Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 15:43, реферат
На сегодняшний день добывающая промышленность является одной из ведущих и определяющих сфер экономических интересов государства. Именно промышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Добывающая промышленность представляет собой важнейшую часть экономики страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Эффективное государственное управление добывающей промышленностью обеспечивает социально-экономическое развитие страны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Право собственности государства в отношении объектов добывающей промышленности …………..……………………………………..........................4
Методы управления собственностью добывающих отраслей............................6
Органы государственного регулирования добывающих отраслей…………..11
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Право собственности государства в отношении
объектов добывающей промышленности …………..……………………………………..........
Методы управления собственностью добывающих отраслей......................
Органы государственного регулирования добывающих отраслей…………..11
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день добывающая промышленность является одной из ведущих и определяющих сфер экономических интересов государства. Именно промышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Добывающая промышленность представляет собой важнейшую часть экономики страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Эффективное государственное управление добывающей промышленностью обеспечивает социально-экономическое развитие страны.
Особенностью добывающей промышленности является то, что объекты ее пользования – природные ресурсы – являются государственной собственностью. Отсюда возникает необходимость государства так выстроить отношения с частным сектором, чтобы обеспечить эффективное управление отраслями добывающей промышленности их развитие.
Право собственности государства в отношении объектов добывающей промышленности.
С социально-экономической точки зрения собственность - это отношения между человеком, группой или сообществом людей (субъектом) с одной стороны), и любой субстанцией материального и нематериального мира (объектом) с другой стороны, заключающиеся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, присвоении и использовании объекта субъектом.
Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. Это могут быть: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.
В соответствии с российским законодательством, право собственности включает в себя триаду полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Владение отражает факт реального обладания каким-либо предметом. Сущность пользования состоит в извлечении полезныхсвойств из обладания имуществом, его применения в соответствии с желанием собственника. Право распоряжения дает возможность реализации имущества любым способом, вплоть до его уничтожения.м Как и любой другой полноправный собственник – коммерческая компания, частное лицо - государство в лице своих органов власти и управления, своих предприятий и уполномоченных лиц (например, представителей в акционерных обществах) может владеть, распоряжаться и пользоваться любыми материальными и нематериальными благами - объектами собственности. Однако в отличие от других участников экономической деятельности, основную массу собственности государства составляют природные объекты. Фактически все природные ресурсы находятся в государственной (федеральной собственности). Добывающая промышленность - это отрасли промышленности, которые находят свой предмет труда в природе, добывают сырье, осуществляют лесозаготовки, улов рыбы, добычу морского зверя и морепродуктов, то есть фактически осуществляют природопользование. Добывающая промышленность включает:
получение электроэнергии;
все отрасли горнодобывающей промышленности;
лесозаготовку, лесные промыслы;
охоту, рыболовство, добычу морского зверя.
Основные предприятия добывающей промышленности:
в электроэнергетике - электростанции;
в горнодобывающей промышленности - карьеры, рудники, разрезы, шахты, прииски;
в лесозаготовках - леспромхозы;
в охотничьем и рыболовецком промыслах - охотничьи, рыболовецкие, зверобойные хозяйства, артели.
В практике планирования и статистики к добывающей промышленности относятся также водопроводы и гидроэлектростанции.
Таким образом, объектами добывающей промышленности являются различные природные ресурсы (лесные ресурсы, недра, объекты животного мира), которые находятся в собственности государства и его субъектов. Государству очень важно разработать целостную и эффективную систему по управлению государственной собственностью добывающих отраслей.
Методы управления собственностью добывающих отраслей.
На сегодняшний день в России существует множество методов управления государственной собственностью природопользования. Можно выделить следующие группы таких методов:
правовые;
административные;
нормативные;
экономические.
Правовые методы являются основой для других методов, поскольку они создают всю конструкцию регулирования. В России создана система базовых законов, касающихся управления государственной собственностью добывающих отраслей на федеральном и региональном уровнях. К базовым законам можно отнести:
Земельный кодекс РФ 2001 г. (земельные ресурсы)
Лесной кодекс РФ2006 г. (лесные ресурсы)
Водный кодекс РФ 2006 г. (водные ресурсы)
Федеральный закон от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (минеральные ресурсы)
Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водно-биологических ресурсов» (водно-биологическое ресурсы)
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Одним из важнейших вопросов является вопрос собственности на природные ресурсы и разграничение компетенции в распоряжении этими ресурсами, что прописано в данных базовых законах.
Федеральный центр не может управлять сам ресурсами и вынужден делегировать полномочия субъектам Российской Федерации. Поэтому субъекты РФ создают свои нормативные акты по регулированию природопользования.
В настоящее время правовые методы еще далеки от совершенств, что отражается в многочисленных поправках природно-ресурсному законодательству.
Административные методы базируются на силе государственной власти. Среди них можно выделить следующие группы.
Лицензирование деятельности по использованию различных природных ресурсов. Лицензия – это специальный документ, удостоверяющий право его владельца на пользование конкретным видом природных ресурсов в определенных границах при соблюдении заранее оговоренных условий и требований. Лицензирование применяется принедропользовании, водопользовании, при добыче объектов животного мира и ВБР. Выдача лицензий осуществляется на платной основе, а по недропользованию - на конкурсной основе.
Сертификация в сфере ресурсопользования. Экологическая сертификация – деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Экологическая сертификация проводится в России в виде обязательной и добровольной. Проведение обязательной экологической сертификации означает, что государство берет на себя защиту общественных интересов, связанных с обеспечением экологических интересов населения и охраны окружающей природной среды, рационального использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов и в других случаях. Для проведения обязательной экологической сертификации Министерство природных ресурсов и экологии РФ составляет и утверждает Перечни объектов, подлежащих обязательной экосертификации.
Обязательной сертификации подлежат также согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы. Организация и проведение обязательной сертификации указанных лесных ресурсов осуществляются федеральным органом управления лесным хозяйством. Порядок проведения сертификации определяется Правительством РФ. Добровольная экологическая сертификация осуществляется в тех случаях, когда в законодательных актах РФ не предписана обязательная сертификация и проводится по инициативе заявителя - природопользователя или юридического лица, выполняющего распорядительные функции в области использования природных ресурсов, на основе договора между органом по сертификации и заявителем.
Административные взыскания за нарушения требований в области ресурсопользования и охраны окружающей среды также являются административным методом регулирования ресурсопользования.
Еще одним из административных методов является экологический контроль - это совокупность организационно- правовых мер, обеспечивающих принуждение соответствующих субъектов экологическогоправа к исполнению экологических требований.
Существуют следующие виды экологического контроля:
государственный общий экологический контроль;
предупредительный — осуществляется на стадиях планирования или проектирования хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, реализации проекта, ввода объекта в эксплуатацию;
текущий — осуществляется на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования;
государственный специальный (межведомственный) экологический контроль (Министерство природных ресурсов РФ);
ведомственный экологический контроль — за выполнением правовых требований по рациональному природопользованию, ограниченный отраслевой сферой, т.е. осуществляемый министерствами и ведомствами;
общественный экологический контроль — проводится с участием граждан и общественных экологических объединений в соответствии с законодательством в обеспечение выполнения или контроля за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах.
Нормативные методы. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды.
В законе об охране окружающей среды выделается две группы нормативов: 1. нормативы качества окружающей среды (нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов и т.п.)
2. нормативы допустимого воздейст
образование отходов производства и потребления и лимит на их возмещение;
допустимые физические воздействия;
дополнительные изъятия компонентов природной среды (общие дополнительные уловы, квоты на вылов ВБР, расчетная лесосека, общий разрешенный объем рубки);
дополнительные антропогенные нагрузки на окружающую среду. Экономические методы регулирования ресурсопользования оказывают стимулирующее или ограничивающее воздействие на субъекты природопользования через их мотивы и интересы. Данные методы включают в себя:
плату за право пользования ресурсами;
арендную плату;
плату за последствия природопользования
льготные кредиты, субсидии, дотации;
частичное регулирование цены на природные ресурсы;
таможенные пошлины.
Передача ресурсов в пользование согласно российскому законодательству осуществляется через открытые аукционы и конкурсы. При этом определяется плата за право пользования. Она носит характер либо платежа, либо налога (платежи действуют только в лесопользовании).
Ставки платы определяются либо в процентах к стоимости ресурса, либо фиксированной ставкой за одну единицу налогообложения. По лесным ресурсам ставка определяется за единицу объема ресурсов (если происходит изъятие ресурса), либо за единицу площади участка (если нет изъятия ресурса).
Кроме платы за использование ресурсов природопользователи платят сборы за выдачу лицензий, разовые платежи за участие в аукционах, платежи за информацию о ресурсах и т.п.
Все платежи распределяются между бюджетами разных уровней. Порядок распределения устанавливается бюджетным законодательством на каждый год.
Таможенные пошлины являются важным инструментом регулирования природопользования, поскольку Россия – страна сырьевой ориентации. Об этом говорит тот факт, что в экспортных таможенных пошлинах пошлины на природные ресурсы (нефть и газ) занимают 90%. Доля таких пошлин в доходах федерального бюджета составляет 35%.
Таким образом, можно говорить об особом положении добывающих отраслей, т.к. данные отрасли осуществляют пользование природными объектами и ресурсами, находящимися в собственности государства. Отсюда возникает необходимость четкого государственного регулирования вопросов управления собственностью добывающих отраслей путем разнообразных правовых, административных, экономических и иных методов.
Органы государственного регулирования добывающих отраслей.
Структура органов государственного
регулирования природных ресурсов построена
по отраслевому принципу, то есть каждый
вид ресурсов регулируется отдельным
ведомством. В общем виде она представлена на рис. 1.Органы государственного
регулирования использования природных
ресурсов:
Исполнительной власти
Представительные
Специальной компетенции
Общей компетенции
Отраслевые
Функциональные
К представительным органам государственной власти, регулирующим использование природных ресурсов относятся: президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума, а также соответствующие органы субъектов. К органам общей компетенции относятся Правительство РФ и соответствующие органы субъектов РФ.
Информация о работе Право собственности государства в отношении объектов добывающей промышленности