Принятие решений по совершенствованию системы управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – оценить качество управления для дальнейшей выработки и реализации решений о путях развития и совершенствования системы управления.
В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику исследуемого объекта (предприятия),
оценить экономический потенциал предприятия,
выявить отклонения в деятельности предприятия и сформулировать проблемы,
рассмотреть управление как процесс, анализируя осуществление каждой из его функций,
описать возможные управленческие решения проблем предприятия,
описать, каким образом принятые решения будут реализованы на практике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1: Сущность диагностики исследуемой системы управления…………5
1.1. Виды диагностики систем управления…………………………………..... 8
1.2. Объект и предмет диагностики исследуемой системы управления……....9
Глава 2: Общая характеристика ОАО «БелЗАН»…………………………….. 14
2.1. Анализ рынка и конкуренции………………………………………………16
2.2. Эффективность стимулирования и мотивация труда ……………………20
2.3. Анализ лидерства (руководства) в организации………………………….23
2.4. Формулирование проблем управления организацией……………………26
Глава 3: Принятие решений по совершенствованию системы управления организацией……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых источников…………………………………………….32

Файлы: 1 файл

kursovaya (2).doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

   Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить неформальную структуру организации; систему общения и поведения работников; последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей; положение предприятия по сравнению с другими организациями: способность привлекать высококвалифицированных специалистов.

   Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факторы внешней среды организации Мескон М.Х., Альберт М.. Хедоури Ф.Основы менеджмента/ М.Х. Мескон. - М.: Дело, 2002. .

   Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

   Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, подвергаемые анализу.

   При анализе экономических факторов рассматриваются темпы инфляции (дефляции), налоговые ставки, международный платежный баланс, уровень занятости населения, платежеспособность предприятий.

   Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая: соглашения по тарифам и торговле между странами; протекционистскую таможенную политику, направленную против других стран; нормативные акты федерального правительства и местных органов власти, уровни развития правового регулирования экономики, отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитную политику властей и т.д.

   Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются демографические условия деятельности предприятия, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных товаров и услуг, уровень конкуренции, доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.

   При анализе социальных факторов учитывают обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение общественных ценностей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.

   Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.

   Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается политика правительств других стран, направление развития совместного предпринимательства и международных отношений, уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.

   Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов, облегчает руководству организации получить ответы на интересующие его вопросы: какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации; какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации; какие факторы представляют большие возможности для достижения общефирменных целей Коротков Э.М. Исследование систем управления/ Э.М. Коротков. - М.: «ДеКА», 2000. ..

   Таким образом, исследования как составная часть менеджмента организации - это совокупность методов организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации. Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента.

Исследования как составная часть менеджмента выдвигает следующие задачи Рогожин С.В.,

  1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление);
  2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений;
  3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах;
  4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества.

   В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.

 

Глава 2: Общая характеристика ОАО «БелЗАН»

     Акционерное общество «Белебеевский завод «Автонормаль», в дальнейшем именуемое “общество”, является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.

Полное наименование общества: Открытое акционерное общество «Белебеевский завод «Автонормаль».  Сокращённое: ОАО «БелЗАН».

Месторасположение предприятия: Россия, республика Башкортостан, г.Белебей, ул. Сыртлановой, д. 1«А».

ОАО «Белебеевский завод  «Автонормаль» - современное машиностроительное предприятие, специализирующееся на выпуске  крепежных и нормализованных  изделий для автомобильной и  строительной отраслей промышленности. Завод входит в число крупнейших предприятий в России, занятых в этой сфере производства.

4 февраля 1967 года Постановлением  Совета Министров СССР было  принято решение о строительстве  новых предприятий по производству  комплектующих изделий для Волжского автозавода, в том числе и Белебеевского завода нормалей и метизов. В октябре того же года строительство было начато, и 18 января 1971 года завод был введён в строй действующих.

В 1973 году началось освоение деталей для Камского завода большегрузных  автомобилей. К середине семидесятых годов была освоена вся номенклатура деталей для комплектования грузовых автомобилей  «КамАЗ».

Основными потребителями  продукции  ОАО «БелЗАН» являются крупнейшие российские автозаводы - «АвтоВАЗ»  и «КамАЗ». Поставки крепежных изделий на эти предприятия составляют более 80% от общего объёма изготавливаемой продукции.

В настоящий момент площадь  завода составляет 180 тыс. кв. м. Число  работников - более 6,5 тыс. человек. За семь месяцев 2012 года предприятием изготовлено более 33,1 тыс. т продукции, освоено 80 новых видов изделий.

К числу постоянных покупателей  относятся крупнейшие российские автозаводы, различные предприятия общего машиностроения, электрохимической и строительной отраслей, и география поставок охватывает всю Россию, Белоруссию, Украину, страны Балтии, Скандинавии, Европы и США. Всего число постоянных оптовых потребителей доходит до 130, не считая  тех, чьи заявки на поставку носят разовый характер.

На заводе разрабатывается  целый комплекс мероприятий по минимизации затрат, жесткой экономии и оптимизации производства. Совместно со специалистами одной из зарубежных консалтинговых фирм ведется работа по внедрению современных информационных технологий, в частности, интегрированной системы управления ресурсами предприятия на базе расширения SAP SRP фирмы SAP AG.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1  Анализ рынка и конкуренции

В узком смысле слова рынок – это система  отношений между продавцами и  покупателями, иными словами, это  система отношений между предложением и спросом. В широком смысле слова рынок – это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Сущность конкуренции  состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи. Наличие конкурентов является дополнительным стимулом для развития предприятия, так как в условиях жесткой конкуренции предприятию необходимо постоянно отслеживать тенденции стратегии конкурентов, иметь качество продукции не ниже, чем у конкурентов.

ОАО «БелЗАН» имеет большое число конкурентов среди предприятий, занимающихся крепежом, как в России, так и за рубежом.

ОАО «БелЗАН» достаточно хорошо знает свой целевой рынок, то есть своего потребителя. Это обусловлено целенаправленностью производимой продукции и довольно долгим сроком существования предприятия. Основными потребителями продукции ОАО "БелЗАН" являются крупнейшие российские автозаводы - ОАО "АвтоВАЗ" и ОАО "КамАЗ".

Предприятие зарекомендовало  себя на рынке как довольно значимый конкурент, что способствует хорошему имиджу и доверию со стороны государства  и частных заказчиков.

Так как предприятие  на 2011 год находилось в очень тяжелом финансовом положении, то нельзя сказать, что оно контролировало большую долю рынка. 2011 год отмечается значительной недозагрузкой производства заказами. Предприятие испытывало серьезный кризис сбыта продукции. За год завод снизил уровень объема производства на 12 процентов по сравнению с 2010 годом. В среднем за месяц выпуск составил менее 16 млн. руб., что на 2 млн. руб. ниже уровня 2010 года.

Заготовительное и вулканизационное оборудование на предприятиях шинной и резинотехнической  промышленности находится в эксплуатации 20 и более лет. Это говорит о том, что продукция предприятия имеет репутацию качества.

Наиболее важными  показателями для оценки рыночного  потенциала организации являются следующие:

№ п/п

Показатели

    2011     %

1.

Рентабельность производства

-15,1

2.

Рентабельность  продаж

-9

3.

Уровень торгового  оборота

-0,08

4.

Рентабельность  инвестиций

-12,9


     Показатели рентабельности являются одним из главных итогов деятельности предприятия за отчетный период; они рассчитываются как отношение полученной прибыли к затратам (расходам, финансовым вложениям средств) на ее получение.

  1. Рентабельность производства (R производства) – характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности предприятия за определенный период времени, т.е. характеризующий, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Рентабельность производства рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных средств и нормируемых оборотных средств.  Значение данного показателя очень низкое: это характеризует экономический потенциал предприятия со слабой стороны, поэтому данный показатель имеет для него высокую значимость, так как заводу следует пересмотреть план по себестоимости выпускаемой продукции (оказанию услуг).
  2. Рентабельность продаж (R продаж) – отражает доходность вложений в основное производство, т.е. сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Предприятие считается низкорентабельным, если R продаж находится в пределах от 1 до 5%, среднерентабельным при R продаж от 5 до 20%, высокорентабельным при R продаж от 20 до 30%. Значение R продаж свыше 30% характеризуется как сверхрентабельность. При наличии убытков (R продаж менее 0) «антирентабельность» не анализируется. Нормативно значение данного показателя должно быть равным 70–90%, получившееся значение не соответствует этому уровню, что говорит о высоких издержках распределения. Это является слабой стороной ОАО «БелЗАН».
  3. Уровень торгового оборота насколько выручка от реализации продукции покрывает активы предприятия. Нормативно значение данного показателя должно быть равным Рассчитанное значение говорит о невыгодной торговле, которую ведет предприятие.
  4. Рентабельность инвестиций (R инвестиций) – способ оценки управления инвестициями.R инвестиций рассчитывается как отношение прибыли (до уплаты налогов) к инвестированным в предприятие средствам (сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств – определяется по балансу предприятия):

   Низкая загрузка производства, недостаточное авансирование, стабильно большая дебиторская задолженность привели к значительному ухудшению финансового положения предприятия. Увеличилась сумма задолженности по налогам и обязательным платежам, особенно в части задолженности региональным бюджетам и внебюджетным фондам. В итоге хозяйственной деятельности за 2011 год получен убыток в размере 57 млн. руб. Следовательно, предприятие имеет высокие издержки распределения, и как следствие, рентабельность продаж находится на очень низком уровне.

   По итогам 2011 года видно, что у предприятия нет эффективной торговли (оборота), так как вместо прибыли предприятие получило убыток.

На предприятии проводится инвестирование наиболее перспективных  предложений инженеров, технического директора, директора по производству и др. Эффективные исследования и нововведения способствуют расширению производства, наиболее эффективному использованию затрат на производство, экономии материальных и временных ресурсов.

   Таким образом, можно выделить слабые стороны ОАО «БелЗАН»:

  • предприятие не контролирует большую долю рынка;
  • рентабельность производства;
  • рентабельность продаж;
  • эффективная торговля (оборот);
  • рентабельность инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.2  Эффективность стимулирования и мотивация труда

Мотивация – это обобщенное существительное, используемое для описания факторов, которые заставляют людей работать; это больше, чем удовлетворение. Понятие «мотивация» основывается на осознании индивидуальных потребностей людей, работающих самостоятельно или в группах.

Можно сказать, что мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Управление посредством приказов и заданий менее эффективно по сравнению с управлением посредством личных целей работников и целей фирмы. Это превращает необходимость выполнить задание из внешнего «приказа» во внутреннее побуждение личности, причем выполнение целей организации вызывает чувство внутреннего удовлетворения у сотрудника.

Благодаря успешной мотивации:

  • улучшаются результаты труда за счет использования всей квалификации и способностей сотрудников (улучшается качество товаров и услуг, уменьшается текучесть кадров, увеличивается прибыль предприятия, улучшается общественное лицо фирмы и т.д.),
  • облегчается работа менеджера: трудовой процесс становится во многом самоуправляемым.

Информация о работе Принятие решений по совершенствованию системы управления организацией