Разработка эффективного инструментария коммерциализации результатов исследований и разработок в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Существует большое количество методик и обширный инструментарий коммерциализации технологий на разных этапах их развития: от оценки перспектив коммерциализации результатов НИОКР, до анализа стадии, на которой находится проект, до анализа эффективности проекта коммерциализации технологий инвесторами и стратегическими партнерами.
Инструментарий - это совокупность методов, средств, механизмов, алгоритмов для достижения поставленной цели. Всё перечисленное используется для воздействия на какой-либо объект.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

По субъектам инновационной  деятельности, которые их используют

Инструментами по субъектам  рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной собственности в  процессе инновационной деятельности являются: [5]

  • органы государственного управления и контроля;
  • предприятие, создающее и использующее новые технологии в инновационной деятельности;
  • авторы (создатели) интеллектуальной собственности;
  • заказчики (инвесторы), участвующие путем финансирования в цикле создания и использования интеллектуальной собственности и в организации промышленного выпуска новой продукции;
  • конкуренты, выпускающие конкурентную продукцию (услуги) на основе собственных разработок или аналогичных объектов интеллектуальной собственности;
  • "пираты", осуществляющие несанкционированное использование объектов интеллектуальной собственности предприятия и выпускающие поддельную продукцию.

По основным составляющим институциональной среды коммерциализации технологий [7]

      1. Институт прав на интеллектуальную собственность.  Действующий режим закрепления прав на результаты исследований, уровень развития норм (формальных и неформальных) в сфере интеллектуальной собственности, эффективность контроля за их соблюдением, величина соответствующих трансакционных издержек существенным образом влияют на степень коммерциализации технологий. [6]
      2. Стимулы инновационной деятельности, спроса на инновационные товары. Существование  стимулов  компенсирует риски и сложности  распространения и освоения результатов исследований, повышает привлекательность новых технологий, создает тем самым предпосылки для их коммерциализации. При отсутствии льгот вложения в новаторские проекты  (особенно на их начальном этапе) зачастую не являются экономически наиболее выгодными. Среди основных инструментов государственной политики стимулирования инновационной деятельности  выделяются: прямая поддержка (бюджетное  финансирование высокотехнологичных проектов  (в т.ч. на основе государственно-частного партнерства),  предоставление субсидий, государственный заказ на наукоемкую продукцию, инновационная активность правительственных компаний и др.); косвенные стимулы (налоговые, таможенные, нефинансовые льготы); техническое регулирование (введение высоких норм, стандартов, в результате чего компаниям приходится поддерживать технологичность производства на современном уровне). В свою очередь на неформальном уровне, общество должно  стремиться к развитию науки и техники,  поощрять  инновационное предпринимательство, осознавать значение и выгоды коммерциализации технологий.  Без развития инновационной культуры формируемые институты не смогут полноценно  работать. Отмечается, что важную роль в формировании социальных норм играет государство, его функции не ограничиваются созданием только формальных условий.
      3. Механизмы обеспечения сотрудничества научного и предпринимательского секторов. Развитие  партнерства научно-образовательных организаций и производства  прямо влияет на степень коммерциализации технологий, повышает эффективность инновационной деятельности. Сотрудничество ведет к росту отдачи от расходов  на исследования и разработки, за счет коммерческой реализации полученных результатов НИОКР и выбора направлений научных работ в соответствии с потребностями экономики, снижению влияния системных ошибок государства в определении направлений финансирования. Также  кооперация позволяет компаниям получать доступ к передовым технологиям и высококвалифицированной рабочей силе, сокращать временные и финансовые затраты на разработку и освоение инновационной продукции и др.
      4. Инфраструктурная среда коммерциализации технологий. Организации инновационной инфраструктуры  способствуют решению специфических проблем и противоречий  коммерциализации  технологий, содействуют снижению  рисков, транзакционных и трансформационных издержек, являются связующим звеном между различными участниками процесса.
      5. Нормативно-правовое обеспечение коммерциализации.  В связи с комплексностью коммерциализации технологий, помимо законодательных положений, относящихся к предыдущим рассмотренным институтам, на нее влияют  нормы гражданского, трудового, административного, бюджетного права, регулирование научно-технической и образовательной сфер и др. Они определяют:

- рамки функционирования  участников процесса коммерциализации (к примеру, существенное значение имеют возможности образования малых  высокотехнологичных компаний; сопряженные с инновационным предпринимательством административные процедуры);

- устанавливают способы  взаимодействия экономических агентов,  порядок  координации их деятельности (в том числе посредством стратегий развития,  программных документов об основах политики в области инноваций);

- задают механизмы  коммерциализации результатов исследований  (в частности, определяют нормы  договорных конструкций);

- обеспечивают стандартизацию продукции, ее безопасность для потребителей и окружающей среды.

Создание эффективных  нормативно-правовых условий ведет  к уменьшению транзакционных издержек инновационного предпринимательства, что является важнейшей предпосылкой для «превращения знаний в товар».

По методам продвижения проектов [7]

  1. При вертикальном продвижении проектов коммерциализации технологий весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях научно-исследовательской деятельности от подразделения к подразделению. Это так называемая внутрифирменная коммерциализации технологий. Однако, применимость этого метода весьма ограничена в связи с тем, что либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб, либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, новые химические или фармакологические материалы).
  2. Горизонтальный метод продвижения технологий – это метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной технологии распределены между другими участниками коммерциализации технологий и, в частности, могут быть переданы центрам коммерциализации технологий.

По методам  продвижения технологий [7]

  1. Технологическое брокерское событие – инструмент продвижения технологий.

В течение ряда последних лет были разработаны  и успешно внедрены механизмы  активного продвижения проектов транснационального трансфера технологий посредством поиска партнеров для инициализации инновационных проектов в ходе технологических брокерских событий. Технологическое брокерское событие – это серия предварительно организованных в одном месте встреч между теми компаниями, которые предлагают новые технологии, и теми компаниями, которые ведут поиск новых технологий. Такие встречи бывают двухсторонними, когда участниками являются инновационные компании и их потенциальные партнеры, или трехсторонними, когда во встречах дополнительно участвуют сотрудники центров коммерциализации, которых в этом случае называют технологическими брокерами (технологический брокер – это организация, оказывающая услуги в области трансфера технологии, например, центр трансфера технологии, центр коммерциализации, инновационный центр и др.). Использование такого инструмента продвижения технологий позволяет центрам коммерциализации:

a) расширить  их функциональные возможности;

b) более эффективно  использовать их ограниченные людские ресурсы;

c) интегрироваться  в европейскую инфраструктуру  транснационального трансфера технологий;

d) более эффективно  развивать рынок наукоемких технологий;

e) внедрить новые  информационные технологии продвижения  транснациональных проектов трансфера технологий;

f) обеспечить  контакты между лицами, принимающими  решения по реализации проектов  трансфера технологий.

  1. Инвестиционный меморандум как инструмент продвижения технологий.

Потенциальным инвесторам или стратегическим партнерам  обычно рассылается именно инвестиционный меморандум, а не бизнес – план. Инвестиционный меморандум проектов коммерциализации технологий может разрабатываться на основе бизнес – плана инновационного проекта, но он отличается от бизнес-плана тем, что:

  • Содержит полное описание инновационного предприятия, включая все направления деятельности (научно-исследовательская, предпринимательская и др.), а не ограничивается описанием конкретного проекта.
  • Обычно инвестиционный меморандум предназначен только для внешнего использования, поэтому в него не входит конфиденциальная информация.
  • Является по своей сути предложением доли в инновационном предприятии, то есть используется при поиске возможностей финансирования предприятия в целом, путем продажи доли акций инновационного предприятия.
  • Число потенциальных инвесторов и стратегических партнеров, которым он рассылается, обычно крайне ограниченно.

По сети трансфера технологий [7]

В настоящее  время в России и за рубежом  активно работает ряд сетей трансфера  технологий, как национальных, так и международных, объединяющих центры коммерциализации, венчурных инвесторов, бизнес – ангелов и консультантов. Ниже приводятся электронные адреса некоторых информационных источников об инновационных проектах и инвесторах:

– Российская сеть трансфера технологий – www.rttn.ru

– Франко_российская инновационная сеть – www.rfr_net.org

– Британо_российская технологическая сеть – www.brin.co.uk

– Европейская Сеть Инновационных Релей – Центров http://irc.cordis.lu

– Сеть частного капитала www.nvst.com

– Система поиска партнеров для реализации инновационных  проектов –www.gate2growth.com

– Компания Yet2.com, подбирающая партнеров для реализации проектов коммерциализации технологий – www.Yet2.com

По продвижению  технологий через офисы трансфера  технологий университетов и НИИ [7]

Офисы трансфера  технологий создаются для продвижения разработок конкретных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. В задачи офиса трансфера технологий университета или научно-исследовательского института входит:

• Отбор и  оценка университетских разработок, обладающих коммерческим потенциалом.

• Патентные  и маркетинговые исследования.

• Охрана различных  видов интеллектуальной собственности  и know_how.

• Подготовка лицензионных соглашений, контрактов на оказание инженерно-консультационных услуг, договоров о научно-техническом и производственном сотрудничестве и т.п.

• Оценка интеллектуального  вклада в создаваемые университетом  или научно-исследовательским институтом совместные предприятия.

• Правовая помощь в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции.

• Управление созданными фирмами для коммерциализации результатов  научных исследований и разработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Как провести экспертизу проекта коммерциализации технологий, под ред. А. Квашнина, М.: 2006
  2. Методическая поддержка центров коммерциализации технологий, под ред.: О. Лукши, П. Сушковой, А. Яновского, М.: 2006
  3. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития, под ред. В.Г. Матвейкина,  С.И. Дворецкого, Л.В. Минько,  В.П. Тарова,  Л.Н. Чайниковой,  О.И. Летуновой, М.: 2007
  4. Совершенствование механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности в современных условиях экономики, под ред.: Вакуленко У.В., Шлецер А.С., М.: 2006
  5. Cущность коммерциализации интеллектуальной собственности: http://referatwork.ru/refs/source/ref-82124.html
  6. Институциональные условия коммерциализации технологий в инновационной экономике, под ред. Шаблин Е. Ю., М.: 2011
  7. Как продвигать проекты коммерциализации технологий, под ред. М. Катешовой, А.  Квашнина, М.: 2006

 




Информация о работе Разработка эффективного инструментария коммерциализации результатов исследований и разработок в России