Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:33, статья
Инновации в туризме – это разработка, создание новых туристских маршрутов, проектов и т.д. с применением достижений науки, техники, IT-технологий, а также передового опыта в областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить уровень занятости населения, обеспечить рост его доходов, ускорить социально-экономическое развитие и улучшить туристский имидж страны и регионов.
Важнейшей чертой современного этапа развития экономики является повышение роли инноваций как основы экономического роста государств, а также стремление развитых стран конкурировать за счет высоких технологий и нестандартных нематериальных активов.
Роль инноваций в развитии туризма
Статья опубликована в журнале «Креативная экономика» № 12 (60) за 2011 год, cтр. 130-136.
Рубрика: туризм и гостиничное хозяйство
Аннотация:
Инновации в туризме – это разработка, создание новых туристских маршрутов, проектов и т.д. с применением достижений науки, техники, IT-технологий, а также передового опыта в областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить уровень занятости населения, обеспечить рост его доходов, ускорить социально-экономическое развитие и улучшить туристский имидж страны и регионов.
Ключевые слова: инновации, инновационная система, инновационная стратегия, рынок туристских услуг, туризм
Маклашина Л.Р.
Аспирант факультета Инвестиционный
менеджмент, Нижегородский архитектурно-
Важнейшей чертой современного этапа развития экономики является повышение роли инноваций как основы экономического роста государств, а также стремление развитых стран конкурировать за счет высоких технологий и нестандартных нематериальных активов.
И политика, и стратегия…
Широкое внедрение в хозяйственный оборот инновационных продуктов и технологий стало ключевым фактором экономического роста и улучшения качества жизни населения.
Термин «инновации» в
современном его понимании
В российском законодательстве
под инновацией понимается «конечный
результат инновационной
В утвержденных президентом
РФ «Основах политики Российской Федерации
в области развития науки и
технологии на период до 2010 года и дальнейшую
перспективу» в качестве важнейшей
задачи определено формирование национальной
инновационной системы (НИС): «Национальная
инновационная система должна обеспечить
объединение усилий государственных
органов управления всех уровней, организаций
и научно-технической сферы и
предпринимательского сектора экономики
в интересах ускоренного
Основные направления формирования национальной инновационной системы:
• создание благоприятной экономической и правовой среды (создание благоприятного инвестиционного климата);
• построение инновационной инфраструктуры;
• совершенствование
Отражением государственной
инновационной политики является инновационная
стратегия. Это неотъемлемая часть
стратегии социально-
Без новизны нет развития
В последние десятилетия в России, как и во многих других странах, предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Большинство российских инноваций возникает в тех стратегических отраслях, которые целенаправленно финансируются государством (например, в области вооружений и космонавтики). Однако, несмотря на существование достаточно развитых инновационных отраслей, стратегия инновационного развития России выстроена по принципу инновационной стратегии всех отраслей хозяйствования.
Что касается коммерческих предприятий,
в частности в сфере услуг
и туризма, то их руководители пока
не стремятся рисковать и
По данным центра исследований
и статистики науки (ЦИСН) только 5–6%
российских промышленных предприятий
ведут разработки и внедрение
технологических инноваций. В начале
1980-х годов таких
Расходы на НИОКР у ведущих стран Запада составляют 2–3% ВВП, у США – 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, они достигают 3,5–4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП [6].
Недостаточно развита в России и сфера услуг.
Между тем тенденции мирового социально-экономического развития показывают, что в настоящее время в мире в сфере услуг производится более половины валового внутреннего продукта. Свыше 40% размещенных в мировой экономике прямых инвестиций приходится на торговлю, банковские и финансовые услуги, страхование и туризм. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработке нефти и газа.
По данным Всемирной туристской
организации, туристический бизнес
обеспечивает 10% оборота производственно-
Инновационная политика государства
направлена на создание благоприятных
условий развития туриндустрии, повышение
эффективности функционирования туристических
компаний и полноценное удовлетворение
соответствующих потребностей населения.
Рычагами влияния государства на
инновационную деятельность туристических
организаций являются предоставление
налоговых льгот активным организациям,
осуществляющим инновационную деятельность;
специальная научно-
Факторы инновационного развития туризма
Турфирмы в условиях рыночной
экономики все более осознают
необходимость разработки новых
продуктов и услуг и связанную
с этим экономическую выгоду. Благодаря
своему уникальному природному и
культурному потенциалу, а также
огромному интересу туристов из дальнего
и ближнего зарубежья как к
новому неохваченному направлению
Россия имеет все основания для
инновационного развития туристской отрасли.
Индустрия туризма способствует
созданию условий для устойчивого
экономического роста, повышения уровня
качества жизни населения, обеспечения
сбалансированного социально-
Туризм является одной
из важнейших отраслей сервиса, и
это требует современных
Однако при грамотном подходе к созданию и реализации инновация может принести немалый доход и немалую пользу. Инновации в индустрии туризмаглавным образом направлены на формирование нового туристского продукта, новых подходов в маркетинговой деятельности, а также на применении новых методов управления с использованием IT-технологий. Внедрение инноваций позволит повысить конкурентоспособность туристических организаций и отрасли в целом. Создание новых и развитие перспективных видов туризма увеличивают рост потребительского спроса на рынке туристских услуг.
Следует выделить следующие факторы, определяющие степень инновационного развития туризма:
• рыночная конъюнктура рынка и конкуренция (на внутреннем и внешнем рынках);
• внешняя среда (уровень развития науки и техники, усовершенствование законодательной и юридической базы, политическая и экономическая стабильность);
• кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);
• ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура) [2].
Управление подстегивает процесс
В туризме нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны, и чтобы внедрить новшество, надо осуществить изменения и в других сферах. Например, чтобы отказаться от старой привычки бронирования тура по факсу и перейти на систему on-line бронирования, позволяющего получать мгновенно подтверждение, компания должна обучить сотрудников, установить компьютеры с соответствующим программным обеспечением, внести изменения в условия договора между оператором и клиентом и т.д. При этом туроператор экономит время обработки заявки, ускоряет процесс оформления тура, своей оперативностью привлекает новых клиентов.
Для формирования инновационной
стратегии и дальнейшей реализации
инновационных идей в сфере туризма
(автоматизация, разработка программного
обеспечения, разработка новых видов
туризма и новых туристских маршрутов,
новизна в услугах в сфере
гостеприимства и т.д.) необходима система
управления инновациями, отвечающая требованиям
отрасли и рынка. Эффективность
создания нового туристского продукта,
темпы его развития определяются
инновационной активностью в
производстве нового продукта, который
либо удовлетворяет совершенно новую
потребность, либо позволяет расширить
рынок потребителей. Инновационная
активность проявляется через
Вывод
На основании изученных методологических подходов к исследованию инновационного управления в туризме, описанных в отечественной и зарубежной литературе, на наш взгляд, для построения эффективной методики инновационного развития необходимо оценить весь спектр показателей, относящихся к сфере услуг, учитывая исторические и местные условия развития конкретной туристской дестинации, а также провести комплексный анализ состояния туристских ресурсов.
Открыть статью в PDF
Ссылка для цитирования:
Литература:
1. Письмо президента Российской Федерации № Пр-576 от 30.03.2002 г.
2. Новиков В.С. Инновации в туризме. Учебное пособие [Текст]. – М.: Академия, 2007.
3. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие [Текст]. – М.: Маркет ДС, 2008.
4. Национальные инновационные системы в России и ЕС [Текст]. – М: ЦИПРАН, 2006.
5. Осеевский М.Э. Модернизация экономики Санкт-Петербурга инновационное развитие и структурные преобразования [Текст] // Инновации, , 2010, №5 (специальный выпуск).
6. Рогов С.М. Будет ли
Россия мировым
7. www.unwto.org.en [Электронный ресурс] // сайт Всемирной туристской организации
ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:
Публикация статьи в журнале ВАК
В том числе, в кратчайшие сроки, мы проводим внутреннее рецензирование, высылаем авторские экземпляры.
Публикация научной статьи в рецензируемом электронном журнале
Журнал включен в
РИНЦ. При положительном заключении
рецензентов публикация
Издание монографии
От 45 до 60 дней, договор, рецензенты, ISBN, качественная полиграфия.
Другие статьи по этой тематике:
Соколов И.А.
Внедрение моделей
инновационной логистики в
Большинство проблем на туристском рынке возникает вследствие отсутствия между турфирмами культуры корпоративных отношений, а также из-за использования недобросовестных приемов в конкурентной борьбе. Особенно острым являются низкий профессионализм персонала и отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма. Устранению имеющихся проблем может способствовать внедрение новых инновационных моделей в управлении, например, инновационной логистики.
// Российское