Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 10:53, реферат
Целью написания реферата является изучение проблем развития НТП (научно-технический прогресс) в России, анализ современной ситуации в области инновационной политики нашей страны.
Задачи состоят в изучении сущности НТП, его основных направлений и форм; рассмотрение основных документов, регулирующих деятельность в сфере науки и инноваций.
Введение 2
1. Сущность НТП, его формы и основные направления 3
2. Современное состояние инновационной сферы и государственная политика России в области инноваций 8
3. Экономическая и социальная эффективность НТП 21
Заключение 22
Список литературы
Положено начало созданию территориально
обособленного комплекса -
Проведена значительная работа по совершенствованию
правового режима инновационной
деятельности - уже введены и продолжают
вводиться соответствующие
В то же время при реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации не достигнут запланированный уровень ряда индикаторов, связанных, прежде всего со спросом на инновации в реальном секторе экономики. Это обусловлено существенным снижением в период кризиса спроса на инновации со стороны компаний реального сектора, а также уменьшением бюджетного финансирования мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы".
В целом не удалость переломить ряд
значимых для инновационного развития
негативных тенденций, существенно
ускорить процесс интеграции российской
инновационной системы в
Государственные средства, выделяемые
на научно-исследовательские и
В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.
Ни частный, ни государственный
сектор не проявляют достаточной
заинтересованности во внедрении инноваций.
Уровень инновационной
Эти тенденции определяют необходимость корректировки проводившейся до настоящего времени политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания общих объемов поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы на решение критических для инновационного развития проблем.
Вместе с тем одним из важнейших с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у России конкурентных преимуществ является человеческий капитал. По доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8 процента численности населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция и Япония, а также опережает Германию, Италию и Францию.
Сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования. Согласно международным рейтингам, российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров. В десятку лучших университетов мира входит 10 учебных заведений США, лучший университет России-МГУ в мировом рейтинге QS WUR 2011 на 112 месте. Из 200 лучших университетов мира в России -1, в США-85, Великобритании- 19, Германии-14, Франции-8.
Эти негативные тенденции обусловлены, в том числе и недофинансированием сферы образования в конце XX - начале XXI века. В последние годы наметилось некоторое улучшение ситуации, но по относительным показателям государственного финансирования этой сферы Россия по-прежнему значительно уступает странам-лидерам, а также значительному числу стран, идущих по пути догоняющего развития. По данным Федерального казначейства и Организации экономического сотрудничества и развития, в 2009 году Россия расходовала на образование 4,6 процента валового внутреннего продукта, Франция - 5,5 процента, Великобритания - 5,2 процента и Соединенные Штаты Америки - 5 процентов. Недостаток финансирования существенно усугубляется структурными проблемами, включая устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования современных кадров, в том числе управленческих. При этом оценка качества образования, которую дают российские работодатели, в целом невысокая.
Кроме качества образования значительную
роль для будущего инновационного развития
играют и формируемые у человека
жизненные установки и модели
поведения. Ключевые для инновационного
предпринимательства личностные качества
- мобильность, желание обучаться
в течение всей жизни, склонность
к предпринимательству и
Целенаправленная работа по развитию
компетенций в сфере
В настоящее время также остается
низкой восприимчивость бизнес-
Существуют и значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне организаций. По показателю "Способность компаний к заимствованию и адаптации технологий", рассчитанному Всемирным экономическим форумом, Россия в 2009 году находилась на 41-м месте из 133 - на уровне таких стран, как Кипр, Коста-Рика и Объединенные Арабские Эмираты.
Российские компании тратят на инновации значительно меньше средств, чем их зарубежные конкуренты в соответствующих секторах. В рейтинге тысячи крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, Россия представлена только тремя компаниями - открытым акционерным обществом "Газпром" (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля затрат на исследования и разработки в выручке - 0,6 процента), открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ" (758-е место, 0,8 процента) и открытым акционерным обществом "СИТРОНИКС" (868-е место, 2,6 процента).
Внутренние затраты на исследования и разработки в Российской Федерации (в текущих ценах) неуклонно возрастали с 48 млрд. рублей в 1999 году до 485,8 млрд. рублей в 2009 году (в 2,1 раза в ценах 1999 года). В итоге Россия входит в десятку ведущих стран мира по общему объему указанных затрат, хотя существенно отстает по такому показателю, как доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте - 1,25 процента (в Израиле - 4,27 процента, в Финляндии -3,96 процента, в Швеции - 3,62 процента, в Германии - 2,82 процента и в Соединенных Штатах Америки - 2,79 процента), ( Компания Microsoft тратит на инновации 8,7 млрд долларов, это примерно 261 миллиард рублей).
Несмотря на выдающиеся успехи отдельных российских ученых, в 2010 году на Россию приходилось всего 2,08 процента научных статей, публикуемых в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science), тогда как на Францию - 4,67 процента, Германию - 6,47 процента и Китай - 15,08 процента.
Признание инноваций важным инструментом
государственной политики пока в
недостаточной степени
В отличие от стран с развитой
инновационной системой в России
недостаточно развита система
Отдельной проблемой является неприспособленность
системы государственной
На государственном уровне признано, что фундаментальная наука – одна из стратегических составляющих развития общества, а результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой устойчивого развития государства, являясь фактором, определяющим место России в современном мире.
В каждой стране система
государственной поддержки
Однако при всех различиях
в формировании национальных моделей
основополагающие принципы их построения
и функционирования сходны. Суть их
сводится к тому, что государство
и наука взаимодействуют как
две ответственные перед
Государство воздействует на науку:
- как законодатель, устанавливающий
правовые основы
- как один из основных
источников финансирования
- как массовый потребитель новой технической продукции, военной и гражданской;
- как крупный субъект
научно-технической
- как координатор совместных
действий всех секторов науки
по развитию национального
- как организующее звено,
формирующее и определяющее
В конечном итоге государство
в различных формах поддерживает
наиболее важные научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Информация о работе Роль государства в стимулировании инновационного развития