По субъектам инновационной
деятельности, которые их используют
Инструментами по субъектам
рыночных отношений при коммерциализации
интеллектуальной собственности в
процессе инновационной деятельности
являются: [5]
- органы государственного управления и контроля;
- предприятие, создающее и использующее новые технологии в инновационной деятельности;
- авторы (создатели) интеллектуальной собственности;
- заказчики (инвесторы), участвующие путем финансирования в цикле создания и использования интеллектуальной собственности и в организации промышленного выпуска новой продукции;
- конкуренты, выпускающие конкурентную продукцию (услуги) на основе собственных разработок или аналогичных объектов интеллектуальной собственности;
- "пираты", осуществляющие несанкционированное использование объектов интеллектуальной собственности предприятия и выпускающие поддельную продукцию.
По основным составляющим
институциональной среды коммерциализации
технологий [7]
- Институт прав на интеллектуальную собственность. Действующий режим закрепления прав на результаты исследований, уровень развития норм (формальных и неформальных) в сфере интеллектуальной собственности, эффективность контроля за их соблюдением, величина соответствующих трансакционных издержек существенным образом влияют на степень коммерциализации технологий. [6]
- Стимулы инновационной деятельности, спроса на инновационные товары. Существование стимулов компенсирует риски и сложности распространения и освоения результатов исследований, повышает привлекательность новых технологий, создает тем самым предпосылки для их коммерциализации. При отсутствии льгот вложения в новаторские проекты (особенно на их начальном этапе) зачастую не являются экономически наиболее выгодными. Среди основных инструментов государственной политики стимулирования инновационной деятельности выделяются: прямая поддержка (бюджетное финансирование высокотехнологичных проектов (в т.ч. на основе государственно-частного партнерства), предоставление субсидий, государственный заказ на наукоемкую продукцию, инновационная активность правительственных компаний и др.); косвенные стимулы (налоговые, таможенные, нефинансовые льготы); техническое регулирование (введение высоких норм, стандартов, в результате чего компаниям приходится поддерживать технологичность производства на современном уровне). В свою очередь на неформальном уровне, общество должно стремиться к развитию науки и техники, поощрять инновационное предпринимательство, осознавать значение и выгоды коммерциализации технологий. Без развития инновационной культуры формируемые институты не смогут полноценно работать. Отмечается, что важную роль в формировании социальных норм играет государство, его функции не ограничиваются созданием только формальных условий.
- Механизмы обеспечения сотрудничества научного и предпринимательского секторов. Развитие партнерства научно-образовательных организаций и производства прямо влияет на степень коммерциализации технологий, повышает эффективность инновационной деятельности. Сотрудничество ведет к росту отдачи от расходов на исследования и разработки, за счет коммерческой реализации полученных результатов НИОКР и выбора направлений научных работ в соответствии с потребностями экономики, снижению влияния системных ошибок государства в определении направлений финансирования. Также кооперация позволяет компаниям получать доступ к передовым технологиям и высококвалифицированной рабочей силе, сокращать временные и финансовые затраты на разработку и освоение инновационной продукции и др.
- Инфраструктурная среда коммерциализации технологий. Организации инновационной инфраструктуры способствуют решению специфических проблем и противоречий коммерциализации технологий, содействуют снижению рисков, транзакционных и трансформационных издержек, являются связующим звеном между различными участниками процесса.
- Нормативно-правовое обеспечение коммерциализации. В связи с комплексностью коммерциализации технологий, помимо законодательных положений, относящихся к предыдущим рассмотренным институтам, на нее влияют нормы гражданского, трудового, административного, бюджетного права, регулирование научно-технической и образовательной сфер и др. Они определяют:
- рамки функционирования
участников процесса коммерциализации
(к примеру, существенное значение имеют возможности образования
малых высокотехнологичных компаний;
сопряженные с инновационным предпринимательством
административные процедуры);
- устанавливают способы
взаимодействия экономических агентов,
порядок координации их деятельности (в том числе посредством стратегий развития,
программных документов об основах политики
в области инноваций);
- задают механизмы
коммерциализации результатов исследований
(в частности, определяют нормы
договорных конструкций);
- обеспечивают стандартизацию продукции, ее безопасность для потребителей
и окружающей среды.
Создание эффективных
нормативно-правовых условий ведет
к уменьшению транзакционных издержек
инновационного предпринимательства,
что является важнейшей предпосылкой
для «превращения знаний в товар».
По методам продвижения
проектов [7]
- При вертикальном продвижении проектов коммерциализации технологий весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях научно-исследовательской деятельности от подразделения к подразделению. Это так называемая внутрифирменная коммерциализации технологий. Однако, применимость этого метода весьма ограничена в связи с тем, что либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб, либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, новые химические или фармакологические материалы).
- Горизонтальный метод продвижения технологий – это метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной технологии распределены между другими участниками коммерциализации технологий и, в частности, могут быть переданы центрам коммерциализации технологий.
По методам
продвижения технологий [7]
- Технологическое брокерское событие – инструмент продвижения технологий.
В течение ряда
последних лет были разработаны
и успешно внедрены механизмы
активного продвижения проектов
транснационального трансфера технологий
посредством поиска партнеров для инициализации
инновационных проектов в ходе технологических
брокерских событий. Технологическое
брокерское событие – это серия предварительно
организованных в одном месте встреч между
теми компаниями, которые предлагают новые
технологии, и теми компаниями, которые
ведут поиск новых технологий. Такие встречи
бывают двухсторонними, когда участниками
являются инновационные компании и их
потенциальные партнеры, или трехсторонними,
когда во встречах дополнительно участвуют
сотрудники центров коммерциализации,
которых в этом случае называют технологическими
брокерами (технологический брокер –
это организация, оказывающая услуги в
области трансфера технологии, например,
центр трансфера технологии, центр коммерциализации,
инновационный центр и др.). Использование
такого инструмента продвижения технологий
позволяет центрам коммерциализации:
a) расширить
их функциональные возможности;
b) более эффективно
использовать их ограниченные людские ресурсы;
c) интегрироваться
в европейскую инфраструктуру
транснационального трансфера технологий;
d) более эффективно
развивать рынок наукоемких технологий;
e) внедрить новые
информационные технологии продвижения
транснациональных проектов трансфера технологий;
f) обеспечить
контакты между лицами, принимающими
решения по реализации проектов
трансфера технологий.
- Инвестиционный меморандум как инструмент продвижения технологий.
Потенциальным
инвесторам или стратегическим партнерам
обычно рассылается именно инвестиционный
меморандум, а не бизнес – план. Инвестиционный
меморандум проектов коммерциализации
технологий может разрабатываться на
основе бизнес – плана инновационного
проекта, но он отличается от бизнес-плана
тем, что:
- Содержит полное описание инновационного предприятия, включая все направления деятельности (научно-исследовательская, предпринимательская и др.), а не ограничивается описанием конкретного проекта.
- Обычно инвестиционный меморандум предназначен только для внешнего использования, поэтому в него не входит конфиденциальная информация.
- Является по своей сути предложением доли в инновационном предприятии, то есть используется при поиске возможностей финансирования предприятия в целом, путем продажи доли акций инновационного предприятия.
- Число потенциальных инвесторов и стратегических партнеров, которым он рассылается, обычно крайне ограниченно.
По сети трансфера
технологий [7]
В настоящее
время в России и за рубежом
активно работает ряд сетей трансфера
технологий, как национальных, так и международных, объединяющих
центры коммерциализации, венчурных инвесторов,
бизнес – ангелов и консультантов. Ниже
приводятся электронные адреса некоторых
информационных источников об инновационных
проектах и инвесторах:
– Российская сеть
трансфера технологий – www.rttn.ru
– Франко_российская
инновационная сеть – www.rfr_net.org
– Британо_российская
технологическая сеть – www.brin.co.uk
– Европейская Сеть Инновационных
Релей – Центров http://irc.cordis.lu
– Сеть частного
капитала www.nvst.com
– Система поиска
партнеров для реализации инновационных
проектов –www.gate2growth.com
– Компания Yet2.com,
подбирающая партнеров для реализации
проектов коммерциализации технологий
– www.Yet2.com
По продвижению
технологий через офисы трансфера
технологий университетов и НИИ
[7]
Офисы трансфера
технологий создаются для продвижения
разработок конкретных высших учебных
заведений и научно-исследовательских
институтов. В задачи офиса трансфера
технологий университета или научно-исследовательского
института входит:
• Отбор и
оценка университетских разработок, обладающих коммерческим
потенциалом.
• Патентные
и маркетинговые исследования.
• Охрана различных
видов интеллектуальной собственности
и know_how.
• Подготовка лицензионных
соглашений, контрактов на оказание инженерно-консультационных
услуг, договоров о научно-техническом и производственном
сотрудничестве и т.п.
• Оценка интеллектуального
вклада в создаваемые университетом
или научно-исследовательским институтом
совместные предприятия.
• Правовая помощь
в случае нарушения прав патентообладателей
и недобросовестной конкуренции.
• Управление созданными
фирмами для коммерциализации результатов
научных исследований и разработок.
Список использованной
литературы
- Как провести экспертизу проекта коммерциализации технологий, под ред. А. Квашнина, М.: 2006
- Методическая поддержка центров коммерциализации технологий, под ред.: О. Лукши, П. Сушковой, А. Яновского, М.: 2006
- Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития, под ред. В.Г. Матвейкина, С.И. Дворецкого, Л.В. Минько, В.П. Тарова, Л.Н. Чайниковой, О.И. Летуновой, М.: 2007
- Совершенствование механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности в современных условиях экономики, под ред.: Вакуленко У.В., Шлецер А.С., М.: 2006
- Cущность коммерциализации интеллектуальной собственности: http://referatwork.ru/refs/source/ref-82124.html
- Институциональные условия коммерциализации технологий в инновационной экономике, под ред. Шаблин Е. Ю., М.: 2011
- Как продвигать проекты коммерциализации технологий, под ред. М. Катешовой, А. Квашнина, М.: 2006