Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:47, курсовая работа
Одной из основных задач конструктора в процессе проектирования новых и усовершенствования устаревших изделий, является подготовка конструкторской документации, способствующей обеспечению необходимой технологичности и высокого качества изделий. Решение этой задачи – повышения эффективности труда и качества выпускаемой продукции, - связано с выбором необходимой точности изготовления изделий, расчетом размерных цепей, выбором шероховатости поверхностей, а также выбором отклонения от геометрической формы и расположения поверхностей.
Введение 7
1 Расчет посадок гладких цилиндрических соединений 8
1.1 Аналитический расчет посадки с натягом 8
1.2 Выбор и расчет посадки с зазором 13
1.3 Выбор и расчет переходной посадки 14
1.4 Выбор и расчет посадки с натягом 15
2 Выбор и расчет посадки резьбового соединения 16
3 Выбор и расчет посадок шпоночного соединения 18
4 Выбор и расчет посадки для шлицевого соединения 19
5 Расчет и выбор посадок для соединения с подшипником качения 21
6 Расчет размерной цепи методом максимум – минимум 24
7 Расчет размерной цепи вероятностным методом 28
8 Определение комплекса контрольных параметров зубчатого колеса по требованиям к точности его изготовления 31
Заключение 35
Список использованных источников 36
А4= 24 мм
6.2 Схема размерной цепи представлена на рисунке 1
Рисунок 1 - Размерная цепь
6.3 Определяем увеличивающие и уменьшающие размеры
А2,А3, А4 - увеличивающие звенья;
А1 – уменьшающее звено.
6.4 Определяем номинальное значение замыкающего звена:=1 мм
6.5 Определяем допуск замыкающего звена: TА∆= 1 мм
6.6 Определяем предельные отклонения замыкающего звена:
ESА∆= 0мм
EIА∆=-1 мм
Тогда вид замыкающего звена примет вид: АΔ=1-1,0 (мм).
6.7 Определяем координату середины поля допуска замыкающего звена:
где ЕсА∆ - координата середины поля допуска замыкающего звена
6.8 Находим число единиц допуска, содержащихся в допуске замыкающего звена:
где i— единица допуска j-го размера
k – число допусков звеньев, отклонения которых известны,
p – количество неизвестных значений единиц допуска,
6.9 Допуски
на составляющие звенья
На основании вышеизложенного получаем:
А3 =28h12( , ТА3=210 мкм , Eс А3= -105 мкм.
А4=24h10) , ТА4 = 210 мкм , EсА4 = -105 мкм;
6.10 Определяем допуск звена :
ТАΔ=
;
.
6.11 Определяем
координату середины поля
где - координата середины i-го увеличивающего звена;
координата середины j-го уменьшающего звена;
;
.
6.12 Определяем верхнее и нижнее предельные отклонения размера
;
.
6.13 Выбираем ближайшее стандартное поле допуска на размер по таблице 1.9 стр. 48 [1].:
А1=70H12) , ЕсА1=150 мкм ,
6.14 Проверочный расчёт
6.14.1 Определяем номинальный размер замыкающего звена: =1 мм
6.14.2 Определяем допуск замыкающего звена по формуле 19:
TА∆=300+120+210+210=840 (мкм);
6.14.3 Определяем координату середины поля допуска для замыкающего звена по формуле 20:
(мкм).
6.14.4 Определяем предельные отклонения для замыкающего звена по формулам 21 и 22:
6.14.5 Определяем предельные размеры замыкающего звена:
AΔmax=AΔ+ESAΔ
AΔmix=AΔ+EIAΔ
AΔmax=1-0=1 (мм)
AΔmix=1-0,84=0,16 (мм)
6.14.6 Выполняем проверку:
1 мм =1 мм 0,16>0 мм
Проверка показала, что выбранные поля допусков для составляющих звеньев верны, т.е. обеспечивают заданную точность замыкающего звена и тем самым обеспечивают полную взаимозаменяемость для деталей или узлов данного механизма.
=1-1,0 мм
А1=70 мм
А2=19-0,120
А3=28 мм
А4= 24 мм
7.2 Схема размерной цепи представлена на рисунке 1
7.3 Определяем увеличивающие и уменьшающие размеры
А2,А3, А4 - увеличивающие звенья;
А1 – уменьшающее звено.
7.4 Определяем номинальное значение замыкающего звена: =1 мм
7.5 Определяем допуск замыкающего звена: TА∆= 1 мм
7.6 Определяем предельные отклонения замыкающего звена:
ESА∆= 0мм
EIА∆=-1 мм
Тогда вид замыкающего звена примет вид: АΔ=1-1,0 (мм).
7.7 Определяем координату середины поля допуска замыкающего звена по формуле 17:
7.8 Находим число единиц допуска, содержащихся в допуске замыкающего звена:
где i— единица допуска j-го размера
k – число допусков звеньев, отклонения которых известны,
p – количество неизвестных значений единиц допуска,
7.9 Найденное число единиц допуска а расч = 275,7 лежит в пределах стандартных значений а расч = 250 (13-й квалитет) и а расч = 400 (14-й квалитет). Отсюда следует, что часть звеньев должна изготавливаться по 13-му квалитету, а часть — по 14-му. При этом следует назначать допуски из предпочтительного квалитета; в данном случае предпочтение отдается 13-му квалитету.
Предельные отклонения на составляющие звенья, кроме размера А1, рекомендуется назначать на размеры, относящиеся к валам — по h, относящиеся к отверстиям — по Н; на остальные— ±IT/2 то есть симметричные предельные отклонения.
А3=28h12) , ТА3 =330 мкм , EсА3 = -165 мкм;
А4=24h12) , ТА4 = 330 мкм , EсА4 = -165 мкм;
Размер А1 обозначим и для него отдельно находим основное отклонение и допуски.
7.10 Определяем допуск звена :
;
.
7.11 Определяем координату середины поля допуска размера по формуле 20 :
.
7.12 Определяем верхнее и нижнее предельные отклонения размера по формулам 21 и 22:
;
.
7.13 Выбираем ближайшее стандартное поле допуска на размер по таблице 1.9 стр. 48 [1].:
А1=70Js13) , ЕсА1=0 мкм ,
7.14 Проверочный расчёт
7.14.1 Определяем номинальный размер замыкающего звена: =1 мм
7.14.2 Определяем допуск замыкающего звена по формуле 26:
7.14.3 Определяем координату середины поля допуска для замыкающего звена по формуле (20):
(мкм).
7.14.4 Определяем предельные отклонения для замыкающего звена по формулам 21 и 22:
7.14.5 Определяем предельные размеры замыкающего звена по формулам 23 и 24:
AΔmax=1-0,057=0,943 (мм)
AΔmix=1-0,723= 0,277 (мм)
7.14.6 Выполняем проверку:
0,943 мм <1 мм 0,277 мм>0 мм
Проверка показала, что выбранные поля допусков для составляющих звеньев верны, т.е. обеспечивают заданную точность замыкающего звена и тем самым обеспечивают полную взаимозаменяемость для деталей или узлов данного механизма.
8.1 Определяем посадочный диаметр отверстия зубчатого колеса: d=55 мм.
Принимаем
диаметр делительной
Принимаем модуль m зубчатого колеса:
m=2.
Определяем число зубьев по формуле:
z=d/m
z=166/2=83 зуба.
8.2 Определяем для зуба:
высоту ножки: hf =1,25· m=1,25· 2=2.5 (мм)
высоту головки: ha = m = 2 мм
8.3 Определяем окружность вершин:
da = d + 2·ha=166+2·2=170 (мм)
8.4 Определяем окружность впадин:
d f = d - 2h f = 166-2·2.5=161(мм)
8.5 Пользуясь рекомендациями степеней точности и методов обработки для зубчатых колёс при m>1мм таблицы 5.12 стр.856[2], выбираем степень по нормам кинематической точности – 8(средняя точности) – зубчатые колёса общего машиностроения, не требующие особой точности.
Так как m>1, то нормы плавности работы зубчатого колеса могут быть не более, чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности, поэтому выбираем 7-ую степень.
Нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням, более точным, чем нормы плавности работы зубчатых колёс, поэтому выбираем 7-ую степень.
Вид сопряжения – В
Записываем обозначение зубчатого колеса:
8 – 7 – 7 – B
8.6 Определяем показатели, характеризующие кинематическую точность колеса. Для этого выбираем комплекс IV по таблице 2 стр.426[3]:
FVWr – колебание длины общей нормали;
Frr – радиальное биение зубчатого венца.
8.7 Определяем допуски для указанных показателей по табл. 5 стр. 431-432 [3]:
FVW=28 мкм;
Fr=45 мкм.
8.8 Определяем показатели, характеризующие плавность работы по табл. 7, стр. 435 [3]:
7 – комплекс,
которому соответствует
fPbr – отношение шага зацепления
fPtr – отклонение шага.
8.9 Определяем допуски указанных показателей по табл. 10, стр. 439-440 [3]:
fPt=±14 мкм
fPb=±13 мкм
8.10 Определяем показатели, характеризующие полноту контактов зубьев по табл. 12 и 13, стр. 444-445[3]:, а именно
- суммарное пятно контактов.
8.11 Согласно табл. 38, стр.480 [3] определяем относительные размеры суммарного пятна контакта по высоте зубьев не менее 45%, по длине зубьев – не менее 60%.
8.12 Определяем нормы бокового зазора по табл. 17, стр. 451[3], а именно:
- показатель
гарантированного бокового
jn min= 140 мкм
8. 13 Определяем предельные отклонения межосевого расстояния по табл. 17, стр. 451[3]
fa=±70 мкм
8.14 Определяем наименьшее смещение исходного контура по табл. 19, стр. 454[3]:
EHs=−160 мкм
8.15 Определяем допуск на смещение исходного контура определяем по таблице 21 стр.455[3]:
TH=140 мкм
8.16 Определяем наименьшее отклонение длины общей нормали определяется по таблице 23 стр.457[3] (I слагаемое):
EW=−110 мкм
где W- длина общей нормали
Определяем II слагаемое по таблице 27, стр.461[3]:
EWII= -11 мкм
Определяем наименьшее отклонение средней длины общей нормали:
EWm=EWmI+EWmII=−(110+11)=−121 (мкм)
8.17 Определяем допуск на длину общей нормали по табл. 25, стр.459[3]:
TW=100 мкм
4.8.18 Определяем допуск на среднюю длину общей нормали по табл. 28, стр.462[3]:
TWm=70 мкм
8.19 Определяем наименьшее отклонение толщины зуба определяем по таблице 29 стр.463[3]:
ECs=−120 мкм
8.20 Определяем допуск на толщину зуба из табл. 30, стр.464[3]:
TC=100 мкм
8.21 Определяем радиальное биение для зубчатого колеса по табл. 5.26, стр.878[2]:
Fda=0,6·Fr, (29)
Fda=0,6·45=27 (мкм)
8.22 Определяем биение базового торца по табл. 5.27, стр.879[2]:
FT=12·
,
FT=12·(166/100)=20 (мкм)
8.23 Определяем длину общей нормали по формуле:
W=W1·m,
выбираем из таблицы 5.30, стр.884−885[2]:
W1=29,208 (мм)
W= 29,208·2=58,416 (мм)
8.24 Определяем допуск: W= мм
В ходе выполнения данной курсовой работы были выбраны и рассчитаны посадки для стандартных соединений в зависимости от их назначения и нагрузки на них.
Также рассмотрены и изучены следующие разделы: «Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений», «Размерные цепи».
Кроме того, в ходе выполнения работы были затронуты вопросы нормирования точности элементов деталей в машиностроении, приобретены навыки работы с нормативно-технической и справочной документацией, изучены условные обозначения предельных отклонений и допусков, параметров шероховатости, резьбового и шлицевого соединений.
1.Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч. Ч.1/Под ред. В. Д. Мягкова. Л: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979-с.1-544, ил.
2. Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч. Ч.2/Под ред. В. Д. Мягкова. Л: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979-с.544-1032, ил.
3.Допуски
и посадки (основные нормы
4.Курсовое проектирование деталей машин. С.А. Чернавский.-М.: Машиностроение, 1988.- 416 с.:ил.
5. Курсовое
проектирование деталей машин/
Информация о работе Расчет и выбор посадок для стандартных соединений