Риск в инновационной деятельности и методы его снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:31, реферат

Описание работы

Риск является непременным элементом реализации любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

Содержание работы

Введение 3
Инновационный риск 5
Сущность инновационного риска 5
Виды инновационных рисков 8
Методы снижения инновационных рисков 14
Заключение 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Логашов Д.А., 09эп2зи.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

     МИНОБРНАУКИ РОССИИ

     Государственное образовательное учреждение высшего

     профессионального образования

     «Пензенская государственная технологическая  академия»

     (ПГТА) 
 
 

     Кафедра ЭиМ 

     Контрольная работа по дисциплине Риски в современном  бизнесе

     На  тему «Риск в инновационной деятельности и методы его снижения» 
 
 

     Выполнил: студент группы 09ЭП2зи Логашов Д.А.

     проживающий по адресу: г.Пенза ул.Урицкого д.16 кв.4

     контактный  телефон: 73-42-30 
 

     Проверил: преподаватель кафедры

     Козина  Е. В. 
 

       Пенза 2011

       Содержание

   Введение 3

   Инновационный риск 5

       Сущность инновационного риска 5

       Виды инновационных рисков 8

   Методы снижения инновационных рисков 14

   Заключение 18

   ПРИЛОЖЕНИЕ 20

   Список литературы 21

 

    Введение

 

       Риск  является непременным элементом  реализации любого хозяйственного решения  в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, который  обусловлен наличием ряда факторов, воздействие  которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

       Для современной экономики России характерен неустойчивый экономический рост. Это состояние обусловлено недостаточным вниманием к процессу обновления производства, где инновационная составляющая, в силу ряда факторов, оказывается невысокой. Это неблагоприятно сказывается на всем воспроизводственном цикле. Нарастающий кризис инновационной деятельности и критическое положение в инвестиционной сфере лишний раз заставляет обращаться к проблеме инновационной активности как к важнейшему источнику нового качества экономического роста.

       Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

       Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.

       Процессы, происходящие в настоящее время  в России, изменившиеся условия деятельности потребовали переориентации принципов  работы предприятий на анализ и оценку многообразных внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность  их деятельности.

       На  Западе, даже в относительно стабильных условиях хозяйствования значительное внимание уделяется проблеме исследования рисков. В переходной же экономике  нестабильность текущей ситуации ведет  к усложнению этой проблемы.  Естественным в данной ситуации является желание применить западный опыт исследования рисков в российских условиях, что, однако,  затруднено ввиду специфики исследования рисков в переходной экономике.

       Российскими учеными проводились исследования, связанные с вопросом исследования рисков. В первую очередь, это работы, связанные с анализом рынка ГКО. Также рассматривались вопросы  оценки банковских и страховых рисков.  Имеются определенные разработки в области информационных и отраслевых рисков.

       Все эти исследования, как российские, так и западные, базируются на общем  теоретическом фундаменте, включающем в себя основные понятия, связанные  с теорией риска.  Основной задачей данной статьи является раскрытие понятия «риск» в его сложности и многообразности, что поможет при решении дальнейших проблем, связанных с рисками.

 

Инновационный риск

       Сущность  инновационного риска

 

       В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Термин «инновация» используется и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.

       Различные ученые трактуют понятие инновации  в зависимости от объекта и  предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

       Анализ  различных определений инновации  приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

       Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена  с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически  отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые  организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды.

       Риск  инновационной деятельности тем  выше, чем более локализован инновационный  проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность  успеха возрастает. При этом прибыль  от реализации успешных инновационных  проектов настолько велика, что покрывает  затраты по всем остальным неудавшемся  разработкам.

       В общем виде, риск в инновационной  деятельности можно определить как  вероятность потерь, возникающих  при вложении организацией средств  в производство новых товаров  и услуг, в разработку новой техники  и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а  также при вложении средств в  разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

       Инновационный риск возникает при следующих  ситуациях:

    1. при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
    2. при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;
    3. при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товар.

       Виды  инновационных рисков

 

       Неизбежным  условием хозяйствования является неопределенность. Инновационная деятельность в большей  степени, нежели другие направления  предпринимательства, сопряжена с  риском. В условиях нестабильности экономической конъюнктуры проблема риска возникновения потерь при  вложении фирмой средств в инновации  становится особенно актуальной.

       Можно выделить несколько видов риска, наиболее характерных для современных  условий:

    1. риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одной из причин возникновения данного риска является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегий организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает практическую значимость имеющегося у него исследовательского задела и исходит из заведомо оптимистического взгляда на значимость своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки;
    2. риски не обеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя:
      1. риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта)
      1. риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта)
      2. риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства, либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов)
      3. риск при использовании комбинированного метода финансирования проекта, т.е. организация использует одновременно несколько источников (может не хватить источников финансирования на определенных этапах реализации проекта из-за сложности комбинирования этих источников);
    1. маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта, и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски, в первую очередь, обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые, также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. В данном случае затраты организации при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и пр. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие виды:
    2. риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качестве и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий
    3. риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий когда спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.
    4. риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю
    5. риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками;
    6. риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают:
    7. риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера)
    8. риск заключения организацией договоров на условиях либо отличающихся от наиболее приемлемых, либо обычных для организаций данной отрасли (в случае необходимости для выполнения проекта уникального сырья, материалов или комплектующих изделий, количество поставщиков которых ограничено, и в случае, когда организация не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях)
    9. риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами)
    10. риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего возникают потери организации, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта
    11. риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении инновационного проекта;
    12. риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
    13. риски усиления конкуренции. Причины могут быть следующие:
    14. утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников организации, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами
    15. несовершенство маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах
    16. замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения НИР, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров
    17. недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции)
    18. появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей
    19. выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная организация
    20. появление новых местных организаций-конкурентов
    21. экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров;
    22. риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;
    23. риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам:
    24. риск необеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, технологий
    25. риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения – это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить монопольную прибыль. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично в случае несоответствия охраняемого объекта промышленной собственности условиям патентоспособности, установленным законом, наличия в формуле изобретения, полезной модели или в совокупности существенных признаков промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки, неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей)
    26. риски легальной и нелегальной имитации конкурентами запатентованных организацией инноваций возникают обычно, в первом случае, при так называемых «параллельных разработках», когда на основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайнерских решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации, во втором случае, потому, что организации-патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений.

Информация о работе Риск в инновационной деятельности и методы его снижения