Причины и направления инновационной деятельности в сфере сервиса и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях инновационность является характерным признаком развития общества. В туристский бизнес этот аспект вносит особую значимость.
Созданный туристический продукт нельзя оставлять неизменным, его нужно постоянно модернизировать. Растущие потребности граждан, которые, в свою очередь, становятся все более требовательными, обязывают к использованию современных достижений науки и техники, внедрению новых технологий питания и обслуживания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1 Причины и направления инновационной деятельности в сфере сервиса и туризма………………………………………………………………..5
2 Специфика и этапы разработки нового продукта социально-культурного сервиса и туризма......................................................................9
3 Внедрение нового продукта социально-культурного сервиса м туризма на рынок……………………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы……………………………………13

Файлы: 1 файл

КТР инновации - копия.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1 Причины и направления  инновационной деятельности в  сфере сервиса и туризма………………………………………………………………..5

2 Специфика и этапы  разработки нового продукта социально-культурного  сервиса и туризма......................................................................9

3 Внедрение нового продукта  социально-культурного сервиса м  туризма на рынок……………………………………………………………….11

Заключение………………………………………………………………..12

Список использованной литературы……………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях инновационность является характерным признаком развития общества. В туристский бизнес этот аспект вносит особую значимость.

Созданный туристический продукт нельзя оставлять неизменным, его нужно постоянно модернизировать. Растущие потребности граждан, которые, в свою очередь, становятся все более требовательными, обязывают к использованию современных достижений науки и техники, внедрению новых технологий питания и обслуживания. Для эффективного ведения  туристского  бизнеса необходимо раскрыть сущность понятия «инноваций в туризме» и определить основные направления инновационной деятельности в этой сфере.

Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном, благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением.

Базируясь на положениях соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туризме инновационная деятельность развивается по трем направлениям:

• внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления;

• маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов;

• периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.

В российском законодательстве под инновацией понимается: «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Причины и направления инновационной деятельности в сфере сервиса и туризма

 

 

В современном мире тот, кто стремится пробиться на рынок, вынужден идти по пути нововведений. Какие бы усилия ни прилагало предприятие СКСиТ для эффективной организации работы с уже имеющимися услугами, существует объективная необходимость в разработке новых товаров/услуг. Это связано с тем, что в условиях быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции, предприятие не может полагаться на существующие услуги.

Потребитель хочет и ждет новых, более увлекательных и интересных предложений. Таким образом, разработка новых продуктов является важным элементом деятельности предприятия СКСиТ.

К  мотивам инновационной деятельности предприятий СКСиТ относится:

         – повышение конкурентоспособности;

         – повышение качества выпускаемых продуктов и услуг;

         – освоение новых рынков сбыта;

        – увеличение доли на уже освоенном рынке;

       – расширение диапазона использования продуктов и услуг;

         – реализация на практике собственных научных разработок;

       – замена устаревших продуктов и услуг;

         – соответствие требованиям стандартов и др.

Новизна продукта СКСиТ является результатом творческого поиска и самостоятельной коммерческой ценностью.

Термин «новый» необходимо рассматривать не отдельно, а по отношению к некоторому объекту в системе: потребность → потребитель → товар → рынок. То есть продукт может быть новым:

        – по удовлетворению новой потребности;

        – отношению к новому потребителю;

         – отношению к существующему продукту;

         –  отношению к новому рынку.

Таким образом, вместо однозначного понимания новизны продукта возникает коммерчески более выгодное представление новизны, раскрывающее более широкие возможности для предприятия. Новый продукт должен:

         – либо удовлетворять новую потребность;

       – либо возвышать/выводить на новую ступень удовлетворение известной потребности;

          – либо расширять круг людей, способных приобрести данный продукт (т. е. выходить на новый рынок сбыта).

Для создания продукта, имеющего коммерческий успех (т. е. окупающего все затраты на разработку и внедрение на рынок), необходимо изучить около 50–60 новых идей и выбрать наилучшую, т. е. точно отвечающую перспективным требованиям рынка. Другими словами, новая (проектируемая) услуга должна отвечать потребностям, которые сформируются к моменту, когда услуга выйдет на рынок. Отсюда необходимо соблюдение двух требований: 1) прогнозировать и активно формировать новые потребности; 2) сокращать срок между выдвижением идей и апробацией, что требует увеличения расходов на исследования.

Разработка и внедрение на рынок новых продуктов содержит значительную степень риска. Подсчитано, что на рынке «проваливается» до 18% новинок, вступивших в стадию коммерческого освоения. С другой стороны, не менее велики материальные выгоды, связанные с его внедрением.

Из 10 введенных на рынок новинок 8 не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Причины провала могут быть разные:

– неправильное определение потребностей;

– неверная оценка емкости выбранного сегмента;

– неправильное позиционирование нового продукта;

– завышенная цена;

– неудачная система сбыта;

– недостаточная реклама и малые усилия по продвижению;

– ответные действия конкурентов;

– неподходящее время для выхода на рынок и др.

Основные направления инновационной деятельности организаций туризма и сервиса следующие:

1. Использование новой  техники и технологий в оказании  традиционных услуг.

В настоящее время предприятия туризма и сервиса используют глобальные системы бронирования, автоматизированные системы управления и другие достижения НТП. Примерами активного внедрения новинок могут быть электронные билеты, получение страхового полиса через Интернет и др.

2. Внедрение новых  услуг с новыми свойствами.

Речь идет об абсолютно новых услугах, ранее не предлагавшихся на рынке. В качестве примеров данного направления можно назвать космический туризм, кейтеринг и другие услуги.

3. Использование новых  туристских ресурсов, ранее не  использовавшихся.

Увеличению количества туристских ресурсов способствует расширение спектра потребностей. Например, изначально соборы и мечети не создаются для туристов, но с появлением религиозного туризма они вовлекаются в туристскую деятельность и становятся турресурсами. То же касается и других объектов, первоначально созданных для других целей (завод, образовательное учреждение, спортивный центр и др.).

4. Изменения в организации производства и потребления традиционных услуг СКСиТ.

В связи с глобализацией на рынке появились новые структуры (корпорации, транснациональные по форме и монополии по сути). Их создание происходит на добровольной основе на условиях долевого участия в деятельности или путем поглощения, слияния крупных и мелких фирм-операторов и турагентств. Фирмы-гиганты расширяют свою деятельность в других сопутствующих областях: становятся владельцами транспортных предприятий, предприятий питания, страховых компаний и др. Другими примерами организационных изменений являются гостиничные цепи,  реализующие единую политику по продвижению услуг к потребителю, система франчайзинга, контракт на управления и другие формы.

5. Выявление и использование  новых рынков сбыта услуг туризма  и сервиса.

В настоящее время среди туроператоров наметилась тенденция к формированию/расширению собственной сети турагентств или совмещению собственных функций с функциями посредника. Новые технологии позволяют осуществлять такое совмещение. Например, использование центров по обработке телефонных звонков, выполняющих роль современных коммутаторов, позволяет обработать наибольшее количество телефонных переговоров в «высокий» сезон и уменьшить затраты на эту работу.

Другой инновационный способ сбыта услуг СКСиТ – глобальная информационная сеть – Интернет.

Разработка нового продукта СКСиТ достаточно сложный, многообразный процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при соблюдении ряда условий.

Во-первых, надо иметь представление о потребителе, потенциальном спросе (например, если создается новый маршрут, нужно определить цель приезда туристов, их возраст, привычки, уровень дохода и т. п.).  
Потенциальный спрос оценивается с помощью трех показателей: числа возможных потребителей в день, месяц, год; количества денег, которое готов заплатить турист за предполагаемый продукт; предполагаемого объема поступлений от реализации продукта (число возможных потребителей × сумму их затрат).

Во-вторых, необходима работа по определению видов, форм и элементов продукта СКСиТ, периодичность предоставления.

В-третьих, этап разработки описательной модели продукта предполагает оценку реальных затрат на его разработку и реализацию.

В-четвертых, имея представление о возможных доходах и расходах на разработку продукта, необходимо оценить экономическую эффективность и целесообразность его разработки.

 

 

2 Специфика и этапы разработки нового продукта социально-культурного сервиса и туризма

 

 

Выполнив вышеописанные условия, можно приступать к разработке, которая осуществляется в несколько этапов.

Этап I. Поиск идей.

Он должен вестись систематически, а не от случая к случаю. Надо определить, на какие продукты и рынки следует обратить внимание. Все зависит от цели, к которой стремится предприятие: лидерство на рынке, увеличение продаж, формирование имиджа и т. д. Источниками идей для создания продукта могут быть: потребители, конкуренты, поставщики, персонал, исследователи и др.

Этап II. Отбор идей.

Все идеи подлежат тщательному отбору с целью сосредоточения дальнейшего внимания на наиболее существенных. Каждая идея проверяется с точки зрения не только соответствия потребностям, способности обеспечить необходимую долю прибыли, но и содействия осуществлению маркетинговой стратегии предприятия СКСиТ.

Этап III. Разработка замысла продукта и его проверка.

Идея – общее представление о возможном продукте, который предприятие могло бы предложить. Замысел – проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. Надо учесть, что предпочтение продукту создается не только повышенным уровнем обслуживания при минимальной цене, но и индивидуальным характером, собственным обликом этого продукта, который нельзя повторить, имитировать в другом месте у конкурентов.

Этап IV. Разработка стратегии маркетинга, анализ маркетинговых возможностей.

Стратегия должна давать четкое представление о конкретных мерах по выведению нового продукта на рынок и включать подробный анализ целевого рынка, конкретные группы клиентов, заинтересованных в приобретении этой услуги, расчет предполагаемой цены, структуры затрат и др.

Анализ маркетинговых возможностей необходимо осуществить по трем направлениям:

– анализ рыночных возможностей, открываемых новинкой;

– анализ возможностей предприятия;

– соотношение имеющихся перспектив с целями предприятия.

Если анализ прошел успешно, можно приступать непосредственно к разработке.

Этап V. Разработка продукта.

Самый ответственный этап – воплощение замысла в нечто конкретное. Главное – добиться полного соответствия услуги характеристикам, заложенным в ее замысле. Только в этом случае новый продукт будет встречен потребителем так, как предполагалось при формировании его идеи.

Этап VI. Испытание продукта в рыночных условиях.

Данный этап предполагает экспериментальное внедрение, апробирование новинки в реальных условиях. В сфере туризма применяются ознакомительные (рекламные) бесплатные или льготные туры для турагентов, издателей и других заинтересованных лиц, организуемых туроператором. Этап важен с точки зрения проверки качества продукта, доступности цены и т. п. В случае положительных результатов рыночного испытания предприятие принимает окончательное решение о выведении продукта на коммерческую массовую основу.

 

 

3 Внедрение нового продукта социально-культурного сервиса и туризма на рынок

 

 

Важнейшей особенностью разработки и внедрения на рынок новинок является высокая степень неопределенности. Риск, связанный с новаторством, велик, но столь же велики связанные с ним материальные выгоды. В конкуренции побеждает тот, кто быстрее других освоит нововведение и предложит его потребителям.

Когда же выводить новый продукт на рынок? Не слишком поздно, чтобы у конкурентов не было преимуществ; не слишком рано, чтобы потребитель был готов к принятию новинки. Предприятия, способные определить благоприятный момент для запуска, пользуются преимуществом на рынке. Следует стремиться к сокращению времени между генерацией идеи и внедрением новинки на рынок, поскольку изменения во внешней среде могут изменить рынок и, следовательно, привлекательность разработанного продукта снизится.

Выводя новинку на рынок, необходимо правильно организовать и провести комплекс мероприятий по сбыту. Но инновационная деятельность не заканчивается с появлением новинки на рынке, а продолжается до тех пор, пока она не станет традиционной в деятельности предприятия. При этом новый продукт, как правило, совершенствуется, приобретает новые свойства (элементы, дополнительные услуги) и благодаря этому становится способным удовлетворять новые потребности. В результате появляются другие сферы применения, открываются дополнительные сегменты рынка, возникают новые потребители.

Информация о работе Причины и направления инновационной деятельности в сфере сервиса и туризма