Региональная инновационная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Эффективность инновационного развития региональной экономики зависит не только от того, насколько эффективна инновационная деятельность самостоятельных экономических агентов (фирм, научных организаций, вузов и др.) в отдельности, но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания, использования и трансфера новшеств, что выдвигает на первый план задачу формирования инфраструктуры.
Цели данной работы состоит в исследовании инфраструктуры региональных инновационных систем.

Файлы: 1 файл

Региональная инновац система.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Эффективность инновационного развития региональной экономики зависит  не только от того, насколько эффективна инновационная деятельность самостоятельных  экономических агентов (фирм, научных  организаций, вузов и др.) в отдельности, но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания, использования и трансфера новшеств, что выдвигает на первый план задачу формирования инфраструктуры.

Инфраструктура региональных инновационных систем – это совокупность экономических субъектов и механизмов, организационно и материально обеспечивающих эффективное взаимодействие потребителей, посредников и производителей наукоемкой продукции в процессе создания новшеств и последующую диффузию (распространение через использование) наукоемкого продукта в хозяйственной среде в форме инноваций территориально в переделах определенного региона. Формирующаяся инфраструктура региональных инновационных систем призвана заменить связи, организационные формы и механизмы, которые существовали в административной экономике.

Одной из важнейших предпосылок  активизации инновационной деятельности в регионе является формирование информационной инфраструктуры, которая  способствует и определяет становление  региональной инновационной системы  на основе удовлетворения следующих основных потребностей в источниках информации: законодательная база (общая и специализированная); потенциальные источники финансирования; определение патентной чистоты и патентный поиск; приоритеты государственных и коммерческих организаций, заинтересованных в инновациях; маркетинговая информация: выставки, конкурсы; прогнозы развития региональной экономики и отдельных отраслей; региональные государственные научно-технические программы; инновационные проекты; возможности получения гарантий и страхования инвестиций; кредитные истории компаний; условия охраны собственности на информационные ресурсы; формирование государственного информационного ресурса на региональном уровне; создание и развитие информационных систем и сетей региона.

Цели данной работы состоит  в исследовании инфраструктуры региональных инновационных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Инфраструктура  региональных инновационных систем

1.1. Понятие  региональной инновационной системы

Важным фактором развития национальной инновационной системы России является формирование и развитие региональных инновационных систем как составляющих НИС. Основная цель формирования региональных инновационных систем заключается в создании более льготных условий инновационной деятельности на каждой конкретной территории.

Основной целью региональной инновационной политики является создание и развитие региональной инновационной  системы, обеспечивающей:

1)   население региона  высокотехнологичной продукцией;

2)  стимулирование  инновационной активности предприятий, рост конкурентоспособности продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

3)   правовое регулирование  и защиту интересов субъектов  инновационной деятельности;

4)   создание благоприятных  условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере, поддержку малого и среднего предпринимательства;

5)   формирование  современной эффективной инновационной  инфраструктуры;

6)   согласованное  взаимодействие всех элементов  региональной инновационной системы и встраивание их в национальную инновационную систему.

В отечественной и  зарубежной литературе широко используется понятие региональной инновационной  системы, но единого определения, учитывающего все аспекты региональной системы, не существует.

Анализ различных точек зрения по определению сущности региональной инновационной системы дает возможность выявить следующие общие черты:

1) система представляет  собой совокупность институтов, инициирующих, создающих и распространяющих  новые виды продукции и технологии;

2) главным, определяющим  в системе являются знания;

3) система выполняет  ряд функций: планирование, прогнозирование,  координация, стимулирование и  контроль, а также специфические  функции: производство, генерация,  распространение и использование  знаний.

В нашем представлении  региональная инновационная система  – это совокупность организаций  и предприятий, расположенных на данной территории и осуществляющих деятельность по созданию и реализации инновационной продукции (услуг), а  также совокупность организаций инновационной инфраструктуры, региональных органов государственной власти и институтов, обеспечивающих реализацию механизмов инновационного развития региона, осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей нормативно-правовой базы, отвечающих особенностям и требованиям функционирования НИС.

Основная цель региональных инновационных систем заключается  в обеспечении устойчивого экономического развития и повышении качества жизни  населения путем: 1) создания дополнительных рабочих мест как в сфере науки, так и в сфере производства и услуг; 2) увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет расширения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения; 3) повышения образовательного уровня населения; 4) решения собственных экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий1.

Схематично модель РИС  можно представить следующим  образом (см. рисунок 1). Основной деятельностью  в виде производства инновационной  продукции занимаются крупные и  средние промышленные предприятия, инновационные фирмы, прикладная наука и инновационный сектор научно-образовательного комплекса, составляющие производящую часть инновационной системы – субъекты инновационной деятельности. В свою очередь, способствуют осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции, субъекты инновационной инфраструктуры: учреждения (организации) образования, готовящие кадры для инновационной деятельности; научные центры и университеты, где происходит генерация большинства бизнесидей, т. е. результатов научных исследований, имеющих коммерческую ценность и (или) перспективу коммерциализации.

Рис. 1. Модель региональной инновационной  системы

 

Органы власти и управления (высший уровень инновационной системы) осуществляют регулирование и формируют нормативно-правовое поле инновационной деятельности, разрабатывают программы развития и поддержки, контролируют выполнение проектов и программ.

Данная модель является оптимальной с учетом принципа необходимости и достаточности. Достоинство модели – демонстрация основной укрупненной структуры инновационной системы, являющейся универсальной для любого территориального образования. Реальные инновационные системы в регионах России значительно отличаются от предложенного обобщения: в ряде регионов одни элементы развиты в значительной степени, другие – вообще отсутствуют. В табл. 1 представлены данные по количеству субъектов инновационной инфраструктуры в разрезе федеральных округов РФ2.

Таблица 1
Субъекты инновационной инфраструктуры в разрезе федеральных округов

Основой для сравнения  стали данные по количеству инновационно-технологиче-ских центров (ИТЦ), технопарков и центров  трансфера технологий (ЦТТ) в каждом федеральном округе. К сожалению, на сегодняшний день в большинстве субъектов РФ отсутствует развитая инновационная инфраструктура, а в ряде регионов инновационные системы находятся на стадии формирования.

В настоящее время  подавляющее большинство регионов России не обладает ни природными, ни промышленно-технологическими ресурсами, позволяющими обеспечить собственное развитие. Активизация инновационной деятельности, разворачивание конкурентоспособных наукоемких производств в рамках формирования и развития РИС может стать единственным фактором, обеспечивающим развитие территории.

Формирование РИС представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в ходе которого должна реализоваться  политика государственных и местных  органов власти, определяющая стратегию  формирования РИС, стимулирование частного капитала для участия в инновационном развитии региона. Формирование и развитие инновационных систем любого уровня – это в основном прерогатива федеральных органов, центральных властей. В самой природе РИС уже заложены основы федерализма, если учесть, что региональная инновационная система является подсистемой национальной инновационной системы3.

При различном уровне инновационного развития регионов очень  сложно разработать единые правила  формирования и развития инновационной  системы, обеспечить проведение единой политики в регионах. При этом алгоритм формирования РИС может быть универсальным (табл. 2).

Важным условием инновационного развития региона является стабильная политическая и экономическая ситуация как на уровне государства, так и  на уровне территории.

Предложенный нами алгоритм формирования РИС является универсальным  для всех субъектов РФ, независимо от уровня инновационного потенциала того или иного региона. Алгоритм может быть дополнен и адаптирован  для каждого конкретного региона  исходя из особенностей последнего и степени функционирования субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры.

При реализации инновационной  политики органам власти субъекта РФ целесообразно использовать успешный опыт формирования и развития РИС  других регионов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Новосибирская область, Республика Татарстан и др.

Таблица 2
Алгоритм формирования региональных инновационных систем

 

 

Инновационный путь развития страны в целом и ее отдельных  регионов требует создания эффективного механизма формирования и распространения инноваций, а также механизмов управления инновационной деятельностью. Проблемы становления инновационной экономики регионов связаны с необходимостью создания эффективных региональных инновационных систем. В настоящее время, несмотря на большое количество исследований в данном направлении, отсутствует единый методологический подход к формированию РИС. Предложенный алгоритм формирования региональных инновационных систем, по нашему мнению, является оптимальным и включает необходимые инструменты для проведения успешной инновационной политики региона. Именно региональные инновационные системы России должны обеспечивать становление экономики, основанной на знаниях, и способствовать участию России в мировом инновационном процессе в качестве равноправного партнера.

1.2. Особенности  инфраструктуры региональных инновационных систем

Во многих регионах при  поддержке региональных органов  власти в рамках инфраструктуры РИС централизованно создаются структуры, являющиеся носителями идеологии инновационных преобразований в экономике для реализации потребностей региональных научно-технических комплексов при продвижении их нововведений на различных этапах инновационного цикла.

Существуют различные  подходы к продвижению функциональной инфраструктуры региональной инновационной системы с ее составляющими элементами. Так, например, по мнению Монастырского Е.А.4, основными составляющими региональной инновационной системы являются:

• коммерциализация технологий (центр трансфера технологий, офисы коммерциализации и технологий, инновационно-технологический центр);

• создание малого наукоемкого бизнеса (бизнес-инкубатор, технологический парк, инновационно-промышленный комплекс);

• оказание услуг бизнес-структурам (коучинг-центр, тренинг-центр, информационно-аналитический центр, бюджетный фонд, консалтинговое агентство, центр коллективного пользования, технико-внедренческие зоны).

Существует и другая точка зрения авторов5, где в качестве подсистемы инновационной инфраструктуры рассматривают:

• финансовую, включая (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), иные финансовые институты (фондовый рынок высокотехнологических компаний);

• производственно-технологическую: технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий;

• информационную: база данных, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и тому подобные центры;

• экспертно-консалтинговую: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга.

Следующий подход по определению  инновационной инфраструктуры базируется на выделении следующих групп:

• производственно-технологической, в состав которой могут входить бизнес-инкубаторы, инновационно-промышленные комплексы, инновационно-технологические центры, технопарки, технико-внедренческие зоны и т. д.;

• экспертно-консалтинговой, представленной чаще всего центрами трансфера технологий, центрами консалтинга, инновационными центрами и др.;

• кадровой, состоящей из коучинг-центов, тренинг-центров, различных образовательных учреждений;

Информация о работе Региональная инновационная система