе  происходит опережающий рост расходов на обновление научной и приборной  базы, усиление «институционализации»  расходов по исследованиям и разработкам и продолжается увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничества осуществляется концентрация ресурсов на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков.

Информация о работе Понятие инноваций. Признаки инноваций. Классификация инноваций