Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:47, курсовая работа
Одной из основных задач конструктора в процессе проектирования новых и усовершенствования устаревших изделий, является подготовка конструкторской документации, способствующей обеспечению необходимой технологичности и высокого качества изделий. Решение этой задачи – повышения эффективности труда и качества выпускаемой продукции, - связано с выбором необходимой точности изготовления изделий, расчетом размерных цепей, выбором шероховатости поверхностей, а также выбором отклонения от геометрической формы и расположения поверхностей.
Введение 7
1 Расчет посадок гладких цилиндрических соединений 8
1.1 Аналитический расчет посадки с натягом 8
1.2 Выбор и расчет посадки с зазором 13
1.3 Выбор и расчет переходной посадки 14
1.4 Выбор и расчет посадки с натягом 15
2 Выбор и расчет посадки резьбового соединения 16
3 Выбор и расчет посадок шпоночного соединения 18
4 Выбор и расчет посадки для шлицевого соединения 19
5 Расчет и выбор посадок для соединения с подшипником качения 21
6 Расчет размерной цепи методом максимум – минимум 24
7 Расчет размерной цепи вероятностным методом 28
8 Определение комплекса контрольных параметров зубчатого колеса по требованиям к точности его изготовления 31
Заключение 35
Список использованных источников 36
1.1.9 Выбираем стандартную посадку по табл.1.49, стр. 156 [1], соблюдая следующие условия:
Nmin > [Nmin] Nmax ≤ [Nmax]
73 мкм >
62,32 мкм
Посадка примет вид: ø
1.1.10 Определяем усилие запрессовки по формуле:
где fп– коэффициент трения при запрессовке который определяется по формуле (12);
fп=1,2f, (12)
где f - коэффициент трения;
1,20,07=0,084
1.1.11 Удельное давление pmax при максимальном натяге Nmax в посадке определяется по формуле (12):
1.2.1 Исходные данные: D=d=72 мм
1.2.2 Посадка Ø72 Н11/d11 имеет номинальный размер 72, с полем допуска отверстия Н11, и полем допуска вала d11. Она расположена в системе отверстия, это посадка с зазором.
1.2.3 Определяем предельные отклонения по таблице 1.29 стр.79 [1]:
ES=190 мкм=0,19 мм
EI= 0 мм
es =-100 мкм=-0,1 мм
ei= -290 мкм =-0,29 мм
1.2.4 Определяем предельные размеры:
Dmax=D + ES= 72+0,19=72,19 (мм)
Dmin=D + EI= 72+0=72 (мм)
dmax=d + es=72-0,1=71,9 (мм)
dmin=d + ei=72-0,29=71,71 (мм)
1.2.5 Определяем допуски для отверстия и для вала:
TD=Dmax – Dmin =72,19 – 72=0,19 (мм)
Td=dmax – dmin = 71,9 – 71,71 =0,19 (мм)
1.2.6 Определяем предельные зазоры:
Smax=Dmax – dmin =72,19 - 71,71 =0,48 (мм)
Smin=Dmin – dmax =72 – 71,9=0,1 (мм)
1.2.7 Определяем средний зазор:
1.2.8 Определяем допуск посадки:
TS=Smax – Smin=0,48 – 0,1=0,38 (мм) .
1.3.1 Исходные данные: D=d=35 мм
1.3.2 Посадка Ø35 H7/k6 имеет номинальный размер 35 , с полем допуска отверстия H7, и полем допуска вала k6. Она расположена в системе отверстия, это переходная посадка.
1.3.3 Определяем предельные отклонения:
ES= 25 мкм = +0,025 мм
EI= 0 мм
es= 18 мкм = +0,018мм
ei= 2 мкм = + 0,002 мм
1.3.4 Определяем предельные размеры:
Dmax=D + ES= 35+0,025=35,025 (мм)
Dmin=D + EI= 35+0=40 (мм)
dmax=d + es=35+0,018=35,018 (мм)
dmin=d + ei=35+0,002=35,002 (мм)
1.3.5 Определяем допуски для отверстия и для вала:
TD=Dmax – Dmin = 35,025 – 35=0,025 (мм)
Td=dmax – dmin = 35,018 – 35,002 =0,016 (мм)
1.3.6 Определяем предельный натяг и зазор:
Nmax=es – EI =0,018 – 0=0,018 (мм)
Smax= ES – ei =0,025 – 0,002=0,023 (мм)
1.3.7 Определяем средний зазор:
1.3.8 Определяем допуск:
=Smax - Nmax=0,023 –0,018=0,005 (мм)
1.4.1 Исходные данные: D=35 мм
1.4.2 Посадка Ø35 H8/z8 имеет номинальный размер 35, с полем допуска отверстия H8, и полем допуска вала z8. Она расположена в системе отверстия, это посадка с натягом.
1.4.3 Определяем предельные отклонения по таблице 1.29 стр.79 [1]:
ES= 39 мкм = 0,039 мм
EI= 0 мм
es= 151 мкм = 0,151мм
ei= 112 мкм = 0,112 мм
1.4.4 Определяем предельные размеры:
Dmax=D + ES= 35+0,039=35,039 (мм)
Dmin=D + EI= 35+0=35 (мм)
dmax=d + es=35+0,151=35,151 (мм)
dmin=d + ei=35+0,112=35,112 (мм)
1.4.5 Определяем допуски для отверстия и для вала:
TD=Dmax – Dmin =35,039 – 35=0,039 (мм)
Td=dmax – dmin =35,151 –47,112 =0,039 (мм)
1.4.6 Определяем предельные натяги:
Nmax=dmax – Dmin =35,151 – 35=0,151 (мм)
Nmin=dmin – Dmax =35,112 –35,039 =0,073 (мм)
1.4.7 Определяем средний натяг:
1.4.8 Определяем допуск посадки:
=Nmax – Nmin=0,151 – 0,073=0,78 (мм)
2.1 Исходные данные: М25×1,5-
2.2 Производим расшифровку условного обозначения:
Метрическая резьба, наружный диаметр равен 25 мм, поле допуска гайки на средний диаметр и внутренний диаметр 7H, поле допуска болта на средний и наружный диаметр 8g, шаг резьбы P=1,5 мм
2.3 Определяем средний и внутренний диаметр резьбового соединения по формулам из таблицы 4.12 стр.677 [2]:
(мм)
(мм)
2.4 Определяем
предельные отклонения для
ES - не нормируется
EI= 0 мкм
мкм
мкм
мкм
мкм
2.5 Определяем предельные отклонения для диаметров болта по таблице 4.17, стр.686-700[2]:
мкм
мкм
мкм
мкм
мкм
не нормируется
2.6 Определяем предельные диаметры для болта:
(мм)
(мм)
(мм)
не нормируется
(мм)
(мм)
2.7 Определяем
предельные размеры для
не нормируется
(мм)
(мм)
(мм)
(мм)
(мм)
3.1 Определим номинальные размеры шпонки по табл.4.52, стр.773[2]., исходя из того, что диаметр вала равен 25 (мм), данная шпонка имеет вид в соответствии с ГОСТ 22355-78: 8×7×18;
3.2 Предельные размеры фаски:
мм мм
3.3 Определяем глубину шпоночного паза на валу t1 и во втулке t2:
t1 = 4,0 мм;
t2 = 3,3 мм
3.4 Определим размеры с учетом d вала:
d - t1 = 25 – 4 = 21 (мм);
d + t2 = 25 + 3,3 = 28,3 (мм)
3.5 Радиусы закругления пазов:
r max = 0,25 мм
r min = 0,16 мм
3.6 Принимаем, что шпоночное соединение является нормальным, тогда по табл. 4.53, стр. 775 [2] выбираем поля допусков:
3.7 Определяем предельное отклонение для размеров t1 и t2 по таблице 4.54 стр.776 [2]:
d - t1 = 21 -0,2 мм;
d + t2 = 28,3 +0.2 мм.
4.1 Исходные данные: 6×16×20
4.2 Принимаем, что шлицевое соединение является прямобочным. Определяем размеры прямобочного шлицевого соединения по таблице 4.58 стр.782 [2]:
число зубьев: z=6
внутренний диаметр: d=16 мм
наружный диаметр: D=20мм
ширина зуба: b=4 мм
фаска:
радиус закругления: r=0,3 мм
4.2 Принимаем, что шлицевое соединение является не подвижным. Выбираем центрирование по внутреннему диаметру(d), т.к. шлицевая втулка подвергается термической обработке до твердости 40НRC, при этом обеспечивается точное центрирование.
4.3 Выбираем посадку на центрирующий диаметр по таблице 4.60 стр.785[2]:
d —16H7/g6
4.4 Определяем поля допусков для нецентрирующего диаметра D по таблице 4.62 стр.786[2]:
D — 20H12/a11
4.5 Выбираем посадку ширину зуба по таблице 4.61 стр.786[2]:
b —4D9/h9
4.6. Определяем
наибольшие и наименьшие
S max =ES-ei=18-(-17)=25 (мкм);
S min =EI-es=0-(-6)=6 (мкм);
S max = ES-ei =210-(-430)=640 (мкм);
S min =EI-es=0-(-300)=300 (мкм) ;
S max =ES-ei=60-(-30)=90 (мкм);
S min = EI-es=30-0=30 (мкм).
4.7 Записываем обозначение шлицевого соединения с учётом найденных посадок:
5 Расчет и выбор посадок для соединения с подшипником качения
5.1 Исходные данные:
d = 30 мм
D = 72 мм
B = 19 мм
r = 2 мм
R = 500 Н
5.2 Определяем интенсивность нагрузки по формуле:
где - интенсивность нагрузки
R - радиальная реакция опоры на подшипник,
b - рабочая ширина посадочного места определяется по формуле (15);
b = B-2r,
где B - ширина подшипника;
r - ширина фаски;
b=19-2×2 = 15 (мм),
Kп - коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки.
F - коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом или тонкостенном корпусе.
FA – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки R между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки А на опору:
Принимаем Kп = 1,8, т.к. наблюдаются сильные толчки и вибрации, перегрузка достигает 300%.
Т.к. вал является сплошным, то F = 1
Т.к. подшипник является радиальным, принимаем коэффициент FA=1.
5.3 Определяем по табл. 4.82 стр.818 [2] поле допуска на вал, сопрягающимся с внутренним кольцом подшипника: Ø25k6
5.4 Определяем поле допуска на отверстие в корпусе (стакане подшипника), поверхность которого сопрягается с наружным кольцом подшипника. Внутреннее кольцо испытывает циркуляционный вид нагружения т.е. вращается вместе с валом, а внешнее кольцо испытывает местный вид нагружения. По табл. 4.82 стр.818 [2] выбираем посадку:
Ø62H7.
5.5 Определяем предельные отклонения на диаметры по табл. 1.27 стр. 79 [2]:
Ø72H7:
ES=+30 мкм es=15 мкм
EI=0 мкм
5.6 Для подшипника принимаем 0 класс точности из ряда: 0; 6; 5; 4; 3; 2. Поле допуска на посадочный диаметр внутреннего кольца подшипника L0; поле допуска на посадочный диаметр кольца подшипника: l0.
5.7 Определяем предельные отклонения на наружный и внутренний диаметр по табл. 4.70 стр. 806 [2]:
Ø30L0: Ø72l0
ES=0 мкм es=0 мкм
EI=-10 мкм ei=-13 мкм.
5.8 Проверяем правильность назначения поля допуска на вал:
Наименьший допустимый натяг, выбранной посадки ø55 L0/k6, обеспечивающий необходимую прочность соединения кольца подшипника с валом
где Nmin – наименьший расчетный натяг, обеспечивающий необходимую прочность соединения циркуляционно нагруженного кольца подшипника с валом, мм;
R – наибольшая радиальная нагрузка на подшипник, кН;
k - коэффициент, принимаемый приближенно для подшипников средней серии – 2,8;
b - рабочая ширина кольца подшипника, м.
Во избежание разрыва кольца выбранную посадку Ø55 L0/k6 следует проверить, чтобы средний натяг (мм) посадки не превышал значения, допускаемого прочностью кольца:
Nср>
13,5 мкм > 1,213 мкм
Поле допуска на вал выбрано верно.
6.1 Исходные данные:
=1-1,0 мм
А1=70 мм
А2=19-0,120
А3=28 мм
Информация о работе Расчет и выбор посадок для стандартных соединений