Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:01, реферат
В данной работе мною ставится следующая цель: акцентировать внимание на совершенствовании мира - более быстром общем развитии общества благодаря информационным технологиям. Сама эта наука бурно развивается, и благодаря ей экономически целесообразным стал переход от бумажных технологий к электронным технологиям хранения, обработки, передачи информации любого типа в цифровом виде.
Введение
Глава 1. Общая характеристика информационных технологий
Определение информационной технологии
Цель информационной технологии
Свойства информационных технологий
Важность информационных технологий
Основные свойства информационных технологий
Роль информационных технологий в обществе
Классификация информационных технологий
Формы представления
Основные классы технологий
Социальное время
Глава 2. Развитие информационных технологий в России
2.1 Перспективы развития информационных технологий в России
2.2 ИТ-рынок - пасынок экономики России
2.2.1 Динамика российского ИТ-рынка
2.2.2 Кто готов к ИТ-внедрениям?
2.3 Становление рынка информационных технологий в России и основные проблемы его развития
Заключение
Список литературы
Особую сложность вызывает сравнительная оценка уровней трудовых издержек в Индии и России. По мнению экспертов, уровень оплаты труда в России, даже с учетом начислений, сравним с уровнем зарплаты в наиболее «дешевых» развивающихся странах Юго-Восточной Азии. В секторе создания ПО российские специалисты в значительной массе эмигрируют, чтобы оказаться на американском рынке с его быстро растущими ставками оплаты. Однако существует спрос на специалистов, которые могли бы быть рентабельны в экспортном производстве в России при оплате 10—15 долл. в час. Тем не менее, в условиях глобальной конкуренции уровень оплаты в конкурирующих странах должен быть примерно одинаков при сравнимом качестве и количестве выработанной продукции.
Существуют еще и дополнительные препятствия на пути выхода российских компаний на мировой рынок оффшорного программирования. Так, в отличие от индийских компаний, ориентированных с самого начала на экспорт, российские производители ПО в известной степени ориентированы на освоение ниш внутреннего рынка. Кроме того, экспортные цены могут оказаться не под силу многим внутренним потребителям программной продукции. Макроэкономическая политика будет оказывать значительное влияние на успех программы, в частности, поддержание долгосрочной политики курса рубля должно способствовать сохранению определенных ценовых преимуществ России. При нынешнем курсе рубля российское ПО, несомненно, имеет больше шансов закрепиться на экспортных рынках, чем через несколько лет, когда, как предполагается, курс рубля начнет расти.
2.2 ИТ-рынок - пасынок экономики России
2.2.1 Динамика российского ИТ-рынка
На протяжении трех последних лет доля ИТ-рынка в структуре российского ВВП почти не изменялась, составляя около 1,2%. Между тем, в США и Канаде этот показатель составляет 4%, в Западной Европе — 2,5% ВВП. Исходя из нынешних тенденций развития отрасли информационных технологий и макроэкономических показателей развития российской экономики в целом (около 7% роста ВВП в год), аналитики прогнозируют, что к 2010 году ИТ-рынок в России составит около 2,2% от ВВП, т.е. меньше, чем сегодняшний уровень Европы.
Достоверность таких прогнозов, считают эксперты, зависит как от общего уровня развития российской экономики и темпов роста отдельных отраслевых сегментов, так и от возможности самой отрасли информационных технологий развиваться согласно планируемым темпам роста.
В то время, как абсолютные
цифры развития сектора говорят о потенциальном
росте более чем на 200% с 2003 по 2010 гг., относительные
цифры говорят об отставании развития
сектора по сравнению с текущей ситуацией
в развитых странах. Для достижения к 2010 г.
аналогичного с сегодняшними показателями
Западной Европы уровня в 2,5% от ВВП темпы
роста отечественного ИТ-сектора в
Прогноз динамики ИТ-рынка России и его доли в ВВП
Источники: Brunswick UBS, ИД «Компьютерра», АНО ИКЦ «Бизнес Тезаурус», РБК, МЭРТ РФ
В течение 2004 года
продолжилось дальнейшее увеличение доли ИТ-услуг в общем объеме рынка,
усилилась интеграция зарубежных ИТ-компаний на
В ближайшие
годы рост ИТ-рынка будут обеспечивать
как традиционно высокие
По оценкам
экспертов рынок ИТ-
Особенностью
российского рынка
2.2.2 Кто готов к ИТ-внедрениям?
По уровню инвестиций в ИТ лидируют крупные компании: они делают большие вложения в новые технологии, поэтому в относительном выражении их затраты на автоматизацию сейчас велики. До средних предприятий волна современной автоматизации только начинает доходить. Сектор малого бизнеса представлен в основном новыми компаниями, которые изначально придают должное значение использованию информационных технологий. По прогнозам, в ближайшие годы относительные затраты малых предприятий на ИТ возрастут. Этому также способствует целый ряд инициатив, предложенных в 2004 году компаниями-производителями для сектора среднего и малого бизнеса.
Специалисты заключают,
что затраты крупных
Больше всего на ИТ сейчас тратят финансовые институты и предприятия телекоммуникационной сферы и транспорта — соответственно 15% и 13% от реализации произведенных услуг. Объясняется это тем, что бизнес компаний в этих сегментах во многом связан с информационными технологиями. Выделяется также ТЭК, предприятия которого относятся к разряду крупного бизнеса. Постепенное увеличение затрат на ИТ, однако пока незначительное, наблюдается и в сфере торгового бизнеса.
Согласно опросам iOne, распределение российских компаний по готовности инвестировать в ИТ происходит следующим образом: 15% компаний подходят к этому вопросу консервативно (затраты на ИТ - менее 0,5% от общего оборота), у 31,6% компаний ИТ-бюджет составляет от 0,5 до 1% оборота, у 36,7% компаний — от 1 до 2% оборота (группа «mainstream» - основной поток), и, наконец, у 16,5% компаний — более 2% оборота (их можно отнести к группе «активных сторонников ИТ»).
По данным iOne, об увеличении затрат на ИТ сообщили 63% компаний, о сокращении корпоративного ИТ-бюджета — только 4%. Каждый второй ИТ-руководитель считает, что на текущий момент его компания явно недостаточно тратит на ИТ.
Структуризация по масштабу предприятий показывает, что к типу активных сторонников новых технологий относятся ИТ-директора самых маленьких (с оборотом до $10 млн.) и самых крупных (свыше $1 млрд.) компаний. Сегмент компаний, «идущих в потоке» с тяготением к более активному использованию ИТ, пердставлен предприятиями, переходящими от малого к среднему бизнесу (с оборотом $10–50 млн.) и от среднего к крупному ($300–1000 млн.). Наиболее противоречивая и склонная к консерватизму категория — средние предприятия с годовым оборотом $50–150 млн.
2.3 Становление рынка информационных технологий в России и основные проблемы его развития
Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на информационные технологии. Всего за три года, в период с 2000 по 2003 годы, рынок информационных технологий в России вырос почти вдвое – более чем до 6 млрд. долларов США и достиг к концу 2004 г. уровня 7,5 млрд. долларов США.
Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, абсолютные объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента от ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд. долларов, что составляет более 5 процентов от ВВП. При этом на российском рынке сохраняется сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном отечественных) составляет лишь 30 процентов от общего объема, а рынок программных продуктов – 14 процентов.
Всего 14 процентов объёма рынка ИТ идет на экспорт. Для сравнения, в других странах, динамично развивающихся в области ИТ, на экспорт приходится в среднем от 70 (Израиль) до 80 (Индия) процентов.
Заметны существенные отличия от мировой практики в структуре участников отечественного рынка ИТ. По сравнению с большинством стран с развитым рынком ИТ, показатели даже крупных российских ИТ-компаний малы. Так, средняя выручка лидирующих индийских (570 млн. долларов США) и ирландских (380 млн. долларов США) компаний, специализирующихся на продаже программного обеспечения и оказании ИТ-услуг, превосходит средний оборот аналогичных российских предприятий более чем в 10 и 5 раз соответственно.
Активным потребителем информационных технологий в Российской Федерации выступает государство. Как и в развитых зарубежных странах, доля спроса государства в течение последних 5 лет в отрасли ИТ достигала 30 процентов, являясь существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", АО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Оставшийся объем спроса преимущественно приходится на предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, а также, в меньшей степени, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают в использовании ИТ.
Уровень распространенности информационных технологий среди населения России ещё очень далек от показателей развитых стран. Хотя в данном направлении в России за последние годы происходил стремительный рост, подобное положение, как и в целом по отрасли, объясняется начавшимся только несколько лет назад стартом рынка с практически нулевых показателей.
Отечественный рынок ИТ мал
в абсолютном выражении, отстает
по большинству характеристик как
от развитых, так и от многих развивающихся
стран, и далёк от насыщения по
всем показателям. Отчасти такое
положение вызвано
К благоприятным для развития отрасли ИТ факторам относятся продолжающийся экономический подъем и высокий базовый уровень образования населения. Продолжающийся экономический подъем вызвал необходимость реструктуризации многих предприятий, а также привел к росту инвестиционных ресурсов, находящихся в их распоряжении. В результате, ряд предприятий начал инвестировать в проекты по оптимизации внутренних процессов и сокращению неэффективных затрат, в частности, путем применения ИТ. Высокий уровень образования значительной части населения дает ресурс для подготовки специалистов в области ИТ и опытных пользователей с относительно небольшими усилиями и затратами.
Проблемы, препятствующие развитию рынка ИТ, можно разделить на законодательные проблемы, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, сдерживающие рост экспорта и институциональные проблемы.
Неразвитость
законодательной базы для ИТ в
целом и для отдельных
Проблемы, мешающие развитию внутреннего рынка, делятся на мешающие развитию спроса со стороны основных групп потребителей (государственные органы, предприятия, население) и ограничивающие предложение.
Со стороны государства спрос на ИТ ограничивают отсутствие квалифицированного спроса на ИТ-продукты и услуги; отсутствие достаточного количества образованных пользователей ИТ в органах государственного управления и в государственных организациях; непрозрачность проведения конкурсов на выполнение государственных заказов (ограничен доступ для новых компаний); недостаточная эффективность проведения масштабных ИТ-проектов в силу ведомственной разобщенности; низкий общий уровень использования ИТ в органах государственной власти. Полноценная реализация федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" поможет сформировать квалифицированный спрос на ИТ со стороны органов государственной власти, осуществлять более масштабные и сложные проекты, привести к качественно лучшему уровню использования ИТ.
Общий нестабильный бизнес-климат в России приводит к нежеланию крупных предприятий вкладывать в долгосрочные проекты в области ИТ (например, системы автоматизации предприятия). Завышенные сроки амортизации компьютерного оборудования, неопределенность с отнесением на себестоимость продукции и со списанием программного обеспечения также снижают экономические стимулы внедрения ИТ на предприятиях.
Низкий спрос на ИТ-услуги и продукты со стороны населения вызван преимущественно низкой платежеспособностью (особенно в регионах) и несформированной потребностью в приобщении к новым технологиям.
Развитие спроса со стороны всех групп потребителей тормозится высокими импортными пошлинами на компьютеры и комплектующие, увеличивающими стоимость средств ИТ на внутреннем рынке. Наличие таких пошлин идет вразрез с мировой практикой.
Для предприятий отрасли ИТ, как российских, так и зарубежных, ведение деятельности в России осложняется большим количеством административных и фискальных проблем. Так, высокая доля расходов на оплату труда в общей структуре затрат ИТ-компаний увеличивает общую налоговую нагрузку (за счет единого социального налога) по сравнению с "традиционными" отраслями и снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
Информация о работе Развитие информационных технологий в России