Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:01, реферат
В данной работе мною ставится следующая цель: акцентировать внимание на совершенствовании мира - более быстром общем развитии общества благодаря информационным технологиям. Сама эта наука бурно развивается, и благодаря ей экономически целесообразным стал переход от бумажных технологий к электронным технологиям хранения, обработки, передачи информации любого типа в цифровом виде.
Введение
Глава 1. Общая характеристика информационных технологий
Определение информационной технологии
Цель информационной технологии
Свойства информационных технологий
Важность информационных технологий
Основные свойства информационных технологий
Роль информационных технологий в обществе
Классификация информационных технологий
Формы представления
Основные классы технологий
Социальное время
Глава 2. Развитие информационных технологий в России
2.1 Перспективы развития информационных технологий в России
2.2 ИТ-рынок - пасынок экономики России
2.2.1 Динамика российского ИТ-рынка
2.2.2 Кто готов к ИТ-внедрениям?
2.3 Становление рынка информационных технологий в России и основные проблемы его развития
Заключение
Список литературы
Проблемы, сдерживающих развитие экспорта продукции и услуг ИТ из России. Экспортно-импортные операции значительно усложняются из-за разрешительной процедуры получения сертификатов и лицензий ФАПРИД (особенно критичным данный фактор является для малых и средних предприятий), огромного количества документов при таможенном оформлении. Кроме того, специфика экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг не описана в законодательстве, что приводит к необходимости доказывать возможность экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг для каждой отдельной сделки.
Расширению экспорта, кроме вышеназванных факторов, мешает еще и устоявшееся недоверие зарубежных партнеров к российской отрасли ИТ, вызванное во многом их неосведомленностью. Помимо претензий к защите прав на интеллектуальную собственность, преобладает мнение о нестабильности налогового и таможенного законодательства, недостаточном знании английского языка, отсутствии контроля качества в российских компаниях, тогда как в этих областях российские компании достигли в последние 2-3 года значительных улучшений.
К проблемам институционального характера относятся неразвитость механизмов финансирования, неразвитость и высокая стоимость инфраструктуры, недостаток кадров для отрасли ИТ.
Неразвитость
механизмов финансирования во многом
вызвана описанными выше проблемами
налогового и таможенного
Дорогая и часто
недостаточная инфраструктура тормозит
развитие целых направлений бизнеса,
например, передачу внутренних функций
организаций сторонним
Недостаток
кадров для отрасли ИТ вызван как
отставанием системы
Из приведенного
перечня факторов (как положительных,
так и отрицательных) видно, что
на большинство из них предприятиям
или группам предприятий
За последние 10-15 лет ряд стран (Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия, Китай и другие) добились существенного развития отрасли ИТ за счет ориентации на экспорт продуктов и услуг, а также привлечения международных компаний, открывающих на их территории свои производственные, научно-исследовательские или обслуживающие подразделения. Использование такого подхода позволит обойтись относительно небольшими вложениями государства, развить недостающие знания за счет зарубежного опыта, а также за короткое время значительно улучшить имидж России как высокотехнологичной страны.
При условии использования и развития своих конкурентных преимуществ Россия может занять достойное место на международном рынке ИТ, увеличив объем экспорта продуктов и услуг ИТ до 2010 года в несколько раз.
Однако только развития экспорта для ликвидации сырьевой зависимости российской экономики недостаточно. Необходимо развивать внутренний рынок ИТ, стимулируя спрос населения, внедрение информационных технологий в бизнес и в государственное управление. Это позволит повысить производительность труда во всех отраслях экономики и ускорить их темпы роста.
Таким образом, стимулирование развития внутреннего рынка и экспорта должны рассматриваться как одинаково приоритетные направления. Такое параллельное развитие позволит также преодолеть экономическую неэффективность внутреннего рынка, приводящую к завышенным ценам на основные ИТ-продукты.
Российский рынок ИТ сегодня находится в стадии становления, и многие выделяемые общепринятыми международными классификациями сегменты этого рынка пока не сформированы. Большинство отечественных ИТ-компаний в своей деятельности не специализируются на каких-либо конкретных сегментах отрасли в силу их несформированности и малого объема, а предоставляют смешанный спектр услуг и продуктов. Например, компании, занимающиеся системной интеграцией, зачастую попутно устанавливают клиентам аппаратно-техническое обеспечение и программное обеспечение, а впоследствии оказывают услуги по поддержанию функционирования системы. На развитых рынках все эти услуги оказываются специализированными компаниями. В результате отсутствия специализации универсальные компании не достигают максимальной эффективности в каждом из сегментов рынка.
На этапе становления отрасли ИТ рост каждого в отдельности сегмента в значительной степени обеспечивает поддержку и стимулирует рост других её сегментов (например, развитие аппаратно-технической базы стимулирует спрос на программное обеспечение и ИТ-услуги). Таким образом, на нынешнем этапе развития отрасли ИТ в России формирование специфических стимулов для отдельных сегментов рынка представляется преждевременным.
Соответственно, мероприятия по государственному стимулированию внутреннего рынка ИТ целесообразно проводить для всего рынка в целом. Например, программы повышения компьютерной грамотности населения в целом приведут к росту спроса и на аппаратно-техническое, и программное обеспечение, и на ИТ-услуги, а кроме того, повысят число грамотных пользователей ИТ в бизнесе и в органах государственной власти, что также будет способствовать росту спроса. Таким образом, для развития внутреннего рынка необходимо, в первую очередь, стимулировать спрос, а также устранить проблемы, препятствующие росту предложения.
Уровень проникновения информационных технологий в России в целом остается низким. По числу семей, обладающих компьютерами, Россия (11 компьютеров на 100 семей) далеко отстает не только от США и Западной Европы, но и от стран Восточной Европы, Балтии, ряда развивающихся стран. При этом наблюдается значительная разница в этом отношении между Москвой и регионами: в Москве до 40 семей из 100 имеют дома компьютер, в то время как в небольших городах и на селе - менее 5 семей из 100. Не имея доступа к компьютеру, дети и взрослые в малообеспеченных семьях не могут получить базовые навыки компьютерной грамотности. Это приводит к росту "цифрового неравенства", что ограничивает доступ граждан к информации, мешает получению качественного общего и профессионального образования, снижает их конкурентоспособность на рынке труда.
Основным средством для ликвидации "цифрового неравенства" является государственная поддержка покупки населением персональных компьютеров. Программы поддержки существуют как в развитых странах (Великобритания, Италия, Швеция и др.), так и в развивающихся (Румыния, Египет). России необходимо разработать программу поддержки малообеспеченных семей при покупке компьютера, используя зарубежный опыт. Для развитых стран целевым уровнем распространенности персональных компьютеров, при котором прекращается поддержка их приобретения со стороны государства, является показатель 75-80 компьютеров на 100 семей.
Снижение или полная ликвидация импортных пошлин также является рычагом для повышения возможности населения покупать компьютеры. В настоящее время, пошлины на компьютеры и комплектующие составляют от 5 до 20 процентов их стоимости, что идет вразрез с международной практикой. Поскольку Россия практически не производит компьютерной техники, то пошлины не несут функций защиты внутреннего производителя и лишь повышают стоимость компьютера для конечного потребителя. Ликвидация пошлин на компьютеры и комплектующие согласуется с позицией ВТО.
Другим рычагом повышения спроса населения на компьютеры и роста компьютерной грамотности является обучение работе на персональном компьютере и создание общедоступных компьютерных центров. Так, в школах компьютер должен стать не только инструментом учебного процесса при преподавании математики, истории, химии и других предметов, но и средством постоянной коммуникации между всеми участниками учебного процесса. Для этого необходимо проводить программы обучения учителей использованию персональных компьютеров в учебном процессе. Подобные программы уже проводятся крупными международными компаниями ИТ, и можно воспользоваться имеющимися наработками. Параллельно должно идти наращивание компьютерной базы в школах и подключение школ к сети Интернет.
В целом ряде регионов уже открыты общедоступные компьютерные центры. Они также способствуют ликвидации "цифрового неравенства", поэтому государству необходимо поощрять их создание муниципалитетами или же напрямую финансировать их открытие.
Мощным рычагом воздействия на внедрение ИТ является государство. При значительной доле государственного спроса на рынке ИТ в России, спрос этот раздроблен и в основном приходится на оборудование. Необходимо централизовать государственные закупки средств ИТ как для консолидации заказов, так и для осуществления межведомственных проектов создания информационных систем. Спрос предприятий на ИТ растет вместе с общим ростом управленческой культуры и улучшением бизнес-климата. Рост управленческой культуры приводит к тому, что предприятия начинают активно искать возможности увеличения выручки и лучшего использования ресурсов, чему и способствуют государственные проекты создания информационных систем. В результате улучшения бизнес-климата предприятия охотнее вкладывают средства в длительные инвестиционные проекты, какими обычно являются проекты ИТ.
Помимо мер, направленных на улучшение бизнес-климата, государство может увеличить спрос предприятий на ИТ, способствуя увеличению числа специалистов по ИТ, общему повышению компьютерной грамотности, а также повышая доступность оборудования за счет снижения импортных пошлин и уменьшения сроков амортизации компьютерной техники.
Параллельно с мерами по стимуляции спроса необходимо устранять проблемы, мешающие расширить предложение ИТ. Основными из них, как уже сказано выше, являются недостаток специалистов по ИТ, высокая налоговая нагрузка на предприятия отрасли ИТ и административные проблемы.
Развитие экспорта продуктов и услуг ИТ из России предусматривает два основных направления увеличения спроса:
· повышение
конкурентоспособности
· привлечение в Россию центров разработки программного обеспечения и предоставления ИТ-услуг крупных зарубежных компаний.
Привлечение таких
компаний должно рассматриваться не
только как источник повышения объема
экспорта, но и как важный инструмент
заимствования Россией
К перспективным относятся направления, в которых российские компании могут эффективно использовать свои конкурентные преимущества – относительно недорогие трудовые ресурсы, наличие высококвалифицированных специалистов с опытом решения сложных нестандартных задач, близость к ряду экспортных рынков. Исходя из этих преимуществ, наиболее перспективным направлением является предоставление ИТ-услуг на экспорт в сегменте разработки заказного программного обеспечения.
Перспективным направлением является также разработка встроенного программного обеспечения и дизайн оборудования на базе собственных центров зарубежных ИТ-компаний в России. Кроме того, есть некоторые перспективы у прикладных и развлекательных программных приложений для населения и мелкого бизнеса, где размер компании и проблемы для входа на рынок не играют большой роли.
В развитии экспорта ИТ-оборудования у России нет значительных конкурентных преимуществ на мировом рынке. Кроме того, в этом сегменте пришлось бы конкурировать с одной стороны, с крупными западными компаниями, а с другой – с дешевыми производствами в Юго-Восточной Азии.
В качестве заказчиков работ по заказному программированию на первом этапе будут превалировать ИТ-компании, работающие в сегментах с уменьшающейся прибыльностью бизнеса – к таковым относятся системные интеграторы, а также разработчики заказного программного обеспечения. В соответствии с этой схемой работы, российские компании будут выступать в качестве субподрядчиков при выполнении работ.
Оказание услуг напрямую конечным клиентам (в том числе разработчикам программного обеспечения) более доходно. В настоящий момент, выход российских компаний на прямые взаимоотношения с компаниями-заказчиками осложнен неразвитостью сети представительств и низкой информированностью о российских компаниях на зарубежных рынках. Малый средний размер российских ИТ-компаний также препятствует их конкурентоспособности при получении крупных заказов.
Наиболее сильную конкурентную позицию на этом рынке занимает Индия благодаря налаженному процессу исполнения задач и низкой стоимости работ. Россия может рассчитывать на определенную долю на рынке, как благодаря преимуществу в навыках разработки сложных алгоритмов, так и благодаря желанию заказчиков уменьшить зависимость от одной страны.
Информация о работе Развитие информационных технологий в России