Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:23, контрольная работа
Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. Конечным результатом является рост конкурентоспособности продукции, предприятия, экономики в целом.
Введение 3
1. Понятие и составляющие рынка инноваций 4
2. Формы участия на рынке инноваций 7
3. Тенденции развития рынка инноваций 8
4. Практика реализации инноваций (на примере рынка туристических
услуг) 11
Заключение 14
Список использованных источников 15
Содержание
Введение 3
1. Понятие
и составляющие рынка инноваций
2. Формы
участия на рынке инноваций
3. Тенденции
развития рынка инноваций
4. Практика
реализации инноваций (на
услуг) 11
Заключение 14
Список
использованных источников 15
Введение
Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. Конечным результатом является рост конкурентоспособности продукции, предприятия, экономики в целом.
В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.
По существу смысл всей экономической реформы состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники. Это обусловливает необходимость развития рынка инноваций.
Все
вышесказанное обуславливает
Рынок инноваций представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участникам по ценам, срокам и масштабам такого обмена.
Рынок
инноваций характеризуется
- является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);
- является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;
- характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов. Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании.
Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности. Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах. Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей.
Рынок инноваций формируют научные организации, временные научные коллективы, научно-исследовательские организации, вузы. Основным товаром такого рынка являются продукт интеллектуальной деятельности, научный и научно-технический результат [7].
Соответственно операторами инновационного рынка являются рынок финансов, рынок интеллектуальной собственности и сервисные структуры. В настоящее время рынок финансов практически сформировался и готов инвестировать и развивать результаты НИОКР, ориентированных на конечного потребителя. Но парадокс технологической отсталости российского рынка интеллектуальных услуг при наличии мощной науки в стране, объясняется крайне слабой интеграцией научно - исследовательской деятельности ученых, не ориентированной в должной мере на коммерциализацию технологий, на формирование технологической политики отвечающей требованиям рынка, отсутствием сколько - нибудь удовлетворительной проводящей сети научно - технического прогресса. Пищевая промышленность крайне разрознена. Это подтверждается аналитическими исследованиями по данному сектору. Понятие корпоративность, стратегическое управление и планирование, технологический и инновационный менеджмент, управление нематериальными активами, интеллектуальный капитал в настоящем смысле еще только входят в российскую практику.
К составляющим рынка инноваций в общем виде можно отнести:
- научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, методики, программы) о результатах законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включая работы по созданию новой техники, технологии, материалов, работы в области технико-экономических исследований, информатики, экологии, математического моделирования и т.д.;
- экспериментальные и опытные образцы новой техники (продукции);
- научно-технические услуги, включая участие в пусконаладочных работах, авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области ("ноу-хау"), обучение персонала заказчика (потребителя), научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации;
- прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.).
Объектами рынка инноваций являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществлённой форме (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и в неовеществленной форме (информация, различного рода техническая документация, знания, производственный опыт).
2. Формы участия на рынке инноваций
Основными формами участия на рынке инноваций являются:
1. Передача прав на пользование интеллектуальной собственностью на основе определенных договорных отношений (лицензионных и безлицензионных).
2. Организация производства продукции и/или оказание услуг, в том числе с образованием нового юридического лица или без него.
Участниками процесса коммерциализации инноваций, имеющие необходимые финансовые ресурсы, обычно выступают:
1. Крупные компании, в том числе транснациональные (ТНК), заинтересованные в инновациях для совершенствования своей деятельности или выхода на рынок с новым товаром. Они отдают предпочтение перспективно наиболее значимым инновациям, прежде всего из сферы «новой экономики».
2. Крупные и средние компании, ориентирующиеся на работу на рынке своей страны. Их, прежде всего, интересуют инновации, доведенные до опытного или серийного производства, которым практически на 100% гарантирован спрос. Для этих компаний большим плюсом является возможность импортозамещения иностранной продукции.
3. Венчурные компании и фонды, которых интересуют революционные инновации, особенно в сфере «новой экономики». Их основное требование: рынок инновации должен быть динамично развивающимся, с перспективами выхода на объемы продаж, измеряемые сотнями миллионов долларов.
4.
Частные инвесторы, которого
5.
В некоторых странах активно участвуют
в инновационной деятельности специальные
банки.
3. Тенденции развития рынка инноваций
Современными тенденциями развития рынка инноваций являются: хайтеграция, сервизация, софтизация [3,4].
Хайтеграция характеризуется преимущественно интенсивным обменом «высоких технологий», а не их продажей на рынке. Это обусловлено тем, что «высокие технологии» выступают в качестве катализатора экономического развития.
С повышением технологического уровня в экономике ряда развитых стран наблюдается процесс сервизации или «деиндустриализации», который отражает падение доли экономически активного населения в производственной сфере вследствие повышения технологического уровня и роста производительности труда и перелив освобождающихся в непроизводственную сферу, что значительно влияет на качество жизни всего населения.
Софтизация характеризуется ускоренным развитием нематериальных факторов производства (компьютерных сетей, средств телекоммуникаций и т.д.). Это приводит к увеличению значимости развития «мягкой инфраструктуры», в отличие от производственной инфраструктуры, росту общественного богатства в его необъективированной форме, т.е. не в созданных работниками благах, но в изменении их самих.
Способы
продвижения инновационной
-
«ознакомительный» маркетинг,
-
«прикладной» маркетинг,
-
«сравнительный» маркетинг,
Без рынка инноваций невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая связь между конкретными участниками. В рыночной экономике конкуренция позволяет предпринимателю выбрать оптимального потребителя (качество продукции, цена и т.д.). Через постоянно меняющиеся цены товаров и услуг, процентные ставки на кредит рынок дает объективную информацию об общественно необходимых издержках производства и качестве тех товаров и услуг, которые каждый реализует или покупает.
В процессе отраслевой конкуренции рынок постоянно выявляет средневзвешенные издержки производства и различные модификации товаров. В результате такой оценки (спрос и издержки) определяется рыночная стоимость. На ее основании формируются оптовые и розничные цены. Рынок позволяет стимулировать Оптимизацию территориального и отраслевого разделения труда. Межотраслевая конкуренция вынуждает менять ассортимент продукции или производство. Конкуренция выявляет те регионы, где издержки могли быть снижены, их снижение зависит от налоговых, технических, экономических изменений.
Рыночный механизм выполняет также и роль «санитара». Слабые предприятия не могут работать при рынке, а эффективным предприятиям рынок дает «зеленый свет».
Важное условие завоевания лидерства на рынке — достоверная информация о его конъюнктуре. Многие предприниматели признают, что ориентироваться на неизвестного потребителя невыгодно. Конъюнктура — это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которая характеризуется соотношением между спросом и предложением, уровнем цен, товарных запасов, портфелем и др [2].
При определении подлежащих оценке параметров конкурентоспособности инновациии исходят из того, что одна часть параметров характеризует потребительные свойства товаров (их потребительную стоимость), а другая - его экономические свойства (стоимость). Потребительная стоимость товара, из которой складывается его полезный эффект, определяется набором определенных параметров. Определение набора потребительных параметров товара - ключевой элемент анализа спроса.